Постоянное самообразование как стиль жизни и всеобщая полезность. Влияние самообразования на общее интеллектуальное развитие

Неразрывна связь профессионализма учителя с непрерывным ("продолжающимся", пожизненным", "перманентным", "возобновляющимся") образованием. Смысл и концепция непрерывного образования – это постоянное удовлетворение развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном по времени, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможностей реализации собственной системы получения образования. Модель НО (непрерывного образования):

Временная характеристика: процесс всей жизни;

Пространственная характеристика: место не ограниченно;

Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной жизни, принцип "открытой школы";

Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех элементов, постепенный переход от низших ступеней к высшим;

Количественная характеристика: включает в себя подрастающее поколение, старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим образованием;

Функциональная характеристика: учение - субъект самообразования;

Характеристика развития: НО - это процесс, его ведущая тенденция - непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения.

Функции и принципы НО:

 Диагностические функции - при наличии диагностических и консультационных пунктов.

 Компенсаторные функции - с помощью разнообразных форм обучения (вечернего, заочного), позволяющих получить общее или специальное образование.

 Адаптационные функции, помогающие приспособиться при смене ступеней, вида образования или характера профессиональной деятельности.

 Познавательные функции - удовлетворение информационных и интеллектуальных потребностей личности.

 Культурологические функции - в удовлетворении культурных запросов.

Развивающие функции:

 согласование общественных и личных интересов каждой отдельной личности;

 предоставление возможности самоактуализициии самовыражения;

 превращение системы образования их информационно-насыщенной в развивающую.

Принципы НО:

 всеобщность, демократизм и доступность;

 непрерывность;

 интегративность и преемственность;

 принцип самообразования.

Подготовка учителя в структуре непрерывного образования должна строиться на следующих стратегических принципах:

 непрерывность, предполагающая единство допрофессионального образования, базового профессионального и последующего профессионального совершенствования;

 единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности учителя в условиях широкой гуманизации и гуманитаризации педагогического образования;

 учет тенденций перестройки, развития современной образовательной школы и опережающей по отношению к ней характер педагогического образования;

 гуманизация педагогического образования, бережное, уважительное отношение к личности будущего учителя как субъекту общения, познания, социального творчества;

 ориентация на творческую деятельность;

 фундаментализация педагогического образования во взаимосвязи с его практической направленностью;

 демократизация образования и всего уклада жизнедеятельности педагогических учебных заведений;

 приоритетное финансирование высшего образования, педагогических учебных заведений.

Самообразование учителя в структуре непрерывного образования. Понятие «самообразование» - специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей.

Самообразование - это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование. Потребность в самообразовании - признак развитой личности, элемент ее духовной жизни, сознательности, высокой организованности, ответственности.

Функции самообразования:

 дополнение, углубление, уточнение, расширение базового общего и профессионального образования;

 компенсация недостатков базового образования;

 способствование формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности;

 ознакомление и осмысление самосовершенствования;

 формирование положительной Я-концепции как условие самоактуализации и развития педагогического сознания.

 общеобразовательное;

 психолого-педагогическое;

 предметное;

 методическое;

 социальные умения;

 технологические умения.

Виды самообразования:

 фоновое общеобразовательное;

 фоновое педагогическое;

 перспективное педагогическое;

 актуальное педагогическое.

Формы самообразования:

 организационные;

 самостоятельные.

Источники:  общеобразовательная и специальная литература;

 педагогическая периодика;

 средства массовой информации;

 изучение передового педагогического опыта.

Уровни активности в самообразовании учителя:

 репродуктивный (пассивный, инертный вариант, безынициативный);

 эвристический;

 креативный.

Модель непрерывного образования должна занять достойное место в системе среднего профессионального образования. В ближайшем будущем среднее профессиональное образование видится глубоко интегрированной, многоуровневой, многопрофильной системой, способной обеспечить органическую связь между разными звеньями образования.

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования... Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»".

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».


Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).


Совершенствование качества обучения в медицинских вузах и повышение квалификации врачей все больше обсуждается во время встреч работников здравоохранения. Ведь требования к современным врачам такие, что его образование начинается в высшем учебном заведении и не заканчивается до конца его жизни.

Необходимость самообразования не зависит от опыта, стажа работы, возраста и заслуженности врача. Непрерывное развитие профессионализма и повышение квалификации составляют основу качественной медицинской помощи. Самообразование - это процесс самостоятельного обучения вне стен какого-либо учебного заведения. Оно необходимо для творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье человека, какой является профессия врача.

Существующая система повышения квалификации врача , когда он прослушивает один раз в 5 лет месячный курс, где ему рассказывают о новинках в медицине, уже не отвечает современным требованиям медицины. Чтобы быть действительно высококвалифицированным врачом, надо повышать уровень своих знаний постоянно.

В современном обществе польза от самообразования не вызывает ни у кого сомнений. А для врача самообразование - это залог профессионализма и успешности. Конечно же, самым важным этапом профессионального развития врача является приобретение практического опыта по специальности и его подтверждение, то есть получение сертификата.

Сертификация врача - это процесс присвоения статуса специалиста в выбранной им области , который доказывается прохождением экзаменов и зачетов. Наличие сертификата большой плюс при устройстве на работу в любое медицинское учреждение, оно обязательно скажется на отношениях к вам работодателей. Ведь с получением сертификата у врача повышается профессиональный авторитет среди коллег и собственная самооценка, что естественно положительным образом должен повлиять на размер заработной платы и успешную карьеру.

Врачам непросто найти время и возможности , чтобы повысить свой багаж знаний без отрыва от основной работы. Решить проблему можно, записавшись в курсы дистанционного обучения работников здравоохранения и изучая новейшие данные о способах и методах лечения, которые применяются во всем мире, оперативно размещаемых в различных Интернет порталах.

Оценку профессионального уровня врача во многих европейских странах проводят по количеству публикаций в медицинских изданиях, участий в научных и практичных конференциях, докладах на этих конференциях и наличию документов об окончании различных медицинских курсов. Если в течение года врач не участвовал ни в одном из этих мероприятий, то он не может пройти сертификацию и подтвердить категорию врача. Особое внимание обращается на отношение врача к вопросу самообразования. Если в течение 5 лет он не принимал никаких мер для повышения собственного профессионального уровня, то это может стать причиной сокращения его на работе.

Если представить деятельность врача в области самообразования глаголами, то получится: читать, анализировать, изучать, наблюдать, спрашивать, пробовать, практиковать и принимать опыт. Предметная область приложения этих глаголов к медицине заключается в изучении и внедрении новых технологий и методов лечения в медицине, а для этого надо:


Посещать передовые медицинские центры и участвовать в обмене опытом;
- систематически интересоваться событиями и новостями в современной медицине;
- повышать уровень своей культуры и эрудиции;
- проводить обзор информации в Интернете по новинкам в области медицины и фармацевтики;

Читать периодические издания по специальности и осваивать новые технологии;
- регулярно посещать конференции, симпозиумы и совещания;
- дискуссировать и проводить обмен опытом с коллегами по работе;
- изучать иностранный язык и при первой возможности посетить известные зарубежные клиники;

Своевременно обучаться на курсах повышения квалификации;
- изучать информационно-компьютерные технологии и научиться пользоваться им в области медицины;
- использовать электронную почту и Интернет для общения с коллегами по работе и передача информации;
- вести здоровый образ жизни и найти время для систематических занятий спортом. Постоянно болеющий врач не может добиться профессионального роста.

Чем больше разнообразных умений и опыта врача, тем больше шансов у него не просто устроиться на хорошую работу, но и требовать себе высокую зарплату и уважение. Ведь с уходом профессионального врача клиника теряет хорошего специалиста, на подготовку которого нужно минимум 8 лет времени и немало средств из бюджета медицинского учреждения.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Оглавление темы "Калькуляция стоимости услуг в медицине":

Самообразование это- образование, получаемое вне стен образовательных учреждений, с помощью самостоятельного изучения материала.

Преуспеть в современном мире без самообразования невозможно, также невозможно без негои формирование правильного мировосприятия, и ориентации в нашем постоянно изменяющемся далеко несовершенном мире, ибо надо знать и существующие альтернативные течения, науки, предметы, не затрагиваемые современной политизированной системой образования.

Человек всовременном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, а для этого необходимо систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания. Самообразование становится сегодня актуальной проблемой как для ученика, так и дляучителя. Учительдолжен превратиться из информатора в организатора учения.

Необходимо помнить, что школьные знания - это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.

Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.

Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться. Помимо этого, учение после выхода из школы по многим параметрам (результатам, влиянию и др.) превосходит первое. Что же может подвигнуть человека работать над собой, двигаться вперед, увеличивать свои возможности и расширять свои знания? Ответ гораздо проще, чем мы думаем!

Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообразование является мощным фактором, восполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.

Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.

Самообучение является аналогом обучения. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.

Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность . Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя - сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.

Возрасты самообразования.

Каждые пять-семь лет сознание человека, способы его мышления, тип воображения должны изменяться, освежаться. Это происходит через смену способов познания, объектов и методов исследования.

Ведь с возрастом человек не только определяется, но и «кристаллизуется», отбрасывая «лишние» интересы, уничтожая несовершенные намерения — отказываясь от нереализованных вариантов развития; так делают деревья, сбрасывая нижние, юношеские ветви, отсыхающие с годами. Но у дерева и человека спирали развития различны.

В каждой профессиональной среде установились и бытуют свои представления об оптимальном времени, в которое человек может плодотворно заниматься той или иной работой. Распространена точка зрения, что каждые шесть лет вообще следует менять место службы. Однако, даже и не конкретизируя так точно, необходимость смены деятельности признают все.

Так вот, самообразование — постоянный процесс , уравновешивающий «профессиональный кретинизм» и ведомственный эгоцентризм с широким движением общекультурной, гуманистической мысли, с объективным движением общества.

Главная задача самообразования - самостоятельное развитие и совершенствование личности для максимальной подготовки ее к жизни; построение личности, способной не только познавать существующий мир, но и целенаправленно изменять его к лучшему.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, самообразование связано с проявлением значительных волевых усилий, высокой степенью сознательности и организованности, принятием внутренней ответственности за свое самосовершенствование. Знания, приобретаемые путем самообразования, очень прочно сохраняются в памяти и продуктивно реализуются.

В основе самообразования лежат приемы деятельности, личностные смыслы, установки, качества и умения:

ставить цели, определять средства и способы их достижения, понимать смысл поставленной задачи, анализировать и оценивать собственную деятельность,расставлять смысловые акценты;

быть восприимчивым к окружающей действительности, критичным и самокритичным в оценке собственных действий и поступков окружающих;

осуществлять сознательный выбор и нести за него ответственность;

использовать имеющиеся и вырабатывать новые приемы внутреннего стимулирования самообразовательной деятельности, создавать на этой основе действенный инструментарий самовоздействия и самоподдержки;

расширять личностные образовательные интересы и потребности.

Подлинное самообразование невозможно без хорошо сформированной культуры умственного труда системы рациональных способов умственной деятельности, состоящей прежде всего из процессов приема, усвоения, переработки и передачи знаний.

Для этого необходим достаточно высокий уровень развития восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, креативности, всех компонентов саморегуляции. Поэтому формирование культуры самообразования немыслимо без развития познавательных, творческих и рефлексивных способностей.

По мнению Г.М.Коджаспировой под культурой самообразования принято понимать как высокий уровень развития всех компонентов самообразования, так и систему способностей, знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления целостной познавательно-созидающей деятельности (от самообучения до формирования определенных качеств личности).

Самообразование и геронтология

Геронтоло́гия (от др.-греч. γέρων — «старик» и λόγος — «знание, слово, учение») — наука, изучающая биологические, социальные и психологические аспекты старения человека, его причины и способы борьбы с ним (омоложение).

Старость, пожилые годы — эпоха, по определению, просветительская. Старость — один из пиков самообразования. И этот парадокс по-своему объясним. Утеряв многие деловые и прагматические связи с миром, пожилой человек ищет способы укрепления душевной, внутренней связи с ним. Как и все живое, он сохраняет в себе потребность обновляться. Теперь и того и другого он может достичь, только набирая новые знания.

Эпоха «золотой осени», мудрой поздней зрелости человека может иметь очень разную протяженность. Но для многих людей эта длительность осени связана с активностью интереса к миру. Вспыхивающая во многих и многих поздняя страсть к наукам и искусствам, к чтению и смотрению передач, к историческим расследованиям и переписке со знаменитостями — вовсе не прихоть. Пожилые люди создают этим возможность активного соприкосновения с миром. Самообразование становится образом их жизни, ее смыслом, ее энергией, спасением от бед и недугов. Занятие самообразованием превращается в стимул к существованию.

Психологическую функцию, — самообразование исполняет не только в старости.

Познание всегда — акт эмоциональный. Шквал любопытства, недоверия, изумления, даже потрясения, который оно в себе несет, сродни тем потрясениям, какие таит в себе искусство. Сочетание, наложение этих бурных эмоций познания приводит человека к эмоциональному подъему. А вместе с ним нередко возникает чувство внутреннего просветления и очищения, которое по отношению к искусству называется катарсис . Этот термин — катарсис — уходит своими корнями в питательную благословенную почву древнегреческой эстетики и философии. Великие греки уважали в нем идею об очистительном воздействии искусства на человеческую душу.

Платон верил, что переживание катарсиса способствует освобождению духа от несносных телесных пут. Аристотель поместил понятие катарсиса в ряд центральных «несущих» конструкций своей «Поэтики». Как и старшие греки, он высоко ставил катарсис, возлагал на это состояние, переживаемое человеком в момент восприятия искусства, особые надежды, видя в нем средство воспитательное, очистительное. Переживая катарсис, люди получают облегчение и очищаются от своих аффектов, получая при этом «безвредную радость». К сожалению, в «Поэтике» нет достаточно полного, однозначного определения сущности катарсиса, что, естественно, вызвало бурную длительную полемику среди исследователей.

Нет окончательной ясности в понимании катарсиса и до сих пор. Одни трактуют это состояние чисто эстетически, другие склонны к более широкой, этической его трактовке (среди последних заметное место принадлежит Г. Лессингу). К XIX веку появилась новая точка зрения — близкая скорее к медицинской, понимающая катарсис как «облегчение» души, наступающее после страстного напряжения (немецкий ученый Я. Бернайс). 3. Фрейд внес свою лепту в трактовку этого вопроса, предложив рассматривать катарсис как один из методов психотерапии.

Прежде всего разумно посмотреть на катарсис с более общих позиций и увидеть в нем черту не только переживания искусства, а некое универсальное свойство человеческой души: очищаться, сопереживая. В этом чудесном качестве отдельного человека — одна из причин выживаемости рода в целом. Жить эмоциями, страстями других людей, сливаться с ними духом, «уходить» всецело в их дела — эта способность человека предопределяет здоровье его души, дает импульс к ее развитию, очищает и раскрепощает личность.

Катарсис — одна из высших кульминационных точек всякого культурного чувства, то есть бескорыстного, познающего сопереживания делам других людей, основанного на солидарности.

В катарсисе человек «выпрыгивает» из своей изолированности, бежит от зоологического эгоцентризма, опутывающего каждого по рукам и ногам, освобождается от томительных личных аффектов. «Секрет» катарсиса в бурном и радостном преодолении себя, данного уровня своего «я». Выходит человек из этой очистительной бури сопереживания обновленным, освобожденным, помудревшим.

Ка́тарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление). Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно — высший духовно-эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на человека.

Самообразование необходимо!

Стремление к новым знаниям, духовное этическое развитие, совершенствование в своей профессиональной сфере, приобретение новых навыков и определённых умений - совершенно необходимо для современного человека.

Необходимо заметить, что человек, повышающий уровень своего самообразования, имеет богатый внутренний мир и выглядит более полезным в глазах окружающих его людей. Помимо этого, на сегодняшний день, не представляется возможным найти себе место «под солнцем» без дополнительных знаний. Это значит, что самообразование необходимо совершенно любому человеку.

В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Сам феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы. Оно-то и прокладывает путь к выходу из этого тупика.

Самостоятельное обучение с каждым годом становится все более актуальным и востребованным. Современная жизнь не позволяет людям всех возрастов и профессий растрачивать большое количество времени для посещений очных курсов, или для занятий в техникуме, институте, университете.

Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний. Самообразование — это путь развития как интеллекта, так и личности в целом. Самообразование — свободное движение личности в культуре, неформальное общение с ней — а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере. Самообразование — это неформальное бытие человека в знании.

Самообразование как вид свободной духовной деятельности — самый свободный путь к ускоренному саморазвитию. Его важно понимать как целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я.

Выстраивается цепочка: образование себя средствами Культуры — выстраивание общества вокруг себя средствами своей личности.

Особая ценность самообразования в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания.

Это тип свободного экспериментирования, духовного поведения.

Самообразование — необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ самообразовательная программа.

Конкретные виды мультимедийного самообразования:

1. Систематический просмотр определенноговидео материала

2. Прослушивание аудиокниг

3. Чтение конкретных электронных и др.изданий, подписок.

4. Обзор в Интернете информации по интересующемупредмету.

5. Работа с образовательными компьютерными программами

Источники мультимедийного самообразования.

1. Видео, аудио информация на различных носителях

2. Электронная и др. литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

3. Интернет

4. Образовательные компьютерные программы

Самообразование — основа совершенствования личности

Скажем сразу, что мы под самообразованием понимаем систематическую, организованную и самостоятельную учебу личности. Самообразование в широком смысле этого слова является необходимым компонентом всякого учения, в том числе школьного и вузовского.

Можно различить, в основном, два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности .

Называют эти виды по-разному, но нам кажется, будет правильным назвать — системное и автономное .

Системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением (школа, вуз и т. д.). Процесс обучения управляется в основном не обучающимся, а учебными заведениями. Обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях. Конечно, и при таком виде самообразования учащийся может выходить за рамки представляемой ему программы знаний и, таким образом, приближаться ко второму, более высокому уровню самообучения.

Под автономным самообразованием мы понимаем такое, когда самосовершенствование, самообучение или изучение какого-либо вопроса побуждается не извне, а из потребностей или интересов самой личности. Человек при этом сам определяет цели самообучения и объем знаний (программу занятий), который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля , самоотчета и т. д., т. е. этот процесс приближает личность к самоуправлению .

Бесспорно, что в жизни часто приходится сочетать оба указанных вида самообразования. Однако в школьный и вузовский периоды господствует системное , а в зрелом возрасте — автономное самообразование .

Программа «ШКОЛА - G» позиционируется нами как АВТОНОМНАЯ самообразовательная программа.

По своему содержанию знания разнообразны и выполняют различные функции.

Одни знания расширяют кругозор личности и способствуют формированию мировоззрения, определяющего отношения к различным сторонам внешней действительности и к самой себе, собственной деятельности, — это теоретические знания .

Личность, овладевая такими знаниями, одновременно формирует себя и собственную жизненную позицию. Следовательно, самообразование является в одно и то же время и самовоспитанием .

Особенно это ярко наблюдается при овладении вторым видом знаний — прикладными знаниями о способах деятельности , которые лежат в основе умений и навыков и которые определяют профессиональную готовность личности к труду.

Следует различать и третий вид знаний — это знание того, как приобретать знания . Овладение им обеспечивает высокую эффективность самообразования .

Овладение осознанными действиями как в области теории, так и практики, обеспечивает становление общих способностей, особенно проявляющихся в познавательной деятельности.

Приобретение знаний — сложный самостоятельный процесс, позволяющий активизировать мыслительную деятельность, мобильную волю, формирующий волевые качества, такие как организованность, упорство и настойчивость. Поэтому люди, которые много и интенсивно занимались самообразованием, предстают перед нами не только знающими, но и трудолюбивыми, волевыми.

Таким образом, самообразование — одна из важных составляющих самоуправления и способов всестороннего и гармоничного развития личности. В процессе самообразования развивается не только ум человека, но и произвольное внимание и в целом самостоятельность личности. Все это свидетельствует, что самообразование является процессом, затрагивающим многие сферы человеческой психики и способствующим ее развитию.

В постиндустриальном обществе сфера знания - ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл) .

СТРАТИФИКАЦИЯ — социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев

Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их - в постепенном смещении соотношения "образование — самообразование" к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявляется тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, обретают все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека обретает доминирующие позиции.

Эволюция самообразования пойдет также по пути увеличения разнообразия его форм и содержания. «Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим понятие "человек"». Процессы самообразования станут основой переосмысления места и роли человека в обществе, переоценки его интеллектуального, эмоционального, творческого потенциала. Общество, прогрессируя, усложняясь, повысит свои требования и к самообразовательной активности личности.

Миссия образования - служить самообразованию

Сегодня мы поговорим про самообразование и самообучение : для чего и зачем это необходимо, что является движущей силой или основными принципами самообучения, какую технику и методики самообразования можно использовать в современных условиях.

Я уже писал в отдельной статье, что , существенно отличаются от того, чему учат людей в высших, а тем более – в начальных учебных заведениях.

Поэтому, чтобы хорошо жить и развиваться в нынешнем мире, человеку необходим уделять внимание и самообразованию. В том числе, это касается профессионального самообразования. Рассмотрим, что же это такое и на каких принципах строится.

Самообразование (или самообучение) – это самостоятельное получение необходимых знаний, умений и навыков, происходящее по личной инициативе и без помощи учебных заведений.

Можно выделить следующие ключевые принципы самообразования , те факторы, которые для этого необходимы:

1. Любознательность. Чтобы заниматься самообучением, необходимо быть любознательным – иметь стремление расширять свой кругозор, познавать что-то новое, профессионально расти и т.д. Без этого качества самообразование превратится в пытку.

2. Сила воли. Вместе с тем, одной любознательности недостаточно, поскольку процесс самообучения может оказаться непростым, и человеку придется периодически заниматься этим через силу, заставлять себя это делать, жертвуя чем-то более интересным на тот момент. И для этого ему понадобится сила воли, развитые волевые качества. Далеко не каждый может похвастаться хорошей силой воли, поэтому для качественного самообразования придется развивать ее в себе.

3. Мотивация. И, наконец, очень важный, третий принцип самообразования, который должен подкреплять первые два и помогать человеку самообучаться – это мотивация. То есть, у самообразования должен быть мотив: то, чего человек хочет этим добиться, перспективы, которые откроются ему после получения желаемых знаний и навыков.

Одновременное наличие любознательности, силы воли и мотива – вот ключ к успеху в самообразовании.

Теперь рассмотрим основные методики самообразования и самообучения , которые доступны широкому кругу людей на сегодняшний день.

1. Обучающие книги, аудиокниги, фильмы, видео ролики, презентации. Первый источник самообучения – это, конечно же, книги. Методика самообразования тут заключается в получении необходимой информации из книг в наиболее удобном виде (бумажная книга, электронная книга, аудиокнига). Кроме того, можно смотреть обучающие фильмы и видео материалы интересующей тематики.

2. Обучающие курсы, семинары, тренинги. Второй источник самообразования – посещение всевозможных разовых или непродолжительных мероприятий обучающего характера. Подобные мероприятия проводятся всевозможными обучающими центрами или частными тренерами (коучами). В такой методике самообучения есть существенное преимущество: живое общение с профессиональным тренером существенно повышает эффективность усвоения полученного материала. Но есть и существенный недостаток: это все стоит денег, и зачастую – немалых. Так что, использовать эту методику самообразования или пользоваться бесплатными альтернативами – решать вам.

3. Опыт и знания знакомых. Еще одной техникой самообразования, заслуживающей внимания, является перенимание знаний и опыта у людей, которые достигли в нужном вам деле существенных успехов. Оптимальный вариант – если такие люди найдутся среди ваших друзей, знакомых или родственников. Дружеские беседы за чашкой чая с успешным человеком, который поделится с вами своими знаниями, навыками и умениями – отличная методика самообучения. Если же таких людей в вашем окружении нет – можно попытаться их найти, используя принцип .

4. Персональный коуч. Техника самообразования для состоятельных людей – найм персонального тренера, который регулярно будет заниматься с вами нужным делом, обучать вас теории и практике. Если коуч – действительно грамотный профессионал, то эта методика может принести очень хорошие результаты. Однако, и стоить это будет еще дороже, чем посещение обучающих семинаров.

5. Специализированные интернет-сайты. И, наконец, последний, самый простой и доступный метод самообразования – это посещение специализированных интернет-ресурсов, на которых собраны полезные обучающие материалы, зарегистрированы и общаются люди, чьи знания и опыт могут быть вам полезны. Это крупные тематические порталы, узкоспециализированные сайты, персональные блоги, форумы. Желательно, чтобы сайт предусматривал возможность задавать вопросы и получать консультации у авторов публикаций, а также вести общение с другими посетителями, имеющими схожие интересы.

Конечно же, в процессе самообразования, какую бы из предложенных методик вы не использовали, очень важно уметь грамотно : в огромном потоке отсеивать весь информационный шум и выделять только самое важное и необходимое.

Теперь вы знаете, каковы основные движущие факторы и принципы самообразования, какие методики самообучения можно использовать. Ваше право выбирать то, что лучше всего подойдет конкретно вам, в конкретно вашей ситуации.

От себя скажу следующее: я считаю, что постоянное самообучение и самообразование – это просто жизненно необходимые процессы, которые должны присутствовать в жизни любого человека в той или иной степени. Без этого в постоянно меняющихся жизненных условиях человек просто начнет деградировать, так как уже имеющиеся у него знания, навыки, умения быстро утратят свою актуальность.

Сайт может стать отличным источником вашего финансового самообразования. Здесь собирается информация, которая позволит вам повысить свой уровень финансовой грамотности и научит рационально использовать личные финансы. Поэтому присоединяйтесь к числу постоянных читателей сайта, изучайте публикации, задавайте свои вопросы в комментариях и на форуме. Надеюсь, что Финансовый гений окажет вам значимую поддержку в процессе самообучения. Желаю вам успехов! До новых встреч!