Педагогические игры для студентов. Игра для студентов (будущих педагогов) «Проницательность в труде учителя начальных классов

Интеллектуально-педагогическая игра "Знатоки педагогики" направлена на развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители : преподаватель педагогики Усова Н.А.

пос. Кшенский

Цель: Развитие профессиональной педагогической мотивации студента – будущего педагога и формирование у студентов «Я-концепции» как средства профессионального становления.

Задачи: Пропаганда педагогических знаний и развитие познавательного интереса к данной области человекознания; повышения статуса студентов с положительной мотивацией и выраженными успехами в области педагогической деятельности; формирование умения самостоятельной творческой деятельности и коллективной работы.

Место проведения : Советский педагогический колледж

Форма проведения : Интеллектуально-познавательная игра

Оборудование: Портреты педагогов, их высказывание, определение психолого-педагогических понятий, педагогическая литература, эмблемы с номером, карточки с педагогическими задачами.

Ход игры

Добрый день участники и гости. Приветствуем вас на нашей интеллектуально-познавательной игре «Знатоки педагогики».

Он актер, но его зрители не аплодируют ему.

Он врач, но его пациенты не всегда хотят лечиться.

Он навечно вызванный к доске отвечать перед детьми и за детей.

Кто он? (педагог).

Педагог – это мастер своего дела. Ведь к таким только трюком мы ни прибегаем чтобы удержать внимание детей на уроке, на занятиях, во время игр и развлечений.

Еще недавно кто-то из вас был учащимся школы, и сегодня вы делаете первые шаги к освоению профессией.

А кто-то из вас многое знает и умеет, был на практике, работал с детьми.

А готовы ли вы сейчас проверить свои знания, умения, навыки, пройти строгий анализ и критику.

Сегодня в этой аудитории встречаются самые умные, самые сообразительные, лучшие из лучших, которые будут бороться за право называться знатоками педагогики.

Удачи вам.

Приглашаем на нашу импровизированную сцену 2 команды.

Встречайте наши команды.

Участники 1-й команды: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники 2-й команды: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Они представляют отделения: «Организация воспитательной деятельности», «Коррекционная педагогика в начальном образовании», «Дошкольное образование».

Для оценки ваших знаний нам потребуется компетентное жюри.

В жюри приглашаются педагоги и студенты:_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поприветствуем наше жюри.

Наша игра включает 10 этапов.

Первый конкурс «Девиз-приветствие»

Цель : отражение с помощью приветствия жизненных установок.

В старину у средневековых рыцарей был обычай на воротах замка, гербе, щите воина писать девиз, т. е. краткое изречение, выражающее идею, цель деятельности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваш кредо, отношение к миру в целом, к самому себе. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к оглашению девиза перед участниками другой команды.

Необходимо сформулировать девиз своей педагогической деятельности. Максимальный балл – 3 балла.

(Выступление жюри)

Второй конкурс « Блиц - турнир »

Каждой команде будут задаваться вопросы, ваша задача - дать как можно больше и быстрее правильных ответов из 10 вопросов. Если знаете - отвечайте, не дожидаясь окончания вопроса, не знаете – говорите «дальше».

Следующий конкурс «Самый внимательный»

Педагог должен быть умным и внимательным.

Мы сейчас проверим вашу внимательность. Нужно найти ошибки в тексте в течение двух минут.

Максимальный балл – 5 баллов.

Для того чтобы хорошо сдать экзамен, удачно пройти собеседование при поступлении в Университет вам необходимо знать известных психологов, педагогов, содержание их работы.

- Мы объявляем четвертый конкурс «Угадай чье высказывание»

Ваша задача определить какому педагогу или психологу принадлежит это высказывание.

Максимальный балл – 5 баллов.

Конкурс пятый « Владение методологией»

Будущий педагог должен владеть методологией. Вам будут даны 2 списка слов. Ваша задача: составить из них определение.

Максимальный балл – 5 баллов.

Воспитатель должен найти выход из любой ситуации, понимать мотивы поступков и поведения детей.

Конкурс шестой «Решение психолого-педагогических задач»

За 5 минут ваша команда должна решить 2 задачи.

Максимальный балл – 5 баллов.

Конкурс седьмой «Книжный магазин»

Педагог должен уметь работать с новинками литературы. Представьте, что вы пришли в книжный магазин купить книгу.

Перед вами лежат по 3 книги. Ваша задача сформулировать, - какую информацию можно найти в них.

Максимальный балл – 5 баллов.

Конкурс восьмой «В мире мудрых мыслей»

Участники должны за одну минуту отыскать суть высказывания, определить формулу мудрости.

Максимальный балл – 5 баллов.

А сейчас команды покажут свое « Домашнее задание»

1. «Зачем нужно знать педагогику и психологию».

2. Представить проект «Школа будущего»

- Последний конкурс «Болельщиков»

Исполнения строчек из песни на тему, связанную с образовательным процессом (о школе, уроках, о воспитании и т. д.)

За каждую песенную строчку – 1 балл

Болельщики отдают заработанные баллы конкурсантам (выбор конкурсантов по желанию.)

Подведение итогов.

Наше жюри готово оценить творчество и мастерство каждого участника. И сообщить общее количество баллов каждого участника.

Победители награждаются.

Спасибо всем за участие, внимание. Успехов всем, педагогического мастерства и такта, мудрости и понимания. До новых встреч!

Приложение

Конкурс «Блиц - турнир»

Команда№1

1. С именем, какого педагога связывают становление педагогической науки? (Я.А.Коменский)

2. Как в древней Греции называли рабов, сопровождавших детей знатных и состоятельных горожан в школу? (педагоги)

3. Кто является министром образования современной России? (Фурсенко)

4. Как называют педагога дошкольного образовательного учреждения? (воспитатель)

5. Как называется собственная оценка действий и поступков? (рефлексия)

6. Ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста? (игра)

7. Как называется метод воспитания, связанный с осуждением и торможением антиобщественных поступков? (наказание)

8. Как называют ускорение роста и полового развития детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями? (акселерация)

9. Часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения? (дидактика)

10. Основные формы организации детского труда? (поручения, дежурства, коллективный труд)

Команда№1

1. Что понимают под основными, исходными положениями какой-либо теории, учения, науки? (принципы (обучения, воспитания))?

2. Осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность человека? (цель)

3. Условие физического воспитания дошкольника, научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха? (режим)

4. Как называется основной государственный документ, регламентирующий деятельность ДОУ? («Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста»)

5. Особый вид занятий с дошкольниками, который дает возможность знакомить детей в естественной обстановке с природными, культурными объектами, с деятельностью взрослых? (экскурсия)

6. Как называется труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя? (самообслуживание)

7. Основная форма организации обучения дошкольников? (занятие)

8. Кто руководит детским дошкольным учреждением? (заведующий)

9. Как называют целенаправленный процесс приобщения детей дошкольного возраста к моральным ценностям человечества и конкретного общества? (нравственное воспитание)

10. Что называл А.С.Макаренко «материальной основой детской игры»? (игрушку)

Конкурс№3 «Самый внимательный»

Команда №1

Важнейшие представители древнегреческой философии: Платон, Аристотель, Сократ, рассматривали вопросы воспитания в своих трудах.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Среди деятелей церкви были образованны для своего времени: Фома Аквинский, Сухомлинский, создававшие трактаты по воспитанию и духовному образованию людей, связывая его с компьютерной грамотностью, всесторонним образованием личности.

Команда №2

В эпоху Возрождения революционные преобразования в науке о воспитании связывают с именем славянского педагога Яна Сергеевича Коменского. В 19-20-х веках интенсивное исследование педагогических проблем осуществлялись Татьяной Монтессори и др.

Российская педагогика после октябрьского периода пошла по пути собственного осмысления и разработки идей и воспитания человека в новом обществе.

Конкурс №4 «Угадай чье высказывание»

Команда№1

1. «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога, – любите ребенка» (Ш. А. Амонашвили);

2.«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» (К. Д. Ушинский).

3.«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – значит поднять личность на высокий уровень человеческого достоинства» (В.А.Сухомлинский)

(А.С.Макаренко)

Команда№2

1.«Чем больше фактических знаний приобрел рассудок и чем лучше их переработал, тем он развитие и сильнее» (К.Д.Ушинский)

2.«Прежде чем ты хочешь призвать к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. Позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. И что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается руководить и направлять его деятельность» (Л.С. Выготский)

3.«Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство – в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам учителю. Это – желание учится, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы» (В.А.Сухомлинский)

4.« Когда требует коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и силе, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой» (А.С.Макаренко)

Конкурс №5 « Владение методологией»

Команда №1

  1. обучение -…

Целью, воспитанника, с, создания, чувства, способ, и, поведение, условий, его, воздействия, на, раскрытия, для, возможностей.

Команда №2

  1. Развитие - …

Системы, опыта, освоение, ценностных, знаний, отношений, и, деятельности, познавательной, умений, навыков, и, ориентаций.

Конкурс №6 «Решение психолого-педагогических задач»

Команда №1(пед.задача - 1,2)

Команда №(пед.задача - 3,4)

Конкурс №8

Команда№1

Огонь тушится не огнем, а водой.

Агрессия – крик о помощи.

Команда№2

Самый несчастный тот, кто считает себя всегда правым.

Не делайте из ребенка кумира, когда он вырастет – потребует жертв.


Ролевая игра «Официант, в моем супе муха!»

Каждому участнику ролевой игры предлагается обыграть конфликтную ситуацию, место действия – дорогой ресторан. Цель этой игры - выявление некоторых особенностей общения с помощью диалога.

Роли всего две. А значит, двум добровольцам необходимо продемонстрировать присутствующим описанную конфликтную ситуацию и пути ее решения.

После этой небольшой сценки, нужно расспросить участников и наблюдателей об их впечатлениях, узнать их мнение и оценку поведения каждого из участников сценки. Эту ролевую игру можно проводить сколько угодно раз, только важно менять участников.

Роль А. Представьте, что вы отправились в путешествие, и решили пообедать в дорогом модном ресторане. Вам приносят суп, вы благодарите официанта и принимаетесь за трапезу, но обнаруживаете в супе нечто похожее на муху. Вас это возмутило, и вы решили пожаловаться официанту, почему в вашем супе плавают насекомые. Официант уверяет вас, что это ни как не муха, а приправы. Однако ему не удается вас убедить, и вы решили переговорить с управляющим ресторана. Управляющий ресторана подходит к вам…

Роль В. Вы управляющий дорогого ресторана, вы знаете, что ваш ресторан один из самых лучших и уважаемых ресторанов в городе. Вы гордитесь своим заведением: обслуживание высшего качества и цены соответствующие. Ваш ресторан рекомендован иностранцам. Сегодня на обед пришел иностранец, и у него возникли претензии по поводу еды. Он желает переговорить с вами. Вы направляетесь к столику.

После розыгрыша этой небольшой сценки задайте присутствующим вопросы для анализа ситуации:

1. Определите реакцию А на испорченный обед. Жаловался ли он, говорил спокойно или же был взбешен?

2. Как отреагировал Б? Попытался ли он разобраться в проблеме клиента, извинился ли он, или отнесся с равнодушием, высокомерием?

3. Удалось ли участникам разрешить конфликт, смогли ли они прийти к общему мнению?

Такая ролевая игра очень информативна. Она позволяет выделить отличия в решении конфликтных ситуаций между мужчинами и женщинами, люди могут понять, на что нужно обратить внимание в своем характере. Возможно, нужно быть более коммуникабельным, сдержанным?

Подведение итогов. Нельзя определить наилучший способ решения проблем, у каждого он по-своему правилен, однако, участники поймут, что решать конфликты можно разными способами. Они увидят перспективы своего развития.

Ролевая игра «Пиратский бриг»

Существует очень интересная ролевая игра, под названием «Пиратский Бриг». С помощью ролевого общения, она поможет выяснить способы взаимодействия в группе участников с жесткой диктатурой.

Напишите на бумажке следующие роли и их функции.

Капитан. У него больше всего власти, поэтому он может перебивать любого участника игры.

Старший помощник. Может перебивать любого участника кроме капитана.

Штурман. Может обрывать речь любого кроме капитана и старпома.

Боцман-подхалим. Имеет право перебивать всех, кроме капитана, штурмана, старпома.

Матрос-шут. Прерывает речь любого кроме капитана.

Матрос-марионетка. Может перебивать всех кроме кочегаров и капитана.

Кочегары (недовольные матросы) – прерывать могут всех кроме капитана и старпома.

Юнги на самом низком положении, они никого не могут обрывать, зато их обрывают все.

Путем жеребьевки раздайте роли участникам. Условием является то, что тот, кто нарушил правила, переводится в юнги, а если юнга нарушил правила, то он выбывает из игры.

Задачей команды является составление плана ограбления корабля с золотом, а также выяснение кому и как будет распределена добыча.

На основе этой игры, часто выясняется, что тем людям, которые привыкли «начальствовать» по жизни, тяжело вжиться в роли, предполагающие подчинение. Также людям мягким и подчиняющимся по жизни сложно взять на себя управление и ответственность капитана и боцмана. Таким образом, группа приходит к выводу, что деловое ролевое общение зависит от характера человека, его ценностей и установок.

Также будет интересно, если вы заснимите игру на видео. Вы сможете отследить, какие именно моменты взаимодействия в группе вызывают конфликтные ситуации. Эти моменты обычно касаются дисциплины, самооценки.

Итогом игры будет предоставление участникам следующей информации:

Личностные реакции

Правила примитивной реакции

Уровень ролевого общения (духовное, игровое, манипулятивное и т.д.)

Ролевая игра «Гостиница»

Ситуация. Три члена группы оказались в командировке в другом городе, где самолет сделал незапланированную посадку из-за непогоды. Рейс перенесен на сутки. Люди незнакомы между собой. Они отправились в ближайшую от аэропорта гостиницу, испытывая лишь одно желание - как можно быстрее устроиться.

Действующие лица: администратор гостиницы, дама 54 лет и три педагога из разных городов 38, 33 и 42 лет.

Инструкция администратору гостиницы. У вас только одно свободное место, вам нужно поговорить с каждым приезжим, а потом решить, кому вы отдадите номер. Свое решение нужно записать на листочке и молча отдать ведущему тренинг.

Инструкция приехавшим в командировку педагогам. Для того чтобы получить номер, нужно поговорить с администратором гостиницы. Вы подозреваете, что свободных номеров может не быть. Используйте при разговоре все конструктивные приемы, которыми вы владеете (техники установления контакта, активного слушания, аргументации). «Грязные технологии» запрещены.

Инструкция ведущему тренинг. Организуйте видеозапись игры. Помогите администратору организовать его рабочее место. Выведите всех участии ков игры в коридор (приезжих) и пригласите в комнату по очереди. Тот педагог, который поговорил с администратором, остается в комнате и слушает вместе с остальными членами группы.

После игры просматривается видеозапись и проводится обсуждение. Администратор объявляет о своем первоначальном решении, а также о последнем, если его мнение изменилось после просмотра видеозаписи. Во время обсуждения администратору задают ряд вопросов о том, что понравилось и не понравилось в поведении командировочных.

Ролевые игры

Ситуация 1. Педагог испытывает затруднения при работе со студентами, которые не боятся резко отвечать или даже хамить. Он может достойно противостоять грубости или вместо этого «зарывается головой в песок».

Действующие лица: молодой преподаватель и студент курса, на котором педагог читает лекции.

Задание студенту. Вести себя уверенно, даже нагловато.

Задание молодому педагогу. Поставить студента на место, используя техники установления контакта, аргументации.

Ситуация 2. Педагог работает в данной школе 12 лет, имеет двоих детей, школьного и дошкольного возраста. На работе зарекомендовала себя с хорошей стороны, является ветераном труда. Она обратилась к администрации школы с просьбой предоставить ей дополнительно к летнему отпуску 2 недели за свой счет, поскольку по состоянию здоровья она может выехать с детьми на море только в сентябре.

Руководитель школы не подписал заявление, заявив, что в сентябре начинается учебный процесс и заменить ее некому. Однако отказ не был категорическим, поскольку этот педагог, если возникала такая необходимость, по первой просьбе директора оставалась после работы для выполнения срочных заданий или заменяла заболевших коллег.

Получив отказ, педагог подала директору два заявления: 1) с просьбой об отпуске; 2) в случае отказа - на увольнение, прося еще раз подписать первое, а если нет - второе. Говоря это, педагог обливалась слезами.

Действующие лица: педагог и директор школы.

Задание педагогу. Продемонстрировать страдание, невразумительную речь, изложить просьбу и ее причину.

Задание директору. Успокоить педагога, разобраться в случившемся, принять правильное решение.

Ситуация 3. Директор школы оповестил персонал о том, что в ближайшее время ожидается проверка представителей вышестоящего руководства, к которой следует должным образом подготовиться: от этого зависит будущее данной организации.

Рабочего времени на оформление документации не хватало, и сотрудникам ежедневно приходилось на несколько часов оставаться после работы. Когда же большинство документов были приведены в порядок, ведущие преподаватели (председатели цикловых комиссий) и завуч по воспитательной работе отказались оставаться после рабочего дня, ссылаясь на то, что постоянное отсутствие дома разрушает их семьи, дети брошены и вообще они устали.

Действующие лица: директор, завуч по воспитательной работе, два педагога.

Задание директору школы. Нужно поговорить с работниками, снять их эмоциональное напряжение и убедить в необходимости дополнительной работы еще несколько дней.

Инструкция педагогам и завучу. Реагировать бурно, отказываться выходить на сверхурочную работу; в процессе беседы вести себя по ситуации, в зависимости от того, как будет вести себя директор.

Ситуация 4. Рабочий контакт пожилого и молодого педагогов. Старший, более опытный, не принимает современных технологий обучения: игры, тренинги, анализ кейсов.

Действующие лица: молодой педагог (председатель цикловой комиссии); педагог в зрелом возрасте (пенсионер), считающий традиционные методы обучения достаточно эффективными и не собирающийся перестраиваться, считающий все новое быстро проходящим веянием.

Задание. Смоделировать ситуацию, опираясь на опыт педагогического общения, и разыграть ее, используя техники и приемы установления контакта. Молодой педагог стремится привлечь пожилого педагога к внедрению в учебный процесс инновационных технологий, с этой целью пытается установить эмоциональный контакт, провести беседу с опытным, но несговорчивым педагогом.

Ситуация 5 . Управление подчиненным, который раньше был хорошим другом, коллегой.

После получения диплома о втором высшем образовании по специальности менеджера вас назначили на должность директора той же школы, в которой вы работали раньше. Ваша подруга Валентина Петровна теперь стала вашей подчиненной и старалась при всех публично продемонстрировать свои близкие с вами отношения. На днях она заявила при всех, что власть быстро портит человека. С каждым днем вам становится все труднее отдавать приказы, контролировать их выполнение, оценивать результаты работы. На любое ваше замечание реакция у Валентины Петровны неадекватная, она пытается все время демонстрировать окружающим степень своей дружественности с вами и влияния на вас. Вам это надоело. Вы решили изменить ситуацию.

Действующие лица: директор школы, ее бывшая подруга.

Задание. Установите хороший рабочий контакт со своей подчиненной. Объясните бывшей подруге, что ситуация изменилась и ей придется перестроить отношения с вами.

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Сценарий деловой игры для педагогов

Пояснительная записка.

Мы живем в современном мире, который находится в постоянном движении и развитии. Появляются новые технологии, новые программы, новые учебники. Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Современный учитель- это учитель, который должен идти в ногу со временем, повышая свой профессиональный уровень и применяя в своей работе достижения науки и техники. Это учитель, умеющий создавать и организовывать особую образовательную развивающую среду, помогающую абсолютно каждому ученику раскрыть максимум своих способностей. Трудным бывает у учителей путь к мастерству. Мастер - это глубокая теоретическая подготовка. Это совершенное владение приемами обучения и воспитания, педагогической техникой. Это сплав личной культуры, знаний, кругозора. Это искусство общения с детьми. Только компетентный учитель способен принять новые смыслы педагогической деятельности, осознать свою гражданскую миссию и определить стратегию своей успешности.

Каждый учитель должен быть мотивирован к совершенствованию своей работы. Как правило, этого нельзя достичь только за счет материальных стимулов. Чтобы добиться реальных изменений у учителя должны быть высокие ожидания, разделяемое всеми понимание цели и коллективная вера в их способность улучшить образование детей. Современные дидакты обозначают проблемы школы и предлагают пути их решения, но не все педагоги следуют им. Нельзя преобразовать современную школу без учителя, думающего и желающего принять участие в этих преобразованиях. На данном этапе не только учащихся, но и учителей необходимо вовлечь в исследовательскую деятельность, формировать творческие группы с обязательным выходом на готовый продукт. Поиск педагогами и педагогическим коллективом новых оригинальных путей решения актуальных проблем образовательной практики воплощается в проявлении множества инновационных идей, трансляции уникального инновационного педагогического опыта.

Очень часто работа завуча с педагогами недооценивается, а ведь именно она способна изменить положение к лучшему, помочь педагогам в их самореализации и саморазвитии. Ведь только активный, творческий педагог может воспитать активную и творческую личность из ребенка . Еще В.А.Сухомлинский говорил: « Если вы хотите, чтобы ваш коллектив развивался, ведите его на дорогу педагогического развития». Именно в этом ключе рассматривается психолого-методическое сопровождение педагогов. Что значит сопровождение?

    «Сопровождать,- читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Ушакова,- значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»

    В словаре В.И.Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».

    В самом общем значении сопровождение- это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути.

Таким образом, одной из целей методической работы является создание условий для продуктивного личностного и профессионального развития педагогов на основе взаимного сотрудничества, чтобы они взаимно дополняли, усиливали возможности и позитивную роль друг друга. Сотрудничество администрации и педагогов при организации взаимодействия активных субъектов образовательного процесса направлено на создание эффективных, гибких и мобильных средств информационного обмена, выработки общей позиции, общего плана действий, которое может реализоваться через организацию деловых игр.

Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха» проходит в форме организационно-деятельностной игры с элементами тренинговых заданий. Для проведения занятия была проведена предварительная работа:

1.Формирование практического запроса на проблему.

2. Анкетирование учащихся по возникшей проблеме.

3.Подборка психолого-педагогической литературы по теме.

4. Деление коллектива на творческие группы.

Продолжительность занятия около полутора часов. Игру лучше проводить в актовом зале, т.к. для достижения цели занятия с каждым учителем необходима обратная связь, а значит, возникает необходимость создания «общего круга». Участников лучше посадить на стулья для удобства проведения упражнений, требующих перемещений и организации работы в творческой группе.

Организация работы может быть представлена в виде следующей технологической цепочки:

1 шаг. Психологический практикум, позволяющий настроить участников на сотрудничество с выходом на тему методического занятия.

2 шаг. Анализ информации полученной в ходе анкетирования, представленный на слайдах в виде графиков.

3 шаг. Теоретический блок по форме мини-лекции с постановкой проблемы.

4шаг. Проведение упражнений, «настраивающих» на творческую деятельность и принятие правил взаимодействия.

5 шаг. Непосредственно ролевая игра, в ходе которой происходит коллективная работа по обобщению педагогического опыта. Цель- создание банка данных по проблеме (основная нагрузка на спикеров групп).

6 шаг. Ситуационная игра, позволяющая выявить риски по предложенной проблеме.

7 шаг. Подведение итогов. Закрепление позитивного опыта. Рефлексия.

Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха»

является частью программы практикумов-семинаров при работе с педагогами МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2» на 2009-10 учебный год. Как правило, педагогический коллектив школы приветствует проведение интерактивных форм работы, позволяющих самореализоваться, находиться в процессе познания, раскрыть творческие возможности, совершенствовать свое мастерство, делиться богатым педагогическим опытом.

При проведении районного семинара заместителей директоров по учебно-методической работе, одним из блоков по обобщению опыта работы школы по организации методической работы было проведение практической части. В деловой игре приняло участие более тридцати человек. Результат оценки значимости превзошел все ожидания. Анализ ответов по «Листку обратной связи» показал следующие результаты. На утверждение « Я извлек для себя много пользы из методического часа» по пятибалльной шкале на 4 балла оценили значимость для себя 18% участников, на 5 баллов - 82% участников. Самым полезным для них оказалось: общение с коллегами, наличие семинара в плане работы, создание ситуации успеха лично для себя, подборка литературы, приемы работы с коллективом, значимость поднятой проблемы.

В связи со старением педагогического коллектива, по причине удаленности от областного центра немаловажным фактором является повышение профессионального уровня педагогов школы и расширение кругозора через систему грамотно выстроенного методического сопровождения с учетом методической темы и задач работы школы. Время не стоит на месте, оно требует от нас движения, действия и инициативы. Проблем много и решать их нам – участникам учебно-воспитательного процесса.

«Педагогические приемы создания ситуации успеха»

(деловая игра для педагогов).

Цель : создание ситуации успеха ученика на уроке как

одно из условий создания здоровьесберегающей

Задачи:

1. Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.

2. Проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся.

3. Создать банк данных по проблеме.

4. Пополнить знания педагогов психологическими знаниями по проблеме.

5. Развитие коммуникативной компетентности педагогов, педагогическим основам применения педагогики сотрудничества.

6. Создание благоприятного социального психологического климата в коллективе.

Ход занятия.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность.

    « Давайте познакомимся».

Чтобы начать нашу работу, нам необходимо познакомиться. Во время знакомства люди обычно называют своё имя. Перед вами лежат листочки. Возьмите, пожалуйста, фломастеры и напишите на них имя, которым бы вы хотели, чтобы вас называли в ходе нашей работы.

2.Игра «Ситуация успеха».

Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре. Нам очень редко говорят добрые слова по поводу нашей профессиональной деятельности. Я думаю, что сейчас вы сели рядом с тем человеком, который вам знаком не только как заместитель директора по учебной работе, но и как человек, с которым вам приятно общаться. У вас есть уникальная возможность выразить свои добрые мысли и чувства по отношению к справа сидящему соседу по поводу его профессиональных качеств. Для этого необходимо взять в свою руку руку соседа и сказать ему эти слова.

Игра проходит по цепочке от первого участника до последнего.

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам обращался ваш сосед?

-Поднимите руку, у кого совпали ожидания с тем, что сказал вам сосед?

-Что взяли за основу ваши коллеги, когда говорили о позитивных моментах вашей деятельности в качестве завуча по УВР? (успех)

(Открывается слайд темы занятия, цели и задач)

Тема нашего методического занятия : «Педагогические приёмы создания ситуации успеха».

    Результаты диагностики .

Каждый из вас говорил о тех чувствах, которые он испытывал, когда ему исскуственно создали ситуацию успеха с помощью комплимента. Давайте сейчас посмотрим, что происходит с учеником, если мы с вами создаем эту ситуацию успеха у детей. Я провела анкетирование с учащимися

9 классов нашей школы. Посмотрите на слайды

Дается анализ ответов детей с помощью графиков. Слайд №2 и №3.

Таким образом, возникает вопрос:

-Какие методы и приемы должен использовать учитель, влияющие на создание ситуации успеха ребенка в школе?

    Теоретический блок.

Успех- это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием .

Высвечивается слайд №.4.

В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

Умение создавать ситуации успеха в учебно-познавательном процессе основано на сотрудничестве ребенка и учителя.

В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную « Я-Концепцию». Для этого необходимо:

- видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё («Все дети талантливы»);

-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила ребенку радость;

-понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);

- помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке - чудо, ожидай его»).

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». Можно сказать и так: « Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».

Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха:

    Неожианная радость.

    Общая радость.

    Радость познания.

    Групповая работа .

Сейчас мы с вами будем работать в группах. Для того, чтобы начать работу, послушайте притчу.

Притча (сотрудничество).

Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.

Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я предлагаю принять определенные правила .

Высвечивание слайда №5. «Памятка»

Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендуем соблюдать следующие правила:

    Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.

    Откровенность и доброжелательность в общении.

    « Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.

    Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.

    Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.

Сейчас я раздам каждой группе по одному листочку, где описаны основные типы и приемы создания ситуаций успеха у школьников.

Ваша задача: привести примеры создания ситуаций успеха с помощью предложенных приемов из вашей педагогической практики, т.е. создать банк педагогических идей. Выбрать спикера команды, который будет озвучивать результаты вашей коллективной работы.

Время на выполнение работы- 20-25минут.

Раздается теоретический материал по теме для коллективной работы.

1группа: Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

прием “Лестница”

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы.

Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность состоит не только в соблюдении последовательности всех операций, но и в постоянному подтверждению ее сомнению и стремлению нарушить сложившийся порядок, искать новые пути, новые сочетания действий.

прием « Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”.

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции. Этот прием рекомендуется применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание.

2 группа: Общая радость.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.

прием “Следуй за нами”.

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”.

Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно .

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”

прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”.

В педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления атмосферы коллектива, источником успеха и общей радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм заражения.

1 шаг: позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

2 шаг: выбор гносионосителя.

3 шаг: создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества.

4 шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”.

Механизм “заражения” построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива, проявляется феномен сопереживания. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл “общей радости”.

Общая радость не представляет собой однородного целого, она всегда отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Ее осознание, переживание определяется ролью этих микрогрупп. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния “своего среди своих”.

3 группа: Радость познания.

Нужно вспомнить о мотивах – внутреннего побудителя к деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют пять основных мотивов учения.

Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку).

Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких, длительных по времени потребностей (получить образование)

Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

Мотивы общения – социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе.

Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но нет более ценных мотивов для учебы, чем интеллектуальные, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже.

Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.

прием “Эврика”.

Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

прием « Линия горизонта»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд.

Выступления спикеров. Отчет групп о проделанной работе – создание банка данных.

    До сих пор мы говорили о ситуации успеха только в позитивном плане, с явно оптимистических позиций. Всегда ли хорош успех?

Упражнение « Что происходит со мной, когда я хочу, чтобы меня хвалили?»

Выбирается самый титулованный завуч из числа присутствующих. Его усаживают на стул в середине круга.

- Подумайте, за что вы можете похвалить выбранного человека? (30 секунд на обдумывание). Затем, по команде и как можно громче начинаем говорить ему то, что хотели сказать.

Задача сидящего на стуле: услышать и понять смысл их высказываний.

- Слышали ли вы всех?

-Можете ли вы сказать, что и кто вам говорил?

- Слышали ли вы себя? Устали ли вы от этого занятия?

(ориентир на внешнюю оценку, трата сил на услышание, потеря свободы)

Такая опасность вполне реальна. Поэтому любой успех никак нельзя оторвать от двух главных вопросов: во имя чего? и какими средствами?

6.Основной вывод по проблеме.

За последние десять лет словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, создавая ситуацию успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут создавать ситуацию успеха для своего педагога.

Деловая игра для педагогов

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха» Слайд 1.

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды. Слайд 2.

Задачи:

  • · Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.

    · Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.

    · Создать банк данных по проблеме.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мини-семинаре, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Сегодня мы с вами проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания на уроке и в школе ситуации успеха, а также создать педагогический «банк данных ситуаций успеха»

    Игра «Знакомство» Слайд 3.

    Материал: бумажные сердечки, клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.

    Инструкция:

    1. напишите на сердечке свое имя и 1 прилагательное, в полной мере характеризующее Вас.

    2. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и киньте клубок педагогу напротив. За 1 минуту должны представиться. Как вас зовут. Откуда вы. Затем вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение

    Предложения на карточке:

    У меня вызывают симпатию люди, которые…..

    Самая большая радость для меня –это…

    Я люблю, когда…

    Мне радостно, когда…

    Я горжусь тем, что….

    Моя сильная сторона в профессиональной деятельности-….

    Думаю, что самое важное для меня….

    Школа для меня- это….

    Особенно мне нравится, когда мне люди, окружающие меня…

    Мои друзья…

    Самое большое достижение в моей жизни…

    Я ценю в людях…

    Я чувствую себя уверенно, когда ….

    Человек считается успешным, если…

    Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?

    (создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом)

    Слайд 4.

    Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.

    Игра “Комплименты”

    Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.

    Обязательные условия.

    1. Обращение по имени.
    2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
    3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.

    Рефлексия.

      1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
      2. Какой комплимент вам понравился больше всего?

    Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.

    Деление на группы

    Встаньте, пожалуйста в две шеренги

    А теперь объединиться в 3 группы. (садятся за столы)

    Правила работы в группе

    «Здесь и сейчас» Слайд 5

    Стараться думать о том, что происходит в группе, активно участвовать в занятии, отмечать для себя свои мысли и чувства, возникающие в ходе разговора.

    «Индивидуальность» слайд 6

    Никого не судить, не перебивать говорящего, не критиковать точку зрения другого, а предлагать свою

    «Летучее облако» слайд 7

    Сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.

    В своих подгруппах возьмитесь за веревку, связанную в кольцо

    Ваша задача с закрытыми глазами, переговариваясь, перестроить из этой веревки фигуру, которую я назову (квадрат, треугольник, круг)

    Рефлексия: какие трудности вы испытали во время выполнения данного упражнения

    Основная часть ( Участники занимают места за столами)

    Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти в школу, работать на уроке, а так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

    На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.

    Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

    Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

    Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

    Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

    Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

    Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось: слайд 9

    СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

    УСПЕХ - это результат подобной ситуации;

    ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

    В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно слайд10

    УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

    удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

    С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Слайд 11

    Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

    Как создать на занятии ситуацию успеха?

    Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

    Слайд 8.

    Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.

    Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

    1. Неожиданная радость.

    2. Общая радость.

    3. Радость познания.

    4. Мнимый успех.

    Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и приемы, через которые они реализуются, а также посмотрим как эти приемы можно использовать в своей педагогической деятельности.

    Слайд 9

    1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

    Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»

    1. Приём «Эмоциональные поглаживания»

    Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».

    Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

    Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.

    При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил :

    · Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога .

    · Не следует при детях

    · хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.

    · В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников .

    · Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента .

    2 .Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.

    Алгоритм:

    1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

    2 шаг: Эмоциональная блокировка . Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

    Приведем пример к первому шагу алгоритма приема «Лестница». Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мог его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».

    3. Прием«Даю шанс»

    Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

    Рассмотрим следующую ситуацию: Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.

    В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы. Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания.

    На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.

    Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться.

    Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу. Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника

    4. Прием «Умышленная ошибка»

    Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

    5. Прием «Авансирование»

    Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль . Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

    6. Прием «Холодный душ»

    На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.

    Слайд 10

    2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

    1. Прием “Следуй за нами”

    Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.

    Алгоритм:

    1 шаг: диагностика интеллектуального фона . Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.

    2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

    3 шаг: фиксация результата и его оценка . Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

    Трудно привести здесь какой-нибудь конкретный пример, потому что он не сможет отразить всю гамму возможных ситуаций, но есть возможность перечислить наиболее типичные варианты интеллектуального спонсорства: совместное участие в подготовке, проведении тематических вечеров, смотров, конкурсов и тому подобное.

    Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств « старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В тоже время слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание. Он не испытывает свою унизительную слабость перед одноклассниками, у него существует аванс доверия к возможностям своего спонсора.

    2. Прием “Эмоциональный всплеск”

    Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

    Приведем пример приема «эмоциональный всплеск». Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более ил менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступала привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: « Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».

    Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».

    Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!

    3. Прием “Обмен ролями”

    Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.

    4. Прием “Заражение”

    Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

    Слайд 11

    3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

    1. прием “Эврика”

    Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:

    · успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;

    · ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

    · ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

    Мы идем на природе, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые решают люди в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять. О чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком. Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то. Я сам решил задачу- радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом

    2. прием «Линия горизонта»

    Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.

    «Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи.

    Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения.

    Решение ситуации (обсуждение в подгруппах)

    Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

    Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

    В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:

    «Ну и что?»,

    «Никуда не денешься, все равно придется»,

    «Это глупо с твоей стороны»,

    «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.

    «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.

    «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

    «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».

    «Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

    Слайд 12

    Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

    Выслушиваются ответы педагогов.

    · внушает ребёнку уверенность в собственных силах;

    · появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;

    · создаёт ощущение внутреннего благополучия;

    · происходит переоценка своих возможностей.

    Слайд 13

    Каковы последствия создания ситуации успеха?

    Педагогу следует помнить о том, что:

    · Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.

    · За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.

    · Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).

    · Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.

    · Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

    Слайд 14

    Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

    Так говорить не стоит!

    А вот так надо!

    Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

    Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

    Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

    Ты сейчас очень громко говоришь

    Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

    Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

    Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

    Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

    Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

    Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

    Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

    Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

    Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

    Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

    Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.

    Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.

    Слайд 15

    А сейчас мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

    (Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)

    Добавьте в каждое занятие по одной порции:

    Мудрости;

    Терпения;

    Храбрости;

    Работоспособности;

    Оптимизма;

    Преданности своему делу;

    Вольнодумия и свободомыслия;

    Доброты;

    Отдыха и заботы о здоровье;

    Доброго юмора;

    Такта;

    Веры в каждого ребёнка.

    (Учителя работают в подгруппах, составляют свой рецепт, и визуализируют его на ватмане)

    А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день

    Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

    Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

    Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

    Слайд 16

    Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!

    Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, вы в дальнейшей своей работе можете пользоваться памятками, которые лежат у вас на столах.

    Слайд 17

    Упражнение «Дружественная ладошка»

    Задание:

    Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки

    (по окончании работы участники забирают себе на память ладошки с пожеланиями)

    Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем семинаре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника семинара.

    Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение о семинаре.

    Слайд 17

    А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, я приготовила для вас памятки – рекомендации, которые помогут вам в работе.

    Слайд 18

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!