Что относится к детским организациям. Система дошкольного образования в россии

Граждане Российской Федерации имеют конституционное право на получение образования. В стране данная область признана приоритетной, правительство уделяет ей особое внимание.

В законодательстве есть нормативные правовые акты, в которых прописаны типы учебно-образовательных учреждений, их структура, функциональные обязанности.

Специфика политики в сфере образования

В данной области государственная политика базируется на следующих принципах:

  • Гуманизация образования. В приоритете - общечеловеческие ценности, здоровье и жизнь современного индивида, свободное формирование личностных качеств, развитие трудолюбия, гражданской ответственности, уважения к другим людям, семье, родине, окружающей природе.
  • Взаимосвязь образовательного и культурного федерального пространства. Предпочтение отдано сохранению национальной культуры, традиций, учитывая многонациональность российского государства.
  • Адаптация образовательного процесса к уровню и специфике подготовки и развития воспитанников, обучающихся.
  • Отсутствие религии в образовании для муниципальных и государственных учебных заведений.
  • Плюрализм и свобода в ОУ.
  • Государственно-общественный вариант управления образовательным процессом.

Характеристика современных образовательных заведений

В статье 12 ФЗ «Об образовании» говорится о том, что учебные учреждения разного типа осуществляют процесс обучения с реализацией одного или нескольких видов образовательных процессов, полноценного воспитания, развития. ОУ представляет собой юридическое лицо, у которого может быть разная организационно-правовая форма: государственная, муниципальная, негосударственная (частная, религиозная, общественная).

Все муниципальные и государственные типы образовательных учреждений функционируют на основании базовых положений об ОУ, которые утверждаются Правительством РФ. Негосударственные учреждения не подчиняются таким Постановлениям, они могут стать для них лишь образцами (рекомендациями).

Установление государственного статуса учебного заведения (вида, типа, категории ОУ) осуществляется с учетом направления его деятельности во время официальной государственной аккредитации. Структурные подразделения, отделения, филиалы образовательного учреждения по доверенности могут иметь в полном объеме либо частично правомочия юридического лица. Допускается и использование подразделением собственных счетов, самостоятельного баланса в кредитных и банковских организациях.

Подобные типы образовательных учреждений России создают в целях совершенствования и развития учебного и внеурочного процесса. Закон в полной мере регламентирует порядок создания, а также деятельность таких УО.

Классификация

Типы дошкольных образовательных учреждений, функционирующих на территории Российской Федерации:

  • Детский сад оздоровления и присмотра.
  • Учреждение с национальным (этнокультурным) образовательным компонентом.
  • Дошкольные группы образовательных государственных учреждений по типу «сад – школа».
  • Центры развития ребенка.
  • Прогимназии при ОУ.
  • Центры образования школьников.

Рассмотрим подробнее все типы дошкольных образовательных учреждений.

Специфика детских садов

Они являются максимально распространёнными учреждениями по обеспечению дошкольного государственного образования. Здесь предполагается полноценный уход, присмотр, оздоровление, воспитание, обучение малышей. Это самые массовые и доступные типы образовательных учреждений. Типы образовательных программ могут различаться в зависимости от направления деятельности, выбранного в детском саду.

В подобном заведении комбинированного типа есть несколько различных групп:

  • компенсирующие;
  • общеразвивающие;
  • оздоровительные

Такие типы образовательных учреждений есть в каждом районном центре РФ, они рассчитаны на воспитание малышей от трех до семи лет.

Характеристика разных видов ДОУ

В дошкольной сфере есть и определенные типы специальных образовательных учреждений компенсирующего (коррекционного) характера. Подобные заведения посещают дети, имеющие разнообразные патологии: задержку психического развития, проблемы с опорно-двигательной системой, с туберкулезной интоксикацией, ослабленным слухом и зрением, нарушениями интеллектуального развития, с дефектами речи.

Подобные типы образовательных учреждений в основном функционируют круглосуточно, располагаются они за пределами городов. Здесь для малышей создаются специальные условия: бассейны, диетическое питание, массажные кабинеты. Работают в садах высококвалифицированные воспитатели, медицинские работники, психологи. Для того чтобы ребенку было легко адаптироваться среди сверстников, наполняемость групп не превышает 15 человек.

Помимо лечения малышей в таких дошкольных учреждениях компенсирующего типа осуществляется обучающий и воспитательный процесс, для занятий разрабатываются особые программы. Специальные консультационные центры, создаваемые при ДОУ, помогают родителям справляться со сложными ситуациями, решать своевременно возникающие проблемы. Для того чтобы попасть в подобное учреждение, нужно иметь направление врача-педиатра, а также справки установленного образца, соответствующие профилю детского сада.

Общеразвивающие дошкольные учреждения в качестве приоритетного направления своей деятельности выбирают интеллектуальное, физическое, эстетическое, художественное. Такие типы государственных образовательных учреждений посещают малыши от трех до семи лет.

Сады оздоровления и присмотра функционируют с акцентом на оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические процедуры и мероприятия.

Если рассматривать образовательные учреждения нового типа в дошкольной среде, нужно выделить сады с этнокультурным компонентом. Основной их задачей является формирование в воспитанниках уважения к разным культурам, терпимости к представителям иных национальностей, бережного отношения к семейным ценностям.

Воспитатели помогают ребятам осваивать культурные традиции, раскрывают истоки народных обрядов, верований и т. п. На занятиях уделяется особое внимание уважению старшего поколения.

Существуют в системе дошкольного воспитания и такие типы образовательных учреждений, как центры развития ребенка. В них есть специальные физкультурные, оздоровительные, игровые комплексы, изостудии, компьютерные классы, бассейны, детские театры. Применение комплексного подхода при организации работы с дошкольниками в подобных центрах позволяет всесторонне развивать личность ребенка. Особое внимание уделяется художественно-эстетическому и интеллектуальному развитию детей.

Есть новые типы и виды образовательных учреждений дошкольного звена, например, прогимназии.

Основным контингентом подобных заведений являются ребята младшего школьного и дошкольного возраста. Отличие в том, что здесь систематически изучаются определенные предметы: русский язык, математика, устное чтение, основы английского языка. Также в программе прогимназического обучения есть специальные предметы эстетической направленности, позволяющие в полной мере развивать личность ребенка: риторика и ритмика, плавание и подвижные игры, рисование и лепка, хореография и музыка.

Родители, выбирающие прогимназию для своих детей, сначала должны ознакомиться со списком предлагаемых предметов. Там занятия проводятся в основном в форме игры, проектной, исследовательской деятельности. В возрасте от трех до семи лет дети знакомятся с окружающим миром с помощью игр. Подобные дошкольные учреждения позволяют ребятам привыкать к обучению, постепенно погружают их в образовательную среду. Проблем с дисциплиной, домашними заданиями, посещением уроков у таких «маленьких гимназистов» в школе не возникает.

Самым ранним вариантом дошкольного образования являются ясли-сад. В таком учреждении осуществляется присмотр за малышами от двух месяцев. В яслях существует специальный распорядок дня, есть и свои развивающие занятия. Малыш, который посещает ясли, должен иметь элементарные навыки, соответствующие его возрасту.

Школьные образовательные учреждения

В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:

  • начальная общеобразовательная школа;
  • основная школа;
  • полная (средняя) школа;
  • учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
  • сменная (вечерняя) школа;
  • гимназия;
  • центр образования;
  • кадетские школы;
  • ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).

Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.

Школы - основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.

Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении. Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения. Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.

В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.

Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.

Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.

При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.

Ступени общего образования

В зависимости от уровня образовательных программ, выбранных в ОУ, предполагается три ступени обучения:

  • общее начальное образование (начальная ступень), рассчитано на 4 года;
  • общее основное образование (вторая ступень) - 5-6 лет;
  • полное (среднее) образование - 2 года обучения

Общее начальное образование направлено на освоение обучающимися счета, основ чтения, письма, овладение теоретическим мышлением, элементами самоконтроля, основами гигиены, навыками проектной и исследовательской деятельности.

Именно эта ступень является базой, фундаментом для формирования и становления личности, социального самоопределения.

Среднее (полное) образование предполагает развитие творческих способностей школьников на базе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Помимо обязательных предметов сами обучающиеся имеют право выбирать элективные и факультативные курсы, чтобы правильно определиться с будущей профессией.

Учитывая запросы родителей, на старшей ступени обучения могут быть введены профильные и базовые классы. Программы, используемые на данном этапе, создаются, реализуются на базе образовательных государственных стандартов второго поколения. Элективные и факультативные курсы также преподаются по специальным программам, утвержденными в установленном порядке.

Во всех типах государственных образовательных учреждений ученики бесплатно пользуются библиотечными, информационными ресурсами, беспрепятственно участвуют в работе ОУ, посещают спортивные секции, занимаются в компьютерном классе.

Сменные (вечерние) ОУ

В подобных учебных заведениях граждане России независимо от возраста имеют право на получение среднего (общего) и основного общего образования. Именно здесь создается основа для дальнейшего саморазвития, выполняется осознанный выбор будущей профессии, формируется культурная личность. В таких ОУ есть две ступени:

5 лет для общего основного образования;

3 года для общего (среднего) образования


Школа-интернат

Данный тип ОУ создают в первую очередь для помощи в воспитании талантливых и одаренных детей. Среди принципов, используемых в образовательном процессе, выделяют следующие: гуманизм, демократия, общечеловеческие ценности, автономность, светский вариант обучения. Такие школы могут быть нескольких видов: лицеи-гимназии, гимназии-интернаты. Для зачисления чада в такое заведение родители (законные представители) пишут заявление о приеме. В исключительных случаях ребенок становится учеником школы-интерната по решению муниципальных органов власти, органов опеки. В интернатах, создаваемых для развития талантливых российских школьников, выбирается определенное направление деятельности: физическое, музыкальное, интеллектуальное.

Детские дома

Для сирот в РФ существуют такие типы ОУ, как детские дома, школы-интернаты. Основная задача подобных заведений - создание благоприятных условий для умственного, физического, эмоционального развития личности ребенка. Государство берет на себя все материальные расходы, связанные с питанием, проживанием, обучением сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заключение

В Российской Федерации на данный момент существуют образовательные учреждения разного типа. Несмотря на серьезные отличия используемых образовательных программ, направлений работы, все они нацелены на формирование гармоничной личности ребенка.

Виды дошкольных учреждений в зависимости от своей специфики и функций подразделяются:

  • детский сад;
  • детский сад компенсирующего вида;
  • детский сад обще развивающего типа;
  • детский сад с национальным (этнокультурным) компонентом образования;
  • детский сад комбинированного типа;
  • детский сад оздоровления и присмотра;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «начальная школа — детский сад»;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «общеобразовательная школа»;
  • детский сад - центр развития ребенка;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «центр образования»;
  • дошкольные группы образовательных государственных учреждений «прогимназия».

Детский садик - это наиболее распространённый вид дошкольного государственного образовательного учреждения, подробнее на этом сайте. В нем обеспечивается постоянный присмотр за детьми, уход и оздоровление, воспитание и обучение детей. Все детские сады отличаются наличием разных образовательных прогарам.


Детский сад государственного обще развивающего вида с основным приоритетным осуществлением какого-то направления или нескольких направлений развития воспитанников - интеллектуального, физического, художественно-эстетического.

Садик оздоровления и присмотра функционирует с основным акцентом на санитарно-гигиенические, оздоровительные профилактические, мероприятия и процедуры.

В Центре развития ребенка - детский сад есть физкультурно-оздоровительный и игровой комплексы, детский театр, изостудия, компьютерный класс, также бассейн. Применяется в воспитании комплексный подход к организации всей работы с детьми - здесь осуществляется как физическое и психическое развитие, так и коррекция, а особенно акцент делается на художественно-эстетическое развитие и интеллектуальное развитие детей.

Детский садик компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции. В такие детские сады детей берут с различными патологиями, это, например, с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с нарушениями речи, с нарушением интеллекта, очень часто болеющих детей. В таких детских садах работают медики с высокой квалификацией, а для детей создаются в детском саду особые условия - это иногда диетическое питание, сауны, бассейны, массажные кабинеты, небольшое количество детей в группах. В таких детских садах компенсирующего типа детей не только лечат, но и также обучают и воспитывают в соответствии со специальной программой. При таких садах существуют консультационные пункты, где все родители могут получить правильный совет, рекомендацию, как поступать с ребёнком в том или ином случае. Чтобы попасть в такой садик компенсирующего вида, обязательно необходимо направление педиатра или справки от специалистов по конкретному профилю садика.

Виды дошкольных учреждений комбинированных типов включают в себя по несколько разных групп: это обще развивающие, компенсирующие, оздоровительные, а также группы в разном сочетании.

ДЕТСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ имеют своей задачей удовлетворение разнообразных нужд и потребностей подрастающих поколений в целях воспитательного на них воздействия, защиты прав, охраны и укрепления здоровья и устранения дефектов в состоянии здоровья и в поведении. Сложность этих конечных целей и разнообразие условий для их достижения, все более и более увеличивающиеся по мере усложнения соц. жизни и обострения соц. взаимоотношений вообще, приводят всюду (даже в капиталистических странах) к расширению базы соц. обслуживания и к усложнению форм его. Особенно это относится к детскому населению, к-рое уже издавна стало предметом внимания государственной власти и общественных организаций, гл. обр. потому, что на него всегда и всюду в т. н. цивилизованных странах делается ставка в смысле планирования и расчетов относительно будущего эконом. и полит, развития каждой страны в интере- сах господствующих классов.-П р о т о т и-по м Д. у. является школа как орган и орудие общественного воспитания, получившая свое начало и своеобразное развитие уже в глубокой древности (Египет, Греция, Рим). И если тогда Д. у. были орудием подготовки воина, рабовладельца, торговца и правителя, то в дальнейшем ходе исторического процесса школы стали кроме того и орудием порабощения, т. е. такой системы воспитания эксплоатируемых слоев населения, чтобы эти последние были наиболее податливыми и склонными повиноваться и работать на других. Отсюда-расширение сети Д. у. и усложнение их задач, изощрение методов работы и в частности стремление духовенства захватить их в свои руки и подчинить своему влиянию. В систему Д. у. вводится элемент филантропии-попечение о сиротах, бедных, брошенных и калеках. В этом смысле школа во всех ее разновидностях, получивших название Д. у., всегда являлась государственной, т. к. все нити ее управления находились в руках господствующих слоев общества. В периоды возникновения и обострения классовой борьбы возникают стремления отторжения школы от исключительного влияния господствующих классов [требование борющейся против феодализма буржуазии об отделении школы от церкви, требование борющегося рабочего класса в капиталистических странах об отделении школы от государства, сменяющееся обратным требованием полного огосударствления ее с приходом рабочего класса к власти (СССР)]. Обоснованное Марксом и Энгельсом положение о «воспитании всех детей с того момента, как они могут обходиться без материнского ухода, в гос. учреждениях и за гос. счет» есть программа будущего, но и в настоящее время на самых первоначальных ступенях ее осуществления прототип Д. у.-школа представляет собой лишь основной ствол или стержень, окруженный многочисленными учреждениями, играющими по отношению к ее задачам вспомогательную и дополняющую роль. Для обозрения сложной совокупности Д. у. их можно сгруппировать по трем основным категориям: 1) группа соц. воспитания, имеющая задачей охватить все возрастно-половые разновидности детской и подростковой массы с учетом территориальных, проф. и др. особенностей. Она обслуживает подавляющее большинство детей и подростков, нормальных по своему физ. и псих, состоянию, находящихся в нормальных условиях среды (материальной и социальной). Наряду с массовой школой всех типов стоят также и т. н. профилактические Д. у., которые, имея своим основным объектом нормальную детскую массу, в то же время тесно связаны с системой учреждений, имеющих своей задачей устранение всевозможных аномалий как в самом подрастающем поколении, так и в его окружении. Этим последним задачам служат две дальнейшие группы учреждений: 2) группа соц.-правовой охраны и 3) группа леч. и леч.-вспомогательных учреждений.- Группа соц. -правовой охраны имеет задачей защиту прав и интересов де- 84 + тей и обеспечение подрастающему поколению нормальных условий развития в целях подготовки к общественной и"трудовой деятельности путем устранения и предупреждения аномалий в их соц. и материальной среде.-Группа лечебная и вспомогательная заботится об устранении уже возникших аномалий в состоянии здоровья ребенка или его поведении (соц. дефективность), а также обеспечивает общественное воспитание детям, трудным в воспитательном отношении, «исключительным» детям (по американской терминологии). К последним относятся как дети с различными дефектами-калеки, слепые, глухонемые, слабо одаренные, невропаты и психопаты, так и категории т. н. сверходаренных детей, к-рым часто присущи нервная возбудимость и неуравновешенность и к-рые нуждаются в особых приемах воспитания. К каждой из приведенных трех группировок относится ряд учреждений, значительно разнящихся одно от другого как по целевой установке, так и по охвату возрастных контингентов, а равно и по методу деятельности. На основании учета всех этих особенностей представляется возможным наметить следующую классификацию главнейших типов учреждений. А. Нормальные дети и подростки. Учреждения открытые и закрытые. 1) Преддошкольный возраст (учреждения охраны материнства и младенчества)-консультации, ясли, дома матери и ребенка, молочные кухни. 2) Дошкольный возраст (3-8 л.)-детские сады, детские площадки, детские дома для дошкольников. 3) Первый концентр школьного возраста и переростков-школа первой ступени (8-12 лет), детские дома для детей школьного возраста (8-12 л.), школы для подростков, в том числе трудовая коммуна (13-16 лет). 4) Второй концентр школьного возраста (повышенное образование)-школа 2-й ступени (15-17 л.), семилетка (12- 15 лет), девятилетка (17-18 лет), детский дом для старших детей, школы фабрично-заводского ученичества, школы крестьянской молодежи. 5) Третий концентр-техникумы: а) индустриальные, б) сел.-хозяй-ственные, в) педагогические, г) медицинские, д) экономические и др. Эта последняя категория конечно стоит уже за гранью собственно детских учреждений, но тесно примыкает к ним, включая в свой контингент и молодых людей, еще не вышедших из подросткового возраста.-Б. Трудно-вос-питуемые, физически дефективные и умственно отсталые де-т и. 1) Дошкольное воспитание (3-8 л.)- дошкольные детские дома для а) слепых, б) глухонемых и в) умственно отсталых детей. 2) Начальное образование. I. Учреждения для трудно-воспитуемых: а) ин-тут соц. воспитания (8-16 л.), б) трудовая коммуна (13-16 л.). II. Учреждения для физически дефективных и умственно-отсталых детей: школы-интернаты для а) слепых, б) глухонемых, в) умственно-отсталых.-В. Дети и подростки как нормальные, так и исключительные, но нуждающиеся в изменении условий внешней среды. (Учреждения правовой охраны несовершеннолетних.) 1) Первичные учреждения-приемники ночлежки. 2) Дошкольные, школьные и смешанные дома, трудовые колонии. 3) Детские городки (система Д. у. разных типов). 4) Комиссии по делам несовершеннолетних правонарушителей. 5) Лечебно-воспитательные учреждения для асоциальных детей. 6) Патронаж для оказания помощи беспризорным детям. 7) Ин-т опеки над интересами детей, лишившихся родителей или потерявших связь с ними. 8) Ин-т детской социальной инспекции, проводящей в жизнь мероприятия по борьбе с беспризорностью и охране детства в целом. 9) Ин-т детской юридической консультации,имеющей задачей защиту прав детей как вне семьи, так и в семье. Г. Учреждения профилактического и леч.-воспитательного характера занимают особое положение, теснейшим образом связанное со всеми предыдущими группами и категориями (ин-т охраны здоровья детей со всеми относящимися к нему специальными учреждениями и специальными агентами в лице врачей отделов здравоохранения и школьно-сан. врачей). Основной тип их-д етская профилактическая амбулатория-диспансер, вокруг к-рого развивается работа по охране здоровья детей и подростков. Подвергая углубленному обследованию детские коллективы, он не ведет непосредственно леч. и соц. помощи, но распределяет. нуждающихся в ней по вспомогательным учреждениям, группирующимся около этого центрального учреждения. Главнейшие из них: детские площадки для физически слабых детей, дневные санатории и школы на открытом воздухе, лесные школы, санатории, детские курорты, диетические детские столовые, детские колонии и детские дома отдыха.-Приведенным перечнем главнейших видов и типов Д. у. конечно не исчерпаны все их разновидности. К ним как к системе чисто государственной, опирающейся на пролетарскую общественность, примыкает в СССР целый ряд разнообразных учреждений, самой этой общественностью порожденных. Сюда относятся напр. учреждения общества «Друг детей», Российского об-ва Красного Креста, Центральной деткомиссии и пионерских и комсомольских организаций, а именно: предназначенные для детей клубы, театры, площадки, лагеря, кино, библиотеки, пионер дома, музеи, природоведческие станции и т. д. Особое место занимают опытно-показательные учреждения, являющиеся базой научно-исследовательских институтов. О перечисленных разновидностях Д. у.-см. соответствующие слова. Все разновидности Д. у. в наст, время являются неизменным объектом самого пристального внимания со стороны мед. органов как в отношении внешнего устройства и оборудования, так и в отношении методов работы с детьми, состояния здоровья и темпа развития детей и наконец в отношении характера и объема достижений в области воспитательных задач. Участие во всем этом вытекает прежде всего из био-соц. сущности воспитательного процесса, для организации которого и создаются Д. у. Однако было выяснено и доказано, что Д.у., являясь по своим задачам фактором оздоровления молодых поколений,-в действительности все еще в силу разнообразных причин обусловливают для детских контингентов немало отрицательных влияний, действующих на них в направлении, не отвечающем конечным задачам и целям воспитания.-Д. у. массового характера усвоили приемы и методы учебы и муштровки, к-рые с большим трудом изживаются и ведут к дисгармониям в организме ребенка. Недоучет физиол. потребностей и особенностей развивающегося организма, пренебрежение (часто вынужденное в силу экономических затруднений) основными моментами оздоровления внешней среды детского коллектива-приводят к целому ряду социально-патологич. явлений, получивших в свое время наименование «школьных болезней». Некоторые Д. у. сами по себе являются как бы коррективом, предназначенным для того, чтобы исправлять недостатки в состоянии здоровья и в поведении; к таким коррегирующим типам относятся напр. школьные санатории, колонии и т. д. С Д. у. входят в соприкосновение все категории врачебных специальностей, как профилактических, так и лечебных. Преимущественная роль принадлежит врачам охраны здоровья детей, оформившимся в качестве особой специальности - врачей-педологов. В целом ряде Д. у., обслуживающих дефективных детей, врачам принадлежит главная роль. Сан. врачи имеют широкое применение своей деятельности в области гигиенического оформления внешней среды детских контингентов, обслуживаемых Д. у., эпидемиологи и инфекционисты связаны с проблемой борьбы с инфекциями в Д. у.,-и наконец врачи лечащие, особенно врачи-педиатры, имеют приложение своих сил и знаний в разнообразных специальных детских лечебницах и санаторных учреждениях. В общем задачи врача по отношению к Д. у. можно свести к следующим обобщающим положениям: 1) изучение детей и подростков в целях оценки их психо-физического состояния в зависимости от влияния внешней среды; 2) выработка мероприятий для устранения вредных факторов и для создания обстановки и условий, обеспечивающих здоровое развитие детей и подростков; 3)участие в осуществлении этих условий; 4) организационная деятельность по созданию и ведению Д. у. специального медико-педологического характера; 5) педагогическая деятельность в области санитарного просвещения и полового воспитания; общее руководство физической культурой; 6) лечебная деятельность и ортопедическая-в специально для нее предназначенных учреждениях, а. Мольков. ДЕТСКИЙ ПОРОШОК, Pulvis pro infanti-bus, P. Magnesli carbonici cumRheo(VII), состоит из 50 частей углемагниевой соли, 15 ч. корневища ревеня в порошке и 35 ч. укропного маслосахара; легкий порошок желтоватого цвета, укропного запаха, горьковато-сладкого вяжущего вкуса. - Д. п. Гуфеланда, P. Hufelandi pro infantibus (Ф VII), смесь порошков: 1 ч. шафрана, 8 ч. анисового семени, 24 ч. фиалкового корня, 28 ч. корневища валерианы, 36 ч. лакричного корня, 16 ч. углемагниевой со- ли.-P. infantium citrinus, P. ano-dynus citrinus, желтый успокоительный Д. п., смесь 20 ч. официнального Д. п. и 1ч. порошка шафрана.-P. infantium Hens-s le r-смесь 15 ч. углемагниевой соли, 5 ч. укропного маслосахара, 10 ч. порошка ревеня и 2,5 ч. медицинского мыла.-P. infantium Rosenstei n-смесь 20 ч. углемагниевой соли, 10 ч. корневища касатика, 15 ч. плодов тмина, 2,5 ч. шафрана.- P. infantium Vater-смесь углемагниевой соли, по 5 ч. плодов укропа, корневища касатика, клубня ялапы, 2,5 ч. серно-калиевой соли, 15 ч. сахара и 5 капель анисового масла.-P. antacidus s. pro infantibus-смесь 10 ч. углекальциевой соли, по 5 ч. углемагниевой соли, анисового маслосахара и сахара. Составные части детского порошка-ревень, у глемагниевая соль, лакричный корень, медицинское мыло, ялапа, сернокалиевая соль - производят слабительное действие, когда Д. п. берут в дозах около 1,0; если дозы Д. п. меньше (около 0,5), то лекарство действует послабляюще; если же принять Д. п., в который входит ревень, в дозе около 0,25, то в таком случае действие зависит по преимуществу от ревенно-дубильных веществ, оказывающих вяжущее действие, вследствие чего опорожнение кишечника происходит реже, и в случаях поноса у ребенка понос может прекратиться. Углекислая магнезия и медицинское мыло имеют значение также как нейтрализующие кислотность в желудке. Другие составные части Д. п.-укропное масло, семя и масло аниса, фиалковый корень, корневище касатика, плоды тмина-благодаря своим эфирным маслам играют роль дезинфицирующих средств, а также исправляющих вкус и запах; к последней категории относится также шафран. Все Д. п. назначаются маленьким детям по 0,2-1,0 с водой, часто с сахарной водой, при повышенной кислотности желудочного сока, расстройствах пищеварения, запорах И Диареях.Л. Медведкова.

Детское дошкольное учреждение, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации , реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Современная система детских дошкольных учреждений в России

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад . Помимо этого в России существуют и такие виды дошкольных учреждений как:

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребёнка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года - 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приёме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очерёдности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребёнка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчёте норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трёх возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения

В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе . Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребёнка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в

Современная система детских дошкольных учреждений в России

В числе учреждений данного типа наиболее распространённым является детский сад . Помимо этого в России сущетсвуют и такие виды дошкольных учреждений как:

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
  • центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основными задачами дошкольного учреждения в России являются:

  • охрана жизни и укрепление здоровья детей;
  • обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

В Российской Федерации в 2007 году насчитывалось более 45 тыс. детских дошкольных учреждений, в которых воспитывалось 4800 тыс. детей (61,3 % детей в возрасте до 7 лет, что почти приближается к уровню 1991 года - 63,9 %). Вместе с тем в ряде регионов сохраняется очередь на право получения места в дошкольном учреждении, что порой вынуждает родителей подавать заявление о приеме в дошкольное учреждение едва ли не сразу после рождения ребёнка. По данным Росстата, показатели очередности в дошкольные образовательные учреждения составляли на начало 2007 года около 1 млн детей.

На протяжении последних лет активно внедряются в практику работы дошкольных образовательных учреждений группы кратковременного пребывания детей, различные центры дошкольного образования: физкультурно-оздоровительные, ранней коррекции развития ребенка и др. Следует отметить, что сеть групп кратковременного пребывания развивается не вопреки и не вместо традиционных дошкольных учреждений полного дня, а вместе с ними.

Наряду с традиционными режимами функционирования дошкольных образовательных учреждений (12-часовым и круглосуточным режимами пребывания детей), начиная с 2000 года используются также 10-часовой и 14-часовой режимы (во многих случаях 14-часовой режим наиболее предпочтителен для родителей и менее затратен, чем круглосуточный). Это позволяет повысить доступность дошкольного образования для различных категорий родителей.

Кроме того, в настоящее время параллельно с развитием традиционных форм дошкольного образования апробируются новые модели: дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, дошкольные группы на базе учреждений дополнительного образования, а также систематическое образование детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, принятой при расчете норматива бюджетного финансирования. В группах: от 2 месяцев до 1 года - 10 детей; от 1 года до 3 лет - 15 детей; от 3 лет до 7 лет - 20 детей. В разновозрастных группах: при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей; при наличии в группе детей любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей; при наличии в группе детей любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 20 детей.

Взаимоотношения родителей и детского дошкольного учреждения

В соответствии с законодательством (Закон об образовании) правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета. Средний размер родительской платы в субъектах Российской Федерации колеблется от 176 рублей в месяц в Орловской области до 2129 рублей в месяц в Ямало-Ненецком автономном округе. Различна и доля, которую составляет родительская плата от общих расходов дошкольных образовательных учреждений на содержание ребенка: от 7 % в Орловской области до 31,9 % в Тюменской области. При этом постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П и Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» установлены ограничения по размеру родительской платы, а именно - родительская плата должна составлять не более 20 % от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Для отдельных категорий граждан (в частности, для родителей, имеющих 3 и более детей) размер родительской платы не должен превышать 10 % от расходов на содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

См. также

Источники

Ссылки

  • Дошкольное образование на портале Российской информационной сети RIN
  • Дошкольное образование на федеральном портале «Российское образование»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дошкольное учреждение" в других словарях:

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Детское дошкольное учреждение тип об … Википедия

    Дошкольное образование во всех странах Европы имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу. Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Дошкольное образование относится к детям в возрасте от 2 лет до обязательного школьного возраста (5 лет в Англии и Уэльсе и 4 в Северной Ирландии). Содержание 1 Историческая Справка 2 … Википедия

    Дошкольное образовательное учреждение - 3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми. 4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и… … Официальная терминология

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Словарь терминов по социальной статистике

    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в… … Социальная статистика. Словарь

    Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Образовательное учреждение общего назначения - дошкольное, общеобразовательное или образовательное учреждение профессионального образования, созданное для обучения лиц, не имеющих ограничений по состоянию здоровья для получения образования...