Влияние спорта на воспитание ребенка. Отрицательное воздействие спорта на детей


(№2 23.01.2001)
Автор: Фридрих Кузнецов
статья находится по адресу:
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=966&level1=main&level2=articles

В последние 100-150 лет существования человечества четко определились основные законы физического и умственного развития детей с возраста 1 года и до возмужания - 17-19 лет. На эту тему было написано огромное количество работ, проведено множество исследований, из которых, без особого труда можно выбрать систему, которая хорошо работала бы применительно к нашим условиям жизни.

О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Баден-Пауэль в конце 19го века создал совершенную систему воспитания подрастающего поколения в виде скаутского движения, которое было принято всеми цивилизованными странами мира, включая Россию до и после революции. Возрождение скаутского метода воспитания подрастающего поколения на государственном уровне в любой стране мира может дать качественный скачок уровня жизни населения, но через 10-20 лет. В каждой семье родители желают своему ребёнку хорошей судьбы, но не всегда сочетается желаемое с действительным, а почему? А потому, что родителям не хватает знаний и времени, а государственным деятелям, отвечающим за судьбу подрастающего поколения, желания или возможностей.

В таких случаях сам ребёнок выбирает методику своего воспитания, но это происходит слишком поздно и не всегда правильно, так как устойчивость на правильном курсе у него появляется в возрасте 16-17 лет, а основной рост клеток головного мозга заканчивается в 14-16 лет, вот и живёт он оставшуюся жизнь в половину своих сил и возможностей. Исследованиями последних лет американского нейробиолога Лоренца Катца и специалиста по молекулярной биологии Фреда Гейга доказано, что в мозге людей всех возрастов, под влиянием определённых условий могут возникать новые межнейронные связи и появляться новые нервные клетки. Одним из таких условий является физическая активность. У физически активных особей наряду с нервными клетками в мозгу обнаруживались и новые кровеносные сосуды. Это расценивается таким образом: под влиянием физической активности улучшается кровоснабжение мозга, соответственно и его питание, что стимулирует образование новых межнейронных связей и новых нервных клеток. В США уже разработана новая система - "нейробика" - комплекс специальных упражнений для тренировки мозга. Примечательно, что указанные выше изменения в наибольшей степени выявляются в гиппокампе - небольшом мозговом образовании, занимающимся переработкой поступающей информации.

Исследования Лоренса Катца и Фреда Гейга подтверждают тесную связь умственного развития с физическим.

Эта работа даёт будущим и настоящим родителям минимум знаний для создания индивидуальной программы умственного и физического развития своего ребёнка, максимально возможного, с учётом условий жизни данной семьи.

Большое значение приобрели формы внешкольного физического развития в виде различных спортивных школ и секций физической культуры. Среди них стоит отметить следующие:

Плавание
Гимнастика
Акробатика
Художественная гимнастика
Волейбол
Баскетбол
Футбол
Тенис (все его виды)
Бег и лёгкая атлетика
Парусный спорт
Тяжёлая атлетика
Гребля
Лыжный спорт
Горнолыжный спорт
Борьба
Восточные единоборства
Бокс, кик-боксинг
Велосипед

И вот, если представить себе обеспеченных родителей, которые хотели бы дать своему ребёнку внешкольное физкультурное воспитание - куда бы, в какую школу из этого списка стоило бы им отдать своего ребёнка, если считать, что секции работают давно, и имеют хороший авторитет и нормальный уровень. Необходимо учесть, что физической культурой необходимо заниматься детям с 3-х лет в группах, индивидуально - с первых месяцев рождения, а спортом с серьёзным соревновательным режимом - после окончания роста костно-мышечного аппарата. Мозг ребёнка растёт количественно и качественно (вставочные нейроны и прочие клетки) ориентировочно до 16-ти лет, первые 3 года лобные доли, а потом остальные части. В это время ребёнок имеет максимальные способности к обучению, как управлению своим телом, так и теоретическим знаниям. В соответствии с условиями жизни, при щадящих нагрузках (без перегрузок), мозг ребёнка корректирует генетическую программу роста всех клеток организма, позволяющую выжить даже с большими перегрузками уже во взрослой жизни. Вот почему у людей, которые в детстве не занимались физической культурой или работой, уже в зрелом возрасте из-за слабости сердечно-сосудистой системы случаются, даже при небольших перегрузках, инсульты, инфаркты и разрывы сосудов на теле, конечностях и внутренних органах, головная боль возникает при перемене атмосферного давления, а из-за малой толщины и прочности костно-мышечной ткани, при бытовых падениях бывают переломы костей и вывихи суставов. В г. Одинцово Московской области, в1989 г. была создана секция Дзю-До (с/к "Искра"), где ориентация на возраст от трёх-четырёх лет. Главная задача секции, это правильное физическое развитие на достаточно высоком уровне, без обязательных соревновательных режимов, то есть из детей не выжимались высокие спортивные результаты для создания и подтверждения авторитета тренера и клуба. Ребёнок, который с усердием занимался в секции около двух лет, приобретал высокую прочность тканей и ему не страшны были даже большие перегрузки. Приведу пример из жизни секции ДЗЮ-ДО спортивного клуба ИСКРА. На летних каникулах, в августе 1999 г. мальчик в возрасте 8 лет упал с дерева, с высоты около шести метров на голую землю и разбил только нос, других повреждений не получил и через несколько дней уже бегал по улице, а в сентябре, после тщательного медицинского обследования, приступил к занятиям в секции. Другой мальчик в возрасте около трёх лет получил при бытовом падении сотрясение головного мозга, а через два года начал заниматься в секции. После двух лет занятий упал с крыши сарая на летнем отдыхе в деревне с высоты около трех метров на землю и ударился головой, набил шишку, но признаков сотрясения не было. Джеки Чан известен как киноактёр, каскадёр и кинорежиссёр и как чемпион по тяжелым травмам, которые он получил на площадке для киносъемок. Секрет его живучести заключается в правильном и своевременном физическом развитии с раннего детства.

Существует закономерность: чем больше у ребенка развивается способность управления своим телом, тем быстрее и лучше он усваивает теоретические знания, но чем симметричнее, разнообразнее и точнее движения, тем равномернее развиваются оба полушария головного мозга. Баден-Пауэль советовал развивать в одинаковой степени левую и правую руки. Детским тренерам любых видов спорта, необходимо придерживаться этих советов.

Возьмём ребёнка 3-х летнего возраста (для таких секции хоть и редки, но существуют). Перебирая список секций, можем остановиться на 4-х секциях: плавание, гимнастика, акробатика, борьба.

Плавание в наших средних широтах должно проходить в закрытых бассейнах, вода которых дезинфицируется различными газами, вредными для дыхательных органов и роговицы глаз. Существуют бассейны с очисткой воды через фильтры, но их мало. В южных широтах занятия в открытых бассейнах с морской водой мало кто из обеспеченных родителей может себе позволить, в открытом море секции не работают. Поэтому кратковременные курсы для получения плавательных навыков могут и не дать сбой в процессе роста детского организма.

Гимнастика, в том числе и художественная, так же, как акробатика, не имеет противопоказаний для занятий детей 3-х летнего возраста и старше.

Если сравнить плавание и гимнастику по воздействию на детский организм, то плавание даёт большее физическое развитие, а гимнастика - ещё и высокую координацию движений, что ускоряет и умственное развитие. Точный глазомер, расчет мышечных усилий, большое количество движений со сложной координацией создаёт опыт, необходимый в повседневной жизни, особенно ценный для человека, связанного с техникой.

Спортивные игры с мячом (волейбол, баскетбол, футбол), как правило, начинаются с 10-12-летнего возраста и имеют свою особенность в физическом развитии ребёнка. Волейбол и баскетбол стимулируют рост ребёнка, дают высокую моторную реакцию, хорошо развивают мышцы ног, глазомер и осмотрительность, дают ускорение умственного развития. Существует большое количество игр с мячом, не спортивных, но хорошо развивающих с момента, когда он научился стоять и ходить и до 10-12 лет, когда он может уже заниматься спортивными играми с мячом, включая и футбол.

Бег и лёгкая атлетика, как и игровые виды спорта, рассчитаны на детей с 12-13 лет и имеют чисто физическую сторону развития, при этом не надо принимать решения за доли секунд. К тому же в раннем возрасте бег на короткие дистанции может включаться в какие-либо игры и упражнения. Бег на длинные дистанции свыше 10 км можно рекомендовать людям, у которых уже закончилось формирование костно-мышечного аппарата, но не детям.

Водные виды спорта больше относятся к техническим, в них без лодки никаких упражнений не сделаешь. Очень ценные виды спорта для детей с точки зрения воспитания личностных качеств. Гребля похожа на бег, только больше работают мышцы верхнего пояса. Парусный спорт способствует воспитанию в ребёнке многих положительных качеств физического и умственного развития. Конструкторами созданы парусные суда для детей 4-5-6 лет, а водоёмами для них могут служить в любом селе и городе пруды небольших размеров.

Что же даёт управление парусным судном ребёнку? Прежде всего, это чувство ответственности. Он рулевой, кормчий. От него зависит безопасность движения, то есть, формируется личность, как ни в одном виде спорта. Физическое развитие вплотную связывается с умственным, так как приходится ежесекундно решать и выполнять свое решение физическими действиями, то есть, отвечать на воздействие внешней среды, которое постоянно изменяется (волна, ветер, препятствие и т.п.). Знакомство с аэродинамикой (если учесть, что движение яхты - это полёт в горизонтальной плоскости), с основными законами физики и технической стороной парусного спорта (швертбот - это уже машина). Для того, чтобы избежать переохлаждения, требуется специальная одежда, цена на которую очень высока.

Лыжный спорт имеет ограничения только по температуре внешней среды. Важно, чтобы ребёнок не застудил бронхи и лёгкие, а в основном этот вид физической культуры более приятен для детей, чем бег, да и мышцы верхнего пояса развиваются более эффективно. Очень полезно, если лыжня проложена в лесу!

Горнолыжный спорт более интересен, чем бег на лыжах, но требует такого количества оборудования и снаряжения, что парусный спорт с ним не сравнить, а физического развития он даёт меньше.

Восточные единоборства ударные -
Карате (кунг-фу)
Айкидо
Джиу-Джитсу

Восточные единоборства очень хорошо влияют на физическое и умственное развитие ребёнка, при условии грамотно поставленных занятий в секциях.

Высокая координация и точность движений, хорошо развитый вестибулярный аппарат, развитие всех групп мышц, моторная реакция на движение противника, осмотрительность, развитие волевых усилий - вот основной перечень положительных качеств, развивающихся при занятиях восточными единоборствами с ударной техникой. Заниматься можно с 5 лет и до конца жизни, но при условии грамотно поставленных занятий в детских секциях:

Нельзя допускать контактные поединки, так как каждый удар по блоку из рук и ног наносит ущерб надкостнице, что в дальнейшем, после совершеннолетия или в зрелом возрасте может привести к непредсказуемым последствиям (онкология).

Нельзя допускать ударов по голове, это же относится к боксу и кик-боксингу. Даже защитные шлемы и маски не спасают от сотрясений. Этот вид травм очень вреден детям.

Кумир поклонников ударной техники Брюс Ли был тренированным бойцом и отдавался этому искусству полностью, но сосуды головного мозга не выдержали ударов, и конец его наступил в самом расцвете сил. Удары по голове, полученные в период развития ребёнка, могут оказаться миной замедленного действия, которая может сработать в любой момент его жизни.

Необходим постоянный контроль за поведением членов секции вне занятий, т.е. в школе, дома, на улице. Возможен ли он в наше время?!? Возможен, но только в закрытых школах-интернатах!

Занятия ударной техникой часто создаёт иллюзию вседозволенности, особенно при том моральном разложении, навязанным нашим детям видео боевиками, и хорошая сторона физического развития часто перечеркивается отклонением от норм поведения в повседневной жизни.

Айкидо строится не на ударной технике, но броски основаны, в большинстве своём на болевых приёмах, и для детей до совершеннолетия эти занятия не рекомендуются.

Джиу-Джитсу - вид боевого искусства совсем не для детей и будет только во вред их физическому развитию, т.к. в нём большое место занимают болевые приёмы на суставы и костоломные. При тренировках детям трудно найти границу безопасного проведения приёма.

Бросковые виды единоборств включают в себя следующие виды борьбы:
- Классическая (греко-римская)
- Вольная
- Дзю-До
- Самбо

Дзю-До - это борьба близка к нашему самбо, но более спортивная, в основном рассчитана на любой возраст. В Японии, где она родилась, в детских садах и школах физическая культура основана именно на борьбе Дзю-До. И это не удивительно, так как физическое развитие ребёнка, занимающегося этой борьбой, имеет большое преимущество перед другими видами спорта.. Здесь нет ударной техники, а болевые и удушающие приёмы легко контролировать. Болевые, в особенности удушающие приёмы, можно не изучать до определённого возраста, а всё остальное даёт очень хорошее физическое развитие и самозащиту.

Самбо имеет много видов болевых приемов, и уровень подготовки борца определяется в соревновательных режимах. Желательно заниматься этим видом борьбы с 15-16 лет, подготовив тело на высоком уровне, что не даёт отрицательного влияния на развитие ребёнка.

При развитии с помощью борьбы в паре, мышцы работают постоянно в режимах обратной связи, то есть, контролируется не только прямое, но и обратное движение, при этом скорость перехода с прямого движения на обратное очень велика. Если сравнить с ударными видами борьбы, то последние проигрывают в формировании вставочных нейронов головного мозга. В ударных видах борьбы мышцы работают с максимальным напряжением в одном направлении и обратное движение не играет решающей роли, как в бросковых видах борьбы.

Если разобрать пример любого броска, то получается следующая картина работы мышц обоих партнеров:

Первый вышел на позицию для броска и, напрягая мышцы, начал бросок.

Второй - почувствовал и осознал своё положение в пространстве, напряг мышцы для контрдвижения, чтобы не дать возможности первому выполнить приём.

Первый, - ощущая сопротивление второго, увеличивает усилие или включает другую группу мышц, которая немного видоизменит первоначальный характер броска, возможно, перейдёт на другой приём, переключая прямую тягу мышц на обратную, используя при этом тягу противника, направленную в противоположном направлении первого приёма, но совпадает с направлением второго приёма. Эта борьба противоположных усилий создаёт картину бесконечности, так как второй тоже может перейти на противоположную тягу и создать совершенно новое по качеству контр-движение, но всё это длится доли секунды, и у кого из партнеров скорость реакции (передача сигнала от датчика тактильного, зрительного, вестибулярного в мозг и от него к группам мышц, а также скорость срабатывания мышц, то есть, исполнительного механизма) выше, тот ближе к победе.

Если учесть, что второй, как правило, не даёт первому правильно провести базовый приём, то получается бесконечное количество вариантов базовых приёмов, включая совершенно новые, полученные импровизацией, подобно игре в шахматы, но только время на размышления не даётся. Учитывая эту особенность физического развития, можно догадаться, как она повлияет на умственное. В экстремальных ситуациях стрессовый страх не сковывает способность человека решать задачи с большой скоростью и поэтому решения получаются, в основном, правильные! При подготовке тела к борьбе используются гимнастические и акробатические упражнения, развивается на высоком уровне вестибулярный аппарат. Высокая точность движений костно-мышечного аппарата позволит борцу успешно осваивать профессию лётчика, космонавта, водителя транспортных средств, хирурга, крановщика а также иметь успех в точных науках, музыке, организации движения любых дел любого направления!!!

Все эти качества физического и умственного развития относятся не только к одной борьбе Дзю-До. И классическая (греко-римская), и вольная борьба развивает всё одинаково. Переход с одной борьбы на другую не занимает много времени и для более качественного физического развития можно предложить такую схему: классическая - вольная - Дзю-До - самбо.

В Японии для того, чтобы уберечь ребёнка от нарушения психики, разработали в борьбе Дзю-До безсоревновательный метод определения уровня подготовки борца. В нашей стране пока ещё ведётся подготовка к такому методу, и он не получил юридического обоснования.

Соревновательный режим на различном уровне умственного развития ребёнка может иметь как положительные, так и отрицательные результаты, при этом имеет большое значение характер ребёнка, его воспитание и генные особенности. Непонятно, почему до сих пор психологи не подняли этот вопрос? Почти все спортивные секции имели генеральный курс на результат. Это - медали на соревнованиях, разряды и звания по победам. И всё это начиналось с того возраста, в котором психика ребёнка ещё не сформировалась и не дошла до того уровня, когда поражение не вызовет горечи слёз и душевной боли, а победы не создадут в характере жёстокости, самоликования, самовлюблённости! Очень хороша была бы физическая подготовка в школе, если бы с первого класса до последнего 3-4 раза в неделю вместо той физкультуры, что идёт по программам, преподавали бы уроки борьбы, поскольку в подготовку борца входит и лёгкая атлетика, и гимнастика, и акробатика, а также для развития выносливости и повышенной реакции многие тренеры включают и футбол, и баскетбол. Идеальный вариант преподавания физической культуры в школе, это уроки каждый день: 3 дня борьбы,1-2 дня игры с мячом, 1-3 дня лёгкая атлетика, гимнастика, акробатика. Дисциплинарный контроль в этом случае будет намного эффективнее, чем при работе секции.

Родителям стоит задуматься, в какую секцию, к каким тренерам следует отдать ребёнка для физического развития, чтобы не был он изуродован физически и морально.

Бросковая техника тоже имеет отрицательные стороны - неподготовленное для бросков тело ребёнка начинает получать сотрясения во время падений, особенно на жёстком ковровом покрытии. Влияют также пропуски занятий, отсутствие домашних занятий (зарядка утром) в промежутках между секционными, а также отсутствие нормальных гигиенических условий в залах: отопление, туалет, душ, раздевалка, дежурный врач.

В итоге можно сказать, что выбор секции, уровень подготовки, а также своевременность соревновательного режима может существенно изменить в лучшую или худшую сторону судьбу ребёнка, не говоря уже о том, что отсутствие нормального физического развития (нельзя сказать, что школьная программа его даёт) однозначно отрицательно скажется на его судьбе. Исходя из вышесказанного, можно определить степень влияния занятиями различными видами физической культуры на умственное развитие в таком порядке:

1 - все виды борьбы(греко-римская,вольная, дзю-до, самбо); 2 - гимнастика, акробатика, спортивные игры с мячом, парусный спорт; 3 - восточные единоборства (у-шу, кун-фу, тейк- ван -до, карате); 4 - лёгкая атлетика, коньки, лыжи, плавание. В дополнение к выше сказанному при занятиях физической культурой в крови человека появляется эндоморфин, который убирает стрессы и уменьшает до минимума желание употреблять наркотики, спиртное и табачное зелье. Медицина предупреждает об отрицательном влиянии (высокой степени) на умственное развитие детей употребляющих эти вещества!

Родители, не ждите новых решений этих вопросов от Министерства образования и берите решение этой проблемы в свои руки, и, если вам не безразлична судьба своего ребёнка берите на себя контроль над его физическим развитием, и, если есть возможность, станьте его сен-сеем (учителем). Возможно, это и станет лучшим решением.

Вы задумывались, что обычная зарядка по утрам и прогулки по лесу могут влиять на Ваши доходы? Какая связь? Очень даже прочная и закономерная. Мы с Вами уже обсудили, что наш образ жизни влияет на хорошую работоспособность памяти и мозга. В прошлой статье мы поговорили о питании для памяти и работы мозга. Сегодня хочу рассказать о том, какая физическая активность влияет на мозг. Посмотрим, как взаимодействуют спорт и мозг.У людей, ведущих активный образ жизни, в целом, общий уровень интеллектуального развития выше по сравнению с теми, кто такого образа жизни не ведет. Почему, спросите Вы?

Есть обычная, понятная закономерность: во время физической активности к мозгу проливает кровь с питательными веществами и кислородом, а наш мозг потребляет огромное количество кислорода, он ему жизненно необходим. Но это не единственный эффект. Спорт и мозг связаны более сложными взаимовлияниями. Рассмотрим, какими.

Как спорт и физическая активность влияет на мозговую деятельность?

Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).

Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.

То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.

Профессиональный спорт и мозг

Тогда, скажете Вы, профессиональные спортсмены (легкоатлеты, боксеры, лыжники) должны быть сверх интеллектуалами. И будете правы.
Возможности их развития действительно гораздо выше, чем возможности человека, который пролеживает все время на диване.

И, кстати, если Вы прочитаете биографии современных спортсменов, Вы увидите, что это разносторонние личности, которые много чем увлекаются и многие из них достигли значительных успехов вне спорта, просто об этом никому не известно.

Но есть две причины, почему далеко не все из профессиональных спортсменов проявляют высокие интеллектуальные способности. Во-первых, потенциал развития есть у каждого, а вот реализуют его не все. Личностные качества и ценности имеют не меньшее значение, чем наработанные навыки.

Если спортсмен привык после тренировок смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, то можно ли говорить о том, что он реализует свои возможности? Да и не всегда в тренировочном графике найдётся время на обучение, чтение и занятия.

Во-вторых, умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. В ряде случаев спортсмену регулярно приходится испытывать неимоверные усилия и напряжение. А это как раз только негативно сказывается на работе нервной системы. Поэтому не все является полезным.

Какие последствия хорошей работоспособности мозга?

Качественная и регулярная физическая активность развивает наше тело и мозг. Следствием этого является наше более быстрое, более качественное мышление, ясность мысли, меньшая усталость и большая выносливость интеллектуальных способностей.

Качественное мышление и меньшая усталость приводят к тому, что Вы больше успевает в своих рабочих задачах, обучении, проектах с сохранением качества работы, что в конечном счёте положительно сказывается на Вашем доходе.

Какие виды физической активности являются наиболее полезными?

Гимнастика

Любая даже самая щадящая гимнастика, которую вы выполняете регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Способствует усилению питания мозга.

Ходьба

Особенно на свежем воздухе благоприятная для обогащения клеток кислородом. А кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода.

Свежий воздух — это тот фактор, который имеет мгновенный эффект. Если Вы долго бьетесь над трудной задачей, попробуйте выйти на свежий воздух и медленно прогуляться. Как правило, во время таких прогулок приходит озарение и новые мысли.

Плавание

Сочетание нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии. Плавание и ходьба — самые безопасные виды нагрузок, которые можно применять практически всем.

Дыхательная гимнастика

Снабжает голову кислородом, что во всех отношениях идет на пользу нашей памяти. Не требует дополнительного времени, можно выполнять между делами, в любой обстановке.

Йога

Статические упражнения с растяжкой и развитием гибкости, дополнительными дыхательными техниками обеспечивают развитие как тела, так и Вашего мозга.

Танцы

Любые виды танцев (парные и одиночные) — это превосходное занятие. Помимо всесторонней нагрузки на организм танцы хорошо тренируют координацию, владение телом, благоприятны для осанки часто поднимают нам настроение. И ещё тренируют эстетику движений.

Если Вам позволяет здоровье и время, то Вы можете заниматься любым видом спорта на любительском или полу профессиональном уровне: бег, лыжи, велосипедный спорт, атлетика и многое другое.

Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и другие)

Заслуживают отдельного внимания, поскольку сочетают в себе несколько важных моментов: физическую активность, множество положительных эмоций, тренировку внимания и скорости реакции. Также игровые виды спорта часто проходят на свежем воздухе, что крайне полезно для мозга. Поэтому играйте на здоровье!

Чего избегать при занятиях спортом?

Самое главное в любых занятиях физической активностью — это соблюдать ряд правил, чтобы физическое упражнение приносило пользу и не вредило.

  1. В спорте не должно быть риска травм , особенно головы (бокс, боевые искусства, экстремальные виды спорта). Если Вы заботитесь о своем интеллекте и при этом желаете заниматься подобными видами спорта, старайтесь максимально обезопасить себя средствами защиты.
  2. Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы Вы не чувствовали полную истощенность. Хорошее занятие придаёт лёгкую усталость, которая после некоторого отдыха сменяется приливом сил.
  3. Отсутствие сильных и частых экстремальных занятий . В некоторой степени экстремальные занятия возможны, но лишь изредка. Частые выброс гормонов стресса, в том числе адреналина вызывает активность нашего мозга, направленную на выживание. Наши же другие интеллектуальные ресурсы, важные для работы и учёбы, отходят на второй план. Вы, думаю, знаете, как трудно сосредоточиться, когда нервничаешь и боишься. Для хорошей работы внимания и памяти необходимо спокойное позитивное настроение. Помните об этом, если часто бываете в стрессовых ситуациях.

Как Вы видите, каждый может найти для себя подходящую физическую активность. Спорт и мозг, спорт и интеллектуальная деятельность замечательно сочетаются и дополняют друг друга. Помните, что любая минимальная активность уже лучше, чем её отсутствие. Даже пятиминутная гимнастика по утрам даёт свой небольшой, но ценный эффект.

Спорт жизненно необходим для нормального развития детей. Можно отдать малыша в спортивную секцию, на плавание, а можно заниматься дома. Физические упражнения способствуют нормальному физическому развитию и укрепляют иммунитет.

Темп жизни современного человека крайне оживлённый и стремительный. Большую часть своего времени мы уделяем работе, стремясь как можно выше подняться по карьерной лестнице. Своих детей мы стараемся оформить в самую лучшую школу, гимназию или лицей, где даются огромные нагрузки. Вдобавок к этому, родители в большинстве случаев в дополнение к школе записывают малышей в различные творческие и интеллектуальные кружки и секции. Человек двадцать первого века хочет успеть абсолютно всё, забывая при этом о самом себе, желаниях и потребностях своего организма. Таким образом, у нас совсем не остаётся времени на развлечения, отдых и на своё здоровье.

Чаще всего мы обращаем внимание на наше самочувствие только в тех случаях, когда наше состояние приближается к критическому. Лечебно-профилактические меры уже не эффективны, организм полностью изнеможен и просит о помощи. Лишь в этот момент мы вспоминаем о полноценном отдыхе, который так необходим для здоровья, о регулярных занятиях спортом, поддерживающих организм в тонусе, о лечебных массажах и об элементарном здоровом сне.

Общеизвестно, что физические упражнения благотворно сказываются на самочувствии человека. Поэтому прививать любовь к спорту и регулярным занятиям нужно с самого детства. Конечно, перед тем как заняться каким-либо видом спорта, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, который даст свои рекомендации и полезные советы. Затем надо определиться с выбором спортивного зала, секции или фитнес-клуба. И, наконец, приучить самого себя систематически посещать тренировки. Помимо того, что Вы окажете огромную услугу своему организму, Вы приобретёте новых друзей, по-новому посмотрите на жизнь и будете всегда находиться в форме и хорошем настроении.

Специалистами доказано, что физические упражнения помогают укрепить иммунную систему человека, улучшают общее самочувствие, повышают стойкость к различным заболеваниям и просто-напросто доставляют удовольствие. Особенно необходимы тренировки для тех, кто работает в офисах, просиживая дни напролёт у компьютеров и за кипой нескончаемых бумаг. Для детей, которые целый день проводят за школьными партами, а потом за уроками дома. Отсутствие какой-либо физической активности приводит к атрофированию мышц и суставов.

Мы ни в коей мере не пытаемся превознести пользу и положительное влияние спортивных тренировок. Мы просто констатируем давно доказанные медицинской наукой факты. Спорт жизненно необходим для нормального развития детей. В младшем возрасте дети не осознают этого. В большинстве случаев не любят посещать школьные уроки физкультуры, ходить дополнительно в спортивные секции. Родители, в свою очередь, должны доступно объяснить своему малышу, насколько полезна физическая активность и занятия спортом им крайне необходимы.

Практически все родители желают, чтобы их малыш, даже если он не хочет, посещал спортивную секцию. Ребенок, регулярно занимающийся спортом, как правило, реже болеет, быстрее восстанавливается после болезни, чувствует себя бодро и легко. Физические тренировки улучшают аппетит, способствуют здоровому, крепкому сну, улучшают обмен веществ, нормализуют работу органов дыхания и кровообращения.

Сегодня существует огромное множество спортивных секций и спортивных залов для самых маленьких и для детей постарше. Для того чтобы приобрести малышу абонемент, помимо желания необходимы некоторые медицинские документы. Обязательным врачебным заключением является медсправка в спортивную секцию для ребенка. Оформление медицинской справки для занятий ребенка спортом производится в детской поликлинике. Выдаются медсправки для занятий спортом врачом-педиатром. Они свидетельствуют о том, что у малыша нет каких-либо противопоказаний к физическим занятиям. Врач проводит осмотр, по результатам которого определяет, можно ли ребенку посещать тренировки или же нет. Например, детям, страдающим хроническими заболеваниями сердца или дыхательной системы, категорически запрещено давать на организм сильные нагрузки. Интенсивные тренировки им противопоказаны. Врачи в этих случаях рекомендуют просто заниматься лечебной физкультурой.

Специалисты не рекомендуют серьёзные спортивные занятия детям, не достигшим ещё девятилетнего возраста. Это совсем не значит, что воспрещается заниматься физкультурой. Просто нагрузки должны быть ограниченными. Таким образом, врачи и специалисты в области физической культуры и спорта подбирают для каждой категории и возраста детей свои программы.

Какой вид спорта выбрать для своего обожаемого малыша? Во-первых, помимо показателей физического развития, нужно учесть и интересы самого ребенка. Если ему не по душе футбол или баскетбол, зачем насильно его заставлять посещать такие тренировки? Желаемого эффекта от такой принудительной меры не будет, да и сам ребенок будет не рад такому приказу.

Если Ваш ребенок любит плескаться в воде, можно отдать его на плавание. Оно успокаивают нервную систему, укрепляет опорно-двигательный аппарат, способствует улучшению дыхания, кровообращения и пищеварения. Во время занятий задействуются все группы мышц, поэтому плавание полезно для растущего детского организма. Только здесь потребуются не медицинские справки для занятий спортом детей, а особая справка в бассейн. Она также выписывается педиатром по результатам обследования и подтверждает, что у малыша нет противопоказаний к данному виду занятий.

Можно отдать своё чадо в спортивную секцию по настольному теннису. Он развивает координацию, положительно отражается на работе органов дыхания, развивает моторику, воспитывает ловкость, командный дух и коммуникабельность. В секцию принимают с семилетнего возраста.

В основном всеми любимым видом спортивных и в то же время развлекательных занятий выступают баскетбол и волейбол. Такие занятия способствуют развитию реакции, быстроты, выносливости, учат работать в команде. Данные тренировки являются профилактической мерой по лечению сколиоза и укрепляют мышцы. Начинать занятия рекомендуется с шести, семи или восьми лет.

Любимая игра почти всех мальчишек — футбол. Конечно, без царапин и ушибов здесь не обойдётся, зато ребенок будет здоровым и счастливым. Футбол — не просто вид спорта, это игра, причём азартная и подвижная. При регулярных тренировках развивается сила мышц, дыхательная система, выдержка и выносливость. Обращаем внимание родителей, что данный вид спорта предназначен для абсолютно здоровых ребят.

Что касается девочек, то они часто выбирают теннис. Представительницы, занимающиеся таким видом физической активности, обладают крепким телосложением, упругой кожей, красивой подтянутой фигурой. Кроме этого теннис благотворно отражается на работе сердечно — сосудистой системы. В секции берут детей, достигших возраста шести-семи лет.

Красивым и грациозным видом спорта является художественная гимнастика. Девочки, занимающиеся этим видом спорта, очень пластичны, обладают гибким, упругим телом, у них формируется идеальная ровная осанка. Между тем, гимнастика исправляет плоскостопие.

Помимо перечисленных спортивных секций, есть много других видов: акробатические секции, секции верховой езды, школы фигурного катания и хоккея, школы различных единоборств и иные.

Если же спортивным тренировкам Вы предпочли музыкальную или художественную школу, например, а на спорт не осталось времени, можно устраивать получасовые тренировки в домашних условиях. Достаточно делать зарядку по утрам, устраивать вечерние пробежки по парку, но, ни в коем случае, не исключать полностью физические занятия из жизни ребенка. При этом всё же рекомендуем проконсультироваться с врачом, однако медсправки, такие как форма 1, например, не понадобятся для домашних занятий.

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе и даже в детском саду; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье маленького человека. Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности. Чем раньше начать заниматься физкультурой и спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья. Физкультура, спорт и здоровье находятся в тесной взаимосвязи. Существуют два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.

Физическая культура положительно влияет на рост, развитие и укрепление детского организма. Актуальными задачами являются привитие детям интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигатель­ным умениям. Но физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, идеология, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам. Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года - это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. Родители должны проявлять заинтересованность в том, чтобы в режиме дня детей ежедневно предусматривалась их двигатель­ная активность. Важно, чтобы в использовании всех возможностей физической культуры достигалась совместная работа дошкольных учрежде­ний и семьи. Если меры по укреплению здоровья ребенка, про­водимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнения­ми и подвижными играми в семейных условиях (с учетом индиви­дуальности ребенка, использования разнообразных упражнений), у него развиваются индивидуальные склонности и интересы.


Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому желательно родителей вовлекать в активный педагогиче­ский процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей.



Движение, физкультура и спорт - это возможность дать ребенку жизненно необходимую для организма нагрузку. Малая физическая активность ребенка может привести к ряду серьезных изменений в его организме. Сегодня у 4-8% школьников выявлено ожирение. Оптимальным возрастом для начала занятий физкультурой считается – 6 лет. На различные танцевальные кружки возможен прием 4-5 летних детей. В любом случае, ребенка следует отдавать не туда, куда взрослым хочется, а в ту секцию, которая наиболее ему подходит – по весу и росту, по степени эмоционального формирования.

Положительные характеристики спорта:

  • при физических занятиях в человеческом организме происходит ускорение процессов метаболизма, в результате чего интенсивно сжигаются клетки жира;
  • спорт помогает укреплению иммунитета, особенно против вирусных и простудных заболеваний;
  • регулярные тренировки способствуют здоровому образу жизни, исключая курение табака и употребление алкогольных напитков;
  • спорт положительно влияет на позвоночник человека, вырабатывая правильную здоровую осанку;
  • постоянные спортивные занятия способствуют укреплению мышечного каркаса, улучшают костную ткань, кислород намного легче поступает ко всем мышцам, за счет этого улучшается метаболизм в клетках и липидный обмен;
  • благодаря занятиям спортом появляется большое количество сосудов, улучшается состояние сердечно - сосудистой системы;
  • благотворно воздействует на нервную систему человека. Во время занятий спортом улучшается быстрота и ловкость, а также быстрота реакции;
  • улучшает внимание и познавательные способности детей;
  • человек становится более выносливым. Спорт воспитывает характер.

За счет новых движений и командных игр, например, игра в баскетбол, волейбол, футбол, развивается боковое зрение, что способствует быстроте принятия решений. Улучшается мозговая деятельность . В процессе двигательной активности вырабатываются эндорфины, гормоны счастья, которые повышают настроение и дают чувства удовлетворенности жизни.

В тех случаях, когда у ребенка есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура - комплекс физических и дыхательных упражнений, который оказывает общеоздоровительное и терапевтическое действие на юный организм. Занятия ЛФК очень полезны при хронических или врожденных патологиях опорно-двигательного аппарата, дыхательной, пищеварительной системы. Регулярная адекватная физическая нагрузка способствует гармоничному развитию ребенка и снижает частоту простудных и других заболеваний. Помимо основной задачи, лечебная физкультура обеспечивает необходимый положительный эмоциональный фон. Соревновательный дух в компании сверстников помогает выработать благоприятную мотивацию, являющуюся необходимым условием тренировки.



Продолжительность занятий лечебной физкультуры :

20-50 минут (в зависимости от возраста, физической подготовленности, выраженности нарушений, психоэмоционального состояния ребенка, особенностей лечебного комплекса).


Занятия проводятся под руководством специалиста-инструктора, где решаются следующие задачи:

  • выработка навыка правильной осанки;
  • укрепление и оздоровление всего организма, тренировка дыхательной системы, сердца;
  • расслабление и растягивание перенапряженных мышц;
  • тренировка ослабленных мышц;
  • удовлетворение физических и социальных потребностей ребенка в саморазвитии.

Итак, влияние физкультуры на здоровье ребенка трудно переоценить.

Никто не ждет от ваших детей, что они станут олимпийскими чемпионами. Если вы на это надеетесь, не стоит! Пусть ваши сыновья или дочки сначала будут здоровыми и спортивными. Не нужно слишком много от них требовать!

Каждому известно, что спорт накладывает на человека определенный отпечаток. Каждая дисциплина способствует специфическому развитию.

В этой статье мы рассмотрели самые известные виды спорта и их влияние на человека.

Фигурное катание

Для него вашему отпрыску нужно иметь заключение ортопеда или хирурга, подтверждающее здоровье позвоночника. Также сердце и дыхательная система должны быть в норме.

Эта дисциплина способствует формированию хорошей осанки, гибкости, ловкости и координации. Позволяет без труда в будущем осваивать некоторые хореографические направления. Особенно полезно приобретение умения падать, избегая травм.

Фигурное катание снимает стресс и дает навык прекрасно держаться на коньках. Также оно положительно действует на сон и повышает аппетит.

Плавание

Плаванию и его пользе мы посвятили целую статью. Здесь же отметим, что оно успокаивает, закаляет и помогает сосредоточиться. Многие педиатры рекомендуют плавание быстро утомляющимся детям.

Легкая атлетика

Гармонично развивает все группы мышц. Способствует формированию стрессоустойчивости. Учтите, что легкая атлетика опасна для суставов и дает серьезную нагрузку на сердце и сосуды.

Гимнастика

Девочкам помогает обрести привлекательную фигуру, стройность, гибкость, осанку и умение грациозно двигаться.

Мальчики-гимнасты приобретают крепкую мускулатуру и ловкость. Спорт формирует правильную осанку и координацию.

Профессиональная гимнастика не так безвредна. Неосторожного спортсмена в будущем могут ожидать заболевания позвоночника, суставов и даже репродуктивной системы.

Единоборства

Про детское боевое искусство сложно рассказать в нескольких строчках из-за обилия направлений. Поэтому у нас есть отдельная статья о них.

Единоборства гармонично развивают ребенка любого возраста. Борьба и рукопашка отлично формируют мышечный корсет и умение падать. При этом дети становятся более выносливыми, сильными, скоординированными. Боевые искусства оттачивают реакцию и дают хорошую базу для дальнейшего развития. Даже если мальчик или девочка не будут спортсменами, навыки наверняка пригодятся.

Стоит понимать, что они достаточно травмоопасны даже на непрофессиональном уровне. Будьте готовы и не экономьте на защите!

Танцы

Формируют привлекательную внешность. Могут исправить осанку. Мальчикам помогают снять эмоциональные, психические и физические проблемы в общении с девочками. Последним танцы прививают женственность и художественный вкус.

Танцевальная аэробика

Направления ее типа зумбы и прочих помогают укрепить физическое здоровье и научиться контролировать свое тело. Способствуют развитию реакции и творческих способностей. Серьезный плюс аэробики - существование младших групп, где занятия проводят буквально с рождения. Подобное дает разнообразную нагрузку для здорового роста.

Йога для детей

Направление распространено почти во всех крупных студиях нашего края. Способствует гармоничному развитию мышечной системы. Позволяет без труда выполнять упражнения с весом собственного тела в будущем. Концентрация внимания заметно повышается после занятий по йоге. Благоприятно действует на нервную систему. В некоторых случаях занятия повышают уверенность в себе и обучают умению видеть красоту в окружающем мире.

Часто секции по йоге для детей расположены в фитнес-центрах.

Командные виды спорта

Важная роль баскетбола, футбола и волейбола в жизни школьника в том, что они социализируют детей, учат их работать в команде, чтобы достигать единых целей.

Командные виды спорта отлично приучают младших вести здоровый образ жизни. Если ваш ребенок излишне замкнут или имеет низкую самооценку, можно попробовать отдать его на подобные направления. Но не надейтесь, что они подобно волшебной палочке решат все ваши проблемы. Правда, хороший тренер и благоприятная атмосфера в группе иногда творят чудеса. И вот через несколько месяцев перед вами ребенок, который не стесняется говорить то, что думает и умеет общаться с другими детьми.

Еще одно достоинство командных видов спорта - дисциплинированность школьника и приобретение паттерна здоровой конкуренции.