Повышение зарплат работникам культуры в году. Муниципалы увлеклись оптимизацией учреждений культуры

Введение новой системы оплаты труда, которая является одной из мер, касающихся повышения заработной платы работников культуры, представляет собой трудоемкий процесс, осуществляющийся в несколько этапов

Повышение качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры, является одним из наиболее важных вопросов сегодняшнего дня. Среди множества механизмов, направленных на обеспечение оптимальных условий для развития данной сферы, особое место занимает повышение зарплаты работникам культуры в 2017 году.

Согласно указам Президента РФ принятие подобных мер запланировано на вторую половину текущего года. Поэтому, чтобы это не повлекло за собой никаких последствий, к примеру, увеличения инфляции, уже сегодня необходимо уделить пристальное внимание равномерному распределению расходов.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

Основные проблемы оплаты труда работников культуры и их решение

В последнее время проблема, касающаяся оплаты труда в культуре, является очень актуальной. Ведь ни для кого не секрет, что заработная плата в данной сфере еще не достигала того уровня, которому она должна соответствовать. Несколько лет назад Минтруда было запланировано проведение реформы в области культуры, что предполагало значительное повышение заработной платы ее работников.

И хотя сегодня еще нет весомых доказательств того, что внедрение нововведений привели к кардинальным изменениям, однако во многих регионах положение начало меняться к лучшему.

Сегодня ведется работа по созданию прозрачного, действенного механизма оплаты труда руководителей, вводятся базовые оклады и ставки заработной платы, отвечающие среднему уровню региона, разрабатываются новые условия и предоставления льгот, а также многое другое.

В соответствии с Указом Президента РФ No597 зарплата должна быть полностью доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе уже к 2018 году. Поэтому сегодня ведется активная работа в данном направлении.

Некоторые показатели зарплаты в культуре за два последние года свидетельствуют о некоторых положительных моментах, касающихся повышения зарплаты в культуре.

В 2016 году среднемесячная оплата труда работников культуры повысилась на 2.6% по сравнению с 2015 годом. К примеру, по итогам первого полугодия 2016 года в 69 субъектах РФ зарплата превышала уровень 2015 года. Наибольшие изменения означенных показателей были отмечены в таких регионах:

  • Мурманской области – 110.7%;
  • Ненецком автономном округе – 116.6 %;
  • Республике Тыва – 113.7%;
  • Пермском крае – 108,4%.

В других шестнадцати субъектах Российской Федерации эти показатели достигли от 91 до 99 процентов по отношению к уровню 2015 года. В 2017 году планируется обеспечение соотношения средней заработной платы в культуре к среднемесячному доходу от трудовой деятельности на уровне 90%.

Какие меры Министерства культуры примет по повышению зарплат работникам в 2017 году

В августе 2016 года Минкультуры РФ было принято Примерное положение по оплате труда работников федеральных бюджетных , искусства, образования и науки, которые находятся в ведении данной структуры.

В соответствии с этим нормативным документом учреждениям культуры предоставляется возможность самостоятельно заниматься определением размеров окладов, стимулирующих и компенсационных выплат. При этом в обязательном порядке должны учитываться госгарантии, касающиеся оплаты труда.

Все эти меры закрепляются такими документами, как соглашение, коллективный договор и локальный акт, при составлении которого необходимо учитывать мнение органа, представляющего интересы работников.

Стоит заметить, что в примерном положении не изложено каких-либо рекомендаций, касающихся минимальных размеров окладов или размеров повышающих коэффициентов к этим окладам. Однако в нем представлены некоторые обязанности работодателя, например:

  • в случае внесения изменений в систему оплаты труда он обязан обеспечить сохранение зарплаты сотрудника на том уровне, который был до изменения. Это является обязательным, если объем работы остается таким, как и раньше;
  • проводя работу по составлению штатного расписания, в обязательном порядке необходимо использовать как типовые отраслевые, так и межотраслевые нормы труда.

Примерное положение может выполнять роль ориентира для учреждений культуры, поскольку, помимо всего прочего, в нем учтены все законодательные нормы и особенности, являющиеся необходимыми для данной сферы.

Если учреждение имеет статус федерального казенного, то Положение, принятое учредителем, должно применяться в обязательном порядке. Для данной категории организаций в нем указан либо минимальный оклад, либо точная сумма.

Особенности внедрения новой оплаты труда работников культуры в 2017 году

Перечень мер, касающихся повышения зарплаты в культуре в 2017 году, включает и внедрение НСОТ, которая соответствует нормам ТК РФ.

Ее использование имеет определенные особенности. К их числу относятся следующие:

  • при выплате зарплаты учитывается степень сложности выполняемой работы, ее количество и качество, а также ;
  • условия труда должны отвечать трудовому договору, соглашению, коллективному договору и другим нормативно-правовым документам;
  • установленные оклады и ставки зарплаты соответствуют определенной квалификационной группе профессии;
  • при сохранении за сотрудником раннее установленного объема обязанностей заработная плата и другие выплаты не могут быть ниже, чем при использовании ЕТС.

Основой НСОТ являются рекомендуемые размеры минимальных окладов, установление которых входит в обязанности учредителя. Что касается выплат компенсационного и стимулирующего характера, то их можно добавлять в окладам в кратном или процентном соотношении.

Переход на новую систему оплаты труда - процесс довольно трудоемкий, требующий серьезного подхода. Поэтому и происходит он в пошаговом порядке:

  • создание специальной комиссии для установления размеров окладов и различных выплат, а также определения оснований для их получения;
  • анализ разноуровневых нормативно-правовых документов, содержащих нормы трудового права;
  • осуществление оценки кадрового состава;
  • анализ структуры заработной платы, которая действует на текущий момент;
  • подготовка предложений по введению НСОТ и так далее.

Членами комиссии, как правило, назначаются работники отдела кадров, финансовой службы и представители профсоюзной организации.

Если говорить об аналитической оценке кадрового состава, то в качестве ее составляющей выступает разработка перечней трудовых обязанностей, которые не включены в штатное расписание определенной должности. Сюда же относится и составление перечней трудовых функций, выполняющихся только работниками данной организации и никем другим.

Также аналитическая оценка включает рассмотрение соотношений утвержденных квалификационных профгрупп с должностями .

НСОТ определяется целый перечень выплат компенсационного характера:

Что касается выплат стимулирующего характера, то они выплачиваются на основе выполнения установленных показателей и критериев оценки эффективности труда. Размеры соответствуют той доли средств, которая заложена в фонд оплаты труда, для осуществления подобных выплат, и указываются в соглашениях, коллективных и трудовых договорах, локальны актах.

Материал проверен экспертами Актион Культура

https://www.сайт/2017-03-01/municipaly_uvleklis_optimizaciey_uchrezhdeniy_kultury

«Нельзя экономить деньги, теряя души…»

Муниципалы увлеклись оптимизацией учреждений культуры

Депутат Госдумы Елена Ямпольская - редкий гость на Южном Урале, от которого она избрана в парламент. Но сегодня она прилетела специально, чтобы отчитать власти на местах за их отношение к сфере культуры

В министерстве культуры Челябинской области всерьёз встревожены ситуацией с закрытием библиотек и сельских клубов в регионе. По данным главы ведомства Алексея Бетехтина, за прошлый год Южный Урал потерял сразу 16 учреждений культуры. Причем в Красноармейском районе перестали работать 11 библиотек. Эта тенденция наблюдается на протяжении нескольких лет и имеет все шансы продолжиться, потому как, по мнению региональных чиновников, главы некоторых территорий чересчур увлеклись оптимизацией учреждений социальной сферы. Под шумок оптимизации очаги культуры попросту закрывают, не отдавая себе отчёта в том, чем обернётся такое желание сэкономить.

Тревожная статистика прозвучала в среду на коллегии регионального минкульта, где подводили итоги прошлого года и намечали планы на ближайшую перспективу. Сначала министр Бетехтин отчитался о том, что в 2016 году в регионе прошло много интересных и значимых мероприятий, велась активная работа по развитию туризма, о чем накануне в красках успел рассказать на региональном туристическом форуме.

Глава ведомства также сообщил, что в прошлом году на федеральном уровне была принята стратегия государственной культурной политики до 2030 года. Документ призван изменить ситуацию во всех 43 муниципалитетах региона, вывести оказание услуг в этой сфере на новый уровень. Но, посетовал Алексей Бетехтин, реализации стратегии может помешать недальновидность некоторых местных руководителей, которые, невзирая ни на какие федеральные стратегии, продолжают закрывать сельские библиотеки и клубы.

«Решение о сокращении сети должно носить выверенный характер, мы должны чётко ответить на вопросы: что будет, если сократить количество учреждений культуры? Куда пойдут люди? Не уедут ли из населённого пункта? Как будут добираться до учреждений культуры, расположенных в других населённых пунктах? Есть ли транспортная доступность? — поставил вопросы ребром областной министр культуры. — Я надеюсь, что Красноармейский район знает ответы на эти вопросы, потому что в 2016 году там было принято решение о закрытии сразу 11 библиотек. Эта территория вообще „радует“ нас каждый год, они лидеры по закрытию учреждений культуры».

Бетехтин считает, что ни одно учреждение культуры не должно ликвидироваться без решения самих жителей, которое следует оформлять на сходах. Позже глава минкульта пояснил журналисту сайт, что сокращение числа учреждений часто происходит потому, что на местах неверно трактуют задачи оптимизации.

Развитие туризма на Южном Урале мешают ограничения на землях лесного фонда

«Основная масса учреждений культуры в области не закрывается, а преобразуется. Если смотреть с точки зрения статистики, то количество учреждений уменьшилось. На деле же несколько юрлиц-библиотек объединились в одну централизованную библиотечную систему. Количество библиотек, персонала, книг осталось прежним. Но все это теперь обслуживает одна бухгалтерия», — пояснил министр, указав на то, что в некоторых муниципалитетах под шумок стали не сокращать юрлица, а закрывать сами библиотеки и клубы, передавая их здания другим структурам. Поэтому министерство и забило тревогу.

При этом глава областного минкульта назвал несостоятельными сетования местных чиновников на нехватку денег. В качестве плохого примера он привел все тот же Красноармейский район, чье руководство объясняет свои действия плохой материально-технической базой учреждений культуры и отсутствием средств на ремонт.

«Они говорят, что им не хватает денег, но их не хватает всем. При этом библиотеки пользуются спросом. А после закрытия у них упали показатели по количеству выданных книг, числу детей, занимающихся в кружках», — возмущался Бетехтин.

Впрочем, признал он, в ряде территорий, где прошло объединение библиотек и домов культуры, показатели упали тоже. «Значит, что-то не сработало, — рассуждал министр. — У нас ведь не было задачи оптимизировать систему так, чтобы давать денег меньше на культуру. Ставилась задача высвободить средства и направить на развитие, повышение зарплаты сотрудников, а не уволить всех, чтобы некому было платить. Там, где местные власти сработали чётко, система работает».

Одна из территорий, где, напротив, стало лучше, — Коркинский район. Там много лет учреждения культуры были разрозненными и находились в ведении сельских поселений. Законодательство позволяет оставлять полномочия по их содержанию на поселенческом уровне, говорит министр, но его ведомство всегда критиковало такие решения. Сейчас в районе создаётся централизованная клубная система, берущая все очаги культуры в селах под свое управление. В Увельском районе уже лет десять как эти учреждения переданы на районный уровень. Там деньги никогда не «размазывали» между всеми поселениями, а планомерно, каждый год ремонтировали по одному клубу. В итоге большинство из них привели в порядок.

Что интересно, Увельский район все же попал в число территорий, в которых удовлетворённость жителей услугами культуры находится на низком уровне, — наряду с Коркинским, Аргаяшским районами, а также Кыштымом и Златоустом. Региональных чиновников тоже удивил состав антирейтинга, и они пообещали более детально проанализировать причины недовольства населения.

«Может быть, люди просто привыкли к определённому уровню и хотят, чтобы стало только лучше, — предположил в беседе с журналистом сайт Алексей Бетехтин. — Там, где нет совсем ничего, и мужик с баяном — уже культура. А где всё хорошо, кому-то могут не понравиться шторы на сцене. В любом случае будем разбираться».

Удовлетворённость культурной жизнью выше среднего показали Магнитогорск, Озёрск, Снежинск, Верхний Уфалей, Кусинский, Пластовский, Катав-Ивановский, Усть-Катавский, Карталинский и Чебаркульский районы.

Чтобы повлиять на местных глав, Алексей Бетехтин приготовит «тяжелую артиллерию» — в лице депутата Госдумы Елены Ямпольской. Теперь уже бывший главред газеты «Культура» прибыла в Челябинск на так называемую региональную неделю, которая дается депутатам для работы в регионах. Причем прибыла всего на один день, из чего можно сделать вывод, что Ямпольская приехала специально для участия в коллегии близкого ей по духу регионального министерства.

«Я прошу руководителей муниципалитетов не заниматься сокращением бюджетов учреждений культуры, отказаться от такой оптимизации, — сказала Елена Ямпольская. — Я ещё в ходе выборов говорила о необходимости защиты учреждений культуры от чиновничьего произвола, особенно в сёлах и малых городах. Сегодня, когда речь заходит об экономии бюджета, они первыми идут под нож. Но, когда исчезают клубы, библиотеки, происходит деградация, люди уезжают из населённого пункта. Наши чиновники забывают, что есть вещи более ценные, чем деньги. Нельзя экономить средства, теряя души. Вы же не можете просто так взять и закрыть школу. А вот библиотеку — легко».

Депутат пообещала собравшимся добиться принятия закона, защищающего культурные учреждения. Для этого, в частности, нужно пересмотреть законодательство о меценатстве — сегодня бизнесмены, помогающие учреждениям культуры, не получают особых преференций. Но чиновникам на местах не следует сидеть и ждать изменений сверху, считает Ямпольская.

Искусствоведы устанавливают подлинность и авторство старинных картин. Это похоже на детектив

«Челябинская область — мощный промышленный регион, где много предприятий, которые могут помогать культуре. Но у бизнесменов другая психология. На них не действует „христорадничество“. Интересные, амбициозные проекты — вот что может привлечь бизнес», — заметила Елена Ямпольская, призвав тем самым подумать над такими проектами.

У региональных властей между тем тоже есть определённые рычаги воздействия на муниципалов, уделяющих мало внимание культуре, оживился после такой поддержки министр Бетехтин.

«Сегодня мы обсуждали стратегию, она заставляет глав территорий приводить учреждения в соответствие с определёнными требованиями. Если в районе нет книгообеспеченности, главе придётся предпринимать усилия для того, чтобы поднять показатель. Иначе глава будет признан неэффективным: он не выполнил стратегию, принятую для всей страны. А открыть библиотеку намного сложнее, чем закрыть, — предупредил министр, разговаривая по завершении коллегии с корреспондентом сайт. — Почему-то до некоторых это доходит с опозданием».

Новости России

Россия

Суд арестовал напавшего на Памфилову на два месяца

Россия

Верховный суд оставил в силе пожизненные приговоры членам «банды GTA»

Россия

Клип Тимати и Гуфа о Москве набрал миллион дизлайков. Это рекорд в российском YouTube

Россия

Лавров встретился с вернувшимся в Россию журналистом Вышинским

ЯНАО

Власти рассматривают возможность поставок газа с Ямала в Китай еще по одному маршруту

Россия

СКР: мужчина, напавший на главу ЦИК Эллу Памфилову, признал вину

Россия

В Британии снимут сериал об экс-полковнике ФСБ Александре Литвиненко

Россия

В ООН призвали расследовать жесткие задержания на митингах в Москве

Александр Беглов остался доволен своим результатом на выборах

Санкт-Петербург

Как выбирали губернатора Петербурга: вбросы, «карусели», подкуп избирателей

Заработная плата в бюджетной сфере - это важный социально-экономический показатель, который так или иначе влияет и на размер окладов в коммерческих организациях. Поэтому у многих руководителей и работников часто возникает вопрос: какое предусмотрено повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году? Ведь исходя из его размеров, можно провести индексацию окладов и в своей фирме. Обратите внимание: Росстат опубликовал средние зарплаты бюджетников по отраслям и регионам за первое полугодие 2019 года.

В 2018 году Правительство, исполняя «майские указы» президента о повышении зарплаты бюджетникам (2019), одобрило выделение 14,5 млрд рублей на финансирование повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетных учреждений. В 2019 году индексация окладов также запланирована. Посмотрим, что это за отдельные категории работников. Но начнем с новостей.

Повышение окладов с 01.10.2019

  • работникам федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
  • работникам федеральных государственных органов, гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2019 № 279 «Об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации» с 1 октября 2019 года зарплаты повысятся и у судей всех рангов: от судей Конститционного и Верховного судов до мировых судей субъектов РФ — на те же 4,3%.

Кто такие госслужащие и бюджетники

Для начала необходимо разобраться с тем, кто же такие бюджетники. Очевидно, что в обиходе под этим словом «скрываются» все те люди, которые получают зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию будет не совсем верно. Ведь с точки зрения законодательства они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов бюджетникам в 2019 году было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое будет повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году в России (последние новости).

Бюджетники: врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них примерно половину составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, а именно сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ , а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Ведь система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по данным Росстата, средняя зарплата по стране составила 49 348 рубллей (данные за июнь 2019). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях могут получать всего по 12 000-15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

23 июля Росстат опубликовал данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2019 года.

Оклады бюджетников в 1-м полугодии 2019 года, таблица:

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь-июнь 2019 года

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Преподаватели вузов

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал

Младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники учреждений культуры

Научные сотрудники

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт. округ

Архангельская область без авт. округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан (Татарстан)

Удмуртская Республика

Чувашская Республика - Чувашия

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

Ямало-Ненецкий авт. округ

Тюменская область без авт. округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

* Конфиденциальные данные

Для сравнения: данные Росстата по заработным платам чиновников различного уровня (за 2018 год).

Среднемесячная з/п гражданских (муниципальных) служащих

Справочно: среднемесячная з/п работников организаций а субъекте РФ

Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти

органов исполнительной власти субъектов РФ

органов местного самоуправления

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий авт.округ

Архангельская область без авт.округа

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г.Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г.Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский авт.округ - Югра

Ямало-Ненецкий авт.округ

Тюменская область без авт.округов

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Бурятия

Республика Саха (Якутия)

Забайкальский край

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская авт.область

Чукотский авт.округ

Зарплата бюджетников в 2019 году

Индексация окладов бюджетникам является частью предвыборной программы Владимира Путина 2012 года. Основной документ — Указ Президента № 597 , называемый иногда «приказ 597 президента: дорожная карта 01.01.2018». Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других бюджетников. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2019-му в первую очередь учителям и врачам.

Повышают оклады в первую очередь тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:

Повышение зарплат является поэтапным. В конце концов:

  • у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты должен составить не менее 200 % от средних зарплат в регионе;
  • у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты не должен быть ниже средней зарплаты по региону.

К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. Поэтому чиновники пообещали не обойти их стороной и также провести индексацию их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).

Категории бюджетников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов»

Педагоги детских садов и общего образования

Педагоги дополнительного образования

Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования

Преподаватели вузов

Средний и младший медицинский персонал

Социальные работники

Работники культуры

Научные сотрудники

Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей

Специалисты по кадрам

Специалисты по комплексной реабилитации

Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений.

Социальные психологи

Бухгалтеры и экономисты

Инженеры

Программисты

Следователи

Пожарные

Судьи, прокуроры

Военнослужащие и приравненные к ним

Повышение окладов
с 1 сентября 2019 — на 6,0 %,
в 2020 — на 5,4 %,
в 2021 — на 6,6 %
Повышение окладов
с 1 октября 2019 на прогнозный уровень инфляции — 4,3 %,
1 октября 2020 — на 3,8 %,
1 октября 2021 — на 4 %

Повышение окладов бюджетников с 01.01.2019

Надо отметить, что некоторым бюджетникам оклады должны будут повысить независимо от индексации. Ведь с 1 января запланировано увеличение минимального уровня оплаты труда (повышение МРОТ), которое повлияет на оклады младшего и среднего персонала со средним образованием. С 01.01.2019 МРОТ равен 11 280 рублям. Такое повышение окладов затронет примерно 1,6 млн человек в бюджетной сфере.

Региональные решения о повышении окладов бюджетникам

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2599-р обязывает правительства субъектов РФ принять распоряжения о своих региональных «дорожных картах», в которых прописать конкретные цифры по каждому году по повышению окладов. Так, дорожная карта Свердловской области по повышению заработной платы 2019 утверждала, что уровень средней зарплаты социальных работников должен составить не менее 100 процентов от среднемесячных зарплат по Свердловской области. А на повышение зарплаты бюджетникам в 2019 в Красноярском крае Правительство выделило дополнительно 2,9 млрд рублей из федеральной казны, чтобы можно было учитывать районные надбавки и северный коэффициент.

В конце года региональные власти традиционно готовят соответствующие решения относительно повышения окладов на будущий год. Например, в Липецкой области депутаты приняли решение о повышении зарплаты в 2019 году бюджетникам, не подпадающим под майские указы, на 10 %.

Работники на бюджете, независимо от занимаемой должности и структуры, к которой относятся, всегда ожидают повышенную зарплату. Важнее всего это бюджетникам, у которых оклад ограничивается и лишь иногда премиями несколько повышается, лишь разово. Пришло время узнать подробнее, . Как оказалось, даже в этом вопросе присутствуют некие нюансы.

Кто они, труженики сферы культуры

Сотрудники, представляющие культуру, ведут деятельность в кино, искусстве и других сферах. Деятелями культуры принято считать людей, ставших по профессии режиссерами, театральными работниками, музейными сотрудниками. Их заведения труда относятся к государственным объектам.

Что омрачает многих специалистов, профессии дается весьма заниженная оценка. Из-за отсутствия приоритетов новых специалистов в ней не так уж и много. Даже утверждение тематических дней, специально назначенных годовых периодов не достаточно для изменения ситуации. Проблема требует большего внимания, чем в настоящее время ей уделяют сверху.

По итогам прошлого 2015 годового периода размер оплаты труда в культурной сфере были ниже достойного уровня, а оклад составлял 11 тысяч по регионам и 20 тысяч рублей для федеральных организаций. По мнению главы государства, суммы эти должны быть изменены до таких позиций: 20 тысяч регионам, а 50 тысяч рублей - федеральным заведениям.

Перспективы по окладам на 2017 год

Наравне с остальными бюджетниками, работникам искусства положены определенные оклады. Причем данные суммы соизмеримы с остальными профессиями. Президенту известна ситуация, ведь с мая 2012 года существуют указы относительно направления культуры, бюджетной сферы в целом. Согласно этим документам, работникам полагается больше получать заработной платы начиная с 2018 года. Разница за 6 лет должна стать существенной. Для этого задумали ежегодную индексацию по окладам. Ведь в одночасье пересчитать зарплаты и существенно повысить их оказалось невозможным для сил бюджета страны.

Плавно проходящее повышение заработной платы работникам культуры федерального ведомства в 2017 году должно было привести к существенному подъему. Однако хорошо выполняемым планам помешало проявление кризиса в 2014 году. Резко ухудшенное положение в опустевшей казне отразилось на невозможности увеличивать оклады дальше. У повышений возникла некоторая отсрочка. Теперь заморозка повышения зарплаты становится все реальнее.

Из размышлений экспертов относительно зарплат в отрасли культуры

Ряд экспертов радует оптимистичным настроем. Без повышения окладов будущий год не обойдется хотя бы потому, что существует инфляционный процесс. При официальных 6 процентах и будет происходить перерасчет. Но при фактическом показателе в 12, даже 17 процентов первая цифра оказывается в разы меньшей. Так что фактически разница остается незаметной вообще. Особенно после похода по магазинам.
Будет пересмотрена зарплата работников культуры в 2017 году в России, повышение которой состоится непременно. Но что это даст людям, непонятно. Все же эти 6 процентов лучше, чем вообще ничего. Остается с надеждой смотреть в будущее, представляя себе радужные картины. Ведь это вполне свойственно творческим людям, какими являются все деятели культуры.

Из новостей о планировании повышения

Что качается планов по повышению, всем все разъяснили. Но как быть с фактами, чтобы те соответствовали заявлениям, остается вопросом. Ведь пока на текущий год вместо перерасчетов в новостях поговаривают про заморозку индексации участникам культурной деятельности. Но что будет на самом деле, узнавать лучше через профильные ведомства, их электронные представительства.

Дальнейшее изложение обстановки будет предоставлено во всех видах СМИ, начиная от официальной публикации на сайте, заканчивая объявлениями по новостным ТВ, виртуальным порталам, газетам. Ситуация остается открытой к ознакомлению, как и новость о том, когда будет утверждено повышение окладов работникам культуры в 2017 году в РФ. Сайты ведомств доступны для посещения всеми желающими.

Вероятность сокращений есть

Обеспокоенность людей волной сокращений уместна. Культурным работникам тоже стоит быть годовыми к любым развитиям событий. Ведь по многим бюджетным сферам уже прокатилась волна с сокращениями. Так что прибавка к зарплате работников культуры вполне вероятна путем жертвования другими сотрудниками. Причиной тому становится отсутствие свободных средств для выплаты нужных сумм по зарплатам и другим обязательствам.

Увольняют сотрудников не только из бюджетной сферы. Многие коммерческие организации сократили своих специалистов из-за нехватки финансирования. Без столь жестких мер невозможно продолжать работу по исполнению социальных обязательств, включая выплату заработной платы. Теперь идет борьба с раздутыми штатами трудового коллектива различных структур. Организациям возложено осуществлять реализацию имеющегося имущества, выполняющего миссию мертвого груза. Только у нас продажа турбокомпрессоров на все виды транспорта

В поисках альтернативных вариантов для повышения окладов

Есть подход, согласно которому возрастает вероятность скорейшего повышения оклада. При стимулирующем варианте оплаты каждый из сотрудников будет оценен по результатам эффективности его работы. Систему только начали использовать в деятельности бюджетных организаций. Зарплату могут начислять по двум составляющим: базовую и стимулирующую. При лучшем выполнении трудовой деятельности стимулирующую плату повышают. При реализации такой системы воплощение увольнений упрощается. Кто хуже работает, тот и лишен трудовой должности. Ведь не каждый достоин получать хотя бы базовую часть, ее нужно заработать, как и надбавку.

К сожалению, избежать увольнений творческим деятелям невозможно. Но и утверждать окончательно, отменили ли повышение заработной платы работникам культуры в 2017 году, тоже рано. Время властно переменить ситуацию в одночасье. Пока что остается отслеживать изменения новостей, дожидаясь лучших перемен. Чем порадуют в верхушке на будущей год культуру, ее тружеников, остается пока только строить догадки и проявлять творческую фантазию, свойственную деятелям культуры. Но все же задуматься о смене профессии пока никому не поздно. Ведь не зря считают, все новое хорошее – это результат плохого в прошлом.

Ура! Воспитателю зарплату подняли!

Перерасчет заработной платы бюджетников, с учетом повышения, заявленного в 2017 году, будет произведен в ноябре-декабре. Сегодня на межведомственной комиссии рассматриваются соответствующие изменения в отраслевые документы, сообщили в Минтруда Якутии.

Напомним, в 2017 году заработная плата будет увеличена по 12 целевым категориям работников, определенных «майскими указами» президента России Владимира Путина. В республике это порядка 58 тысяч человек.
Отраслевые министерства сегодня вносят изменения в собственные положения об оплате труда в подведомственных учреждениях. Затем они рассматриваются на межведомственной комиссии.
Например, на прошлой неделе был одобрен механизм повышения зарплаты работникам культуры. Здесь произведут перерасчет - начиная с 1 января 2017 года на 50,6 процента увеличат стимулирующую часть, а с 1 октября на 4,8 процента повысят должностные оклады.

На второй этап повышения зарплаты с 1 января 2018 года предусмотрено 8,9 млрд рублей.

Такой же подход будет применен в отношении тех работников, для которых повышение было предусмотрено с июля и с октября текущего года. Это педагоги учреждений дополнительного образования и медицинских организаций для детей-сирот, преподаватели ССУЗов, соцработники.
Отметим, что на увеличение зарплаты работников бюджетной сферы в бюджете Якутии на 2017 год дополнительно заложено 2,9 млрд рублей. Кроме этого с 1 января 2018 года предусмотрен второй этап повышения - на это власти региона направят уже 8,9 млрд рублей.
«Соответственно, перерасчет ранее выплаченной заработной платы для целевых категорий будет произведен в ноябре-декабре», - сообщили в Минтруда.
Контроль за правильностью начисления в подведомственных учреждениях будут осуществлять сами министерства. Туда же за разъяснениями могут обратиться и сами работники.

Руслан Басыгысов

Из первых уст

Минздрав предупреждает: жалование медиков действительно вырастет

Еще не выполнены майские указы президента, а медики уже паникуют. В социальных сетях на днях активно распространялась информация с таблицей, где в зарплате медиков увеличился оклад, но пропорционально уменьшилась стимулирующая часть, а зарплата осталась прежней. Получив такую октябрьскую зарплату, ангелы в белых халатах сочли, что это и есть повышение по указу президента. А поводов для паники, хочется обрадовать, нет!

В Минздраве РС (Я) ситуацию охотно разъяснили.
Во‑первых, то, что гуляло по ватсапу, относится не к майским указам Владимира Путина, а к концепции повышения гарантированной базовой части заработной платы медицинских работников.
- Не секрет, что при прежнем способе начисления зарплаты, где оклад составлял 28%, а стимулирующая - 68%, размеры начислений целиком зависели от расположения начальства и не всегда оно было справедливым, - говорит заместитель министра здравоохранения РС (Я) по экономическим вопросам Татьяна Лебедева. - Чтобы защитить наших сотрудников от возможной несправедливости в начислении зарплаты, мы разработали новое положение, которое начало действовать в октябре. Эта тенденция продолжится в 2018 году, и базовая часть, то есть оклад, будет расти.
Сейчас в Минздраве республики активно мониторят ситуацию с начислением заработной платы во всех медучреждениях Якутии, чтобы она ни в коем случае ни у одного работника не стала меньше.

Во‑вторых, по майским же указам медикам паниковать еще рано. Первую подросшую зарплату они увидят лишь по истечении текущего месяца. А узнать окончательно сформированную свою зарплату смогут в конце квартала, то есть истекающего 2017 года.
- Работа по майским указам велась более чем активно, - говорит Татьяна Ивановна. - Мы разъяснили всем подразделениям новые начисления. Если обратиться к конкретным цифрам, то их нужно интерпретировать очень аккуратно, вдумчиво, поскольку в каждой отдельно взятой больнице есть свои ставки, надбавки, и у медиков различные трудовые обязательства и уровень нагрузки. Поэтому бухгалтерам, руководителям в медучреждениях нужно в эти дни активно вести разъяснительную работу среди своих сотрудников. Зарплата медиков действительно существенно возрастет именно у тех категорий, которые непосредственно помогают больным. Могу сказать больше, что в некоторых ЛПУ заведующие отделением будут получать больше главных врачей.
Так, у врачей до конца года она вырастет на 180%, у среднего медицинского персонала на 90%, и у младшего - на 80%. Если уж брать совсем усредненные цифры, то начисления у врачей будут в среднем 100 тысяч 782 рубля, у медсестер - 50 тысяч 391 рубль и у санитарок - 44 тысячи 792 рубля. Напомним еще раз, это средние показатели, которые не могут быть четким ориентиром. Есть такие понятия, как квалификация, стаж, ставки и много других бухгалтерских тонкостей, которые несложно выяснить в своей бухгалтерии.

Мария Павлова

Труд педагогов оценят по праву

Повышение заработной платы ждет и работников сферы образования. В данное время создана рабочая группа совместно со специалистами Министерства труда и социального развития. В ближайшее время состоится заседание по этому вопросу.

По информации пресс-службы Министерства образования и науки республики, в 2017 году предусмотрено увеличение фонда оплаты труда:
- учителям с 1 октября 2017 года на 10,5%, в том числе на увеличение оклада на 4,8% и повышающий коэффициент к окладу стимулирующего характера;
- педагогам дошкольных учреждений с 1 октября 2017 года на 8,1%, в том числе на увеличение оклада на 4,8% и повышающий коэффициент к окладу стимулирующего характера;
- педагогам учреждений дополнительного образования с 1 июля 2017 года на 19,7% на повышающий коэффициент к окладу стимулирующего характера, с 1 октября на 4,9% на увеличение оклада на 4,8% и выплаты стимулирующего характера;
- преподавателям и мастерам производственного обучения образовательных организаций среднего профессионального образования с 1 июля 2017 года на 16% на повышающий коэффициент к окладу стимулирующего характера, с 1 октября 2017 года увеличение оклада на 4,8%;
- научным сотрудникам с 1 октября 2017 года увеличат оклад на 9,2%.
Работникам, у которых повышение заработной платы запланировано с июля этого года, будет произведен перерасчет, заверил министр образования и науки Якутии Владимир Егоров.

Матрёна Кондратьева

«Культурный» рост

Заработную плату работникам культуры действительно повысят на 75,4%. Правда, обещанный на 1 января 2017 года рост на 50,6% случится позже, если быть точнее, то до конца текущего года. А вот октябрьские 4,8% бюджетники от культуры ощутят вовремя.

На первое полугодие текущего года средняя заработная плата в отрасли культуры составляла 40 560 рублей. В республике этот показатель равен 54 543 рублям.
Как разъяснила руководитель финансово‑экономического отдела Министерства культуры и духовного развития РС (Я) Елена Сивцева, разработка методики повышения заработной платы работникам культуры началась, как только вышло соответствующее постановление 2 октября этого года.
- Фонд оплаты труда основного персонала учреждений культуры будет увеличен на 50,6%. До конца следующего года люди получат заработную плату с перерасчетом с 1 января 2017 года.
Отмечу, что ФОТ вырастет за счет роста повышающего коэффициента по учреждению. То есть это увеличение не коснется оклада сотрудника (базовой части его заработной платы), а отразится на стимулирующей (переменной) части.
Приведу конкретный пример. Если начисленная зарплата хранителя фонда одного из улусных музеев до повышения была 40 161 рубль, то после она составит 59 818 рублей. Минус разные удержания: налоги, профсоюзные отчисления.
А с 1 октября 2017 года ожидается увеличение зарплаты на 4,8%, но уже за счет роста должностных окладов. К примеру, зарплата того же хранителя музейного фонда должна после двух повышений составить уже 62 689 рублей.
При этом необходимо отметить, что повышение заработной платы коснется только основного персонала учреждений культуры и минует вспомогательный персонал (уборщицы, охранники и проч.).
Сегодня базовая часть в учреждениях культуры составляет всего 20–30% от заработной платы. Постепенно мы должны идти к тому, чтобы соотношение составило 55% и 45%. То есть гарантированная (оклад) часть заработной платы должна быть больше.
Еще один рост зарплаты (на 20%) ожидает работников культуры с 1 января 2018 года.

Ирина Мартынова