Каким должно быть правильное питание для детей. Правила здорового питания для детей

Давать ребенку витамины или всё-таки обеспечить полноценное питание? Ответственные родители наверняка выберут второе. Из статьи вы узнаете, каким должно быть правильное питание для детей по рекомендациям педиатра Института питания РАМН Наталии Таран.

Пищевая пирамида

Специалистами была составлена пирамида питания, которая в процентном соотношении показывает, сколько человеку нужно употреблять белков, углеводов и жиров в течение дня. Она актуальна как для взрослых людей, так и для детей, поэтому при составлении детского меню обязательно следует изучить ступеньки пирамиды. Детальнее можете почитать .

Если описать кратко, то основа рациона - это злаки. Далее идут овощи и фрукты в достаточном количестве. Затем следуют белковые продукты (мясо, молочные продукты), и только вершину пирамиды занимают сладости и жиры.

Теперь давайте посмотрим распределение всех продуктов в течение дня. На нижеприведенном графике видно, что 65% суточной калорийности приходится на первую половину дня. Это те калории, которые идут на обеспечение активности растущего организма. И только 35% калорийности приходится на вторую половину дня.


Правила детского здорового питания


Это были азы меню правильного питания для детей. Примечательно, что только 12% родителей и детей следуют всем указаниям. Из-за этого у 70-100% детей наблюдается дефицит витамина С, у 40-80% - витамина В, у 40-60% - витамина А, у 10-30% опрошенных дефицит железа, у 10-30% - дефицит Омега-3 и абсолютно у всех наблюдается нехватка йода. Некоторые витамины не синтезируются в организме, поэтому они должны поступать с пищей.

Правильное питание ребенка очень важно. Сегодня у большинства родителей отсутствует понимание о правильном составлении дневного рациона для детей. Но в данной теме необходимо разбираться всем, у кого уже есть дети и тем, кто планирует в будущем их завести. С самого маленького возраста крохам необходимо прививать культуру и основы правильного питания.

Родители показывают пример

Правильное питание ребенка - это основа его здоровья. В семьях, где в рацион включены полезные продукты, редко возникает ситуация, когда ребенок перебирает или вовсе отказывается есть. Поэтому с малых лет очень важно показывать пример малышу. Объясняйте ребенку, что пища быстрого приготовления плохо сказывается на работе желудочно-кишечного тракта, а большое потребление сахара вредит организму в целом.

Конечно, сегодня существует множество ресторанов и кафе, которые предлагают своим посетителям детское меню. Но мы не можем быть уверены в качестве продуктов, которые использовались для приготовления блюд. Зачастую в заведениях готовят несбалансированную еду, где калорийность заказанного вами блюда превышает свою среднестатистическую норму по КБЖУ.

Существует очень интересный подход, который поможет составить ребенку меню, в основе которого будет правильное питание. Картинки для детей с овощами и фруктами в этом помогут. А ребенок точно укажет, какие продукты любит, а какие нет.

Поэтому старайтесь никогда не покупать при ребенке еду в сомнительных ларьках, кафе или забегаловках. Подавайте хороший пример своим детям. То же самое касается и снеков в продуктовых магазинах. Сухарики, чипсы, орешки и прочие продукты подобного типа имеют опасный для здоровья состав. Красители, усилители вкуса и ароматизаторы пагубно влияют на работу нашего желудка, а всасываясь в кровь, оказывают серьезную нагрузку на остальные органы.

Правильное питание для детей дошкольного возраста

Ребенок в возрасте до 6-ти лет тратит огромное количество энергии. Поэтому очень важно составить рацион правильно, чтобы возместить все энергозатраты, кроме этого, наполнить организм растущего человечка всеми необходимыми витаминами, микроэлементами, белками и жирами.

Основные полезные компоненты содержатся в злаковых культурах, фруктах, хлебе и овощах. Мясо положительно влияет на уровень гемоглобина в крови. Растительное масло - лучший источник правильных жиров для растущего организма.

Ребенок в таком возрасте должен питаться 5 раз в день маленькими порциями. Перерыв между приемами пищи составляет порядка 3-4 часов. Примерный перечень продуктов питания на день.

  1. Завтрак. Блюда из молочных продуктов (творог, сырники), омлет, каша, сладкие фрукты.
  2. Ланч. Йогурт, кефир, фрукты.
  3. Обед. Легкий овощной супчик, предпочтительно использовать бульон на мясе или рыбе. На второе: мясо с овощами либо мясное блюдо с крупой и овощной салатик. Компот из свежих ягод или сухофруктов.
  4. Полдник. Творожная запеканка, молоко, кефир и печенье.
  5. Ужин. Блюдо из овощей или молока, можно приготовить омлет.

Для правильного сохранения витаминного состава фрукты и овощи лучше употреблять сырыми, так как термическая обработка лишает пищу массы полезных свойств. Один раз в 7 дней можно заменять мясо и рыбу субпродуктами, такими как печень, сердечки и прочие. Избегайте полуфабрикатов, в рационе детей их быть не должно. То же касается майонезов и кетчупов.

Регулярность в питании

Соблюдение точного режима приема пищи играет важную роль в усвоении питательных веществ нашим организмом. На завтрак должно приходиться порядка 25 % , на обед - 35 %, на полдник - 15 %, а на ужин - около 25 % суточного рациона на день.

Старайтесь не допускать дополнительных перекусов, так как ребенок, насытившись, попросту может отказаться от приближающегося обеда или ужина. Если тактика не приносит успехов, то отучайте постепенно. Предлагайте малышу перекусить фруктом или соком, такой прием пищи не испортит аппетит.

Восполняем энергетические затраты

Правильное питание детей оказывает положительное влияние на активность и обменные процессы в организме. Если вы заметили у вашего ребенка наличие лишнего веса, то незамедлительно урежьте количество сладостей и высококалорийных продуктов. Поставьте на видное место полезные перекусы в виде фруктов, злаковых хлебцев и орехов. Не бойтесь сладких фруктов, они содержат кладезь витаминов. А большинство детей имеет способность чувствовать, что необходимо организму в данный период и сами могут попросить, например, очередное яблоко.

Старайтесь правильно организовывать досуг своего ребенка, он должен много гулять, посещать спортивные кружки. В скором времени, ориентируясь на активность вашего ребенка, вы сможете выстроить грамотную схему питания для восполнения энергетических затрат.

Готовим пищу

Относительно правильного питания детей уже все понятно. Но как готовить еду правильно, и на что в первую очередь стоит обращать пристальное внимание? Помните, продукты должны быть свежими и высокого качества. Если хранить их в течение длительного времени, они начинают портиться и большинство полезных микроэлементов существенно снижается. Повторное разогревание также оказывает негативное влияние на сохранность полезных свойств блюда. Считается, что дополнительная тепловая обработка служит катализатором для появления токсичных нитратов, которые способны вызвать отравление детского организма.

Чтобы сохранить все полезные витамины и микроэлементы в продуктах отдавайте предпочтение приготовлению блюд на пару. Избегайте жарки на растительном масле, лучше запеките в духовке, отварите либо потушите. Все дело в том, что продукты, приготовленные в процессе жарки, негативно влияют на работу слизистой желудка и могут вызвать серьезные проблемы со здоровьем.

Для выпечки старайтесь выбирать овсяную, рисовую и гречневую муку. Она намного полезнее белой, которая переработана несколько раз исключительно для привлекательного вида. Пользы в ней практически нет.

Едим в удовольствие

Помните, нельзя заставлять ребенка есть, если он категорически отказывается от еды. В ваших интересах пробудить аппетит, а не заталкивать силой очередную ложку каши.

Можете позвать малыша к столу тогда, когда он сам проявит желание покушать.

Рассмотрим тонкие хитрости, направленные на то, как пробудить аппетит у дошкольника:

  1. Прогулки на свежем воздухе, спортивные занятия и игры способствуют улучшению аппетита.
  2. Красиво оформите стол. Создайте атмосферу ресторана, которая сама по себе привлекает к тому, чтобы попробовать одно из блюд.
  3. Предложите ребенку кусочек яблока. Ведь, как известно, аппетит приходит во время еды.

Соблюдаем питьевой режим

Старайтесь не давать ребенку пить во время и после еды. Дело в том, что дополнительная жидкость разбавляет желудочный сок, тем самым уменьшает концентрацию ферментов, а это негативно сказывается на переваривании пищи.

В остальное время ребенок должен регулярно пить чистую воду. Больше всего жидкости ребенок теряет во время длительных прогулок на свежем воздухе и активных игр. Избегайте употребления сладких компотов, покупных соков. Лучше готовьте самостоятельно фруктовые морсы и компоты без сахара. Еще отличной альтернативой могут стать детские чаи, в состав которых включены полезные травы и ягоды.

Примерное меню для детей от 1 до 3 лет

Правильное питание для детей в год уже может быть достаточно разнообразным, поэтому сложностей с приготовлением возникнуть не должно.

  1. Завтрак. Молочная каша 100-150 мл. Фрукт, компот или травяной чай.
  2. Обед. Легкий овощной салат, заправленный растительным маслом. Желательно отдавать предпочтение оливковому маслу холодного отжима, в нем больше насыщенных жиров. Овощной супчик на легком мясном или рыбном бульоне. Мясное суфле с гарниром (крупа, отварной картофель). Макароны желательно включать в рацион не чаще 1 раза в неделю.
  3. Полдник. Творожок, йогурт или кефир с печеньем. Можно добавить фрукт, тут все зависит от аппетита ребенка.
  4. Ужин. Мясная котлетка и овощи, тушенные или приготовленные на пару. А также можно отдавать предпочтение отварной гречке или другим легко усваиваемым крупам. Не менее привлекательным вариантом для ужина считается творожная запеканка с ложечкой джема.

Примерное меню для детей от 3 до 6 лет

Дети в таком возрасте также очень активны. Калорийность пищи для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять порядка 1700 ккал, в 5 лет около 1900-2000 ккал, а с 6 лет - от 2200 ккал.

Правильное питание детям, меню на неделю.

  1. Завтрак. Злаковые мюсли с фруктами. Кусочек хлеба со сливочным маслом и чай с медом (при отсутствии аллергии). Творожные запеканки, молочные каши и сырники также станут отличным вариантом для завтрака.
  2. Обед. Овощной салат с тушеным мясом в сметане, мясными котлетками, отварным мясом или зразами. На гарнир отварная крупа (рис, гречка, булгур и проч.). Можно добавлять к мясному блюду отварной картофель или пюре. Стакан компота или кисель. Ломтик белого или цельнозернового хлеба.
  3. Полдник. Кефир, творожная запеканка, сырники, булочка или печенье со сливочным маслом.
  4. Ужин. Овощная запеканка, картофельные зразы, пудинг, фаршированные перцы. Запивать можно компотом, молоком или чаем.

Несмотря на представленное меню, помните, что в первую очередь в процессе составления рациона вы должны отталкиваться от предпочтений своего ребенка. Если он ненавидит кабачки, не стоит насильно его заставлять их кушать, так как в них масса полезных витаминов и микроэлементов.

Возможные проблемы

У детей в довольно раннем возрасте начинают формироваться основные предпочтения во вкусах. Поэтому еще недавно привычная еда воспринимается в штыки и ребенок отказывается есть то или иное блюдо. Не нужно заставлять детей употреблять нелюбимый продукт. Составьте грамотно рацион и исключите блюда подобного типа. Когда пройдет немного времени, попробуйте снова предложить данный продукт.

Если у ребенка отсутствует аппетит, постарайтесь выяснить причину. Быть может предыдущий прием пищи был очень сытным либо присутствовали незапланированные перекусы, и ребенок еще не проголодался.

И помните! Только вы можете показать правильный пример своему ребенку.

Система питания должна быть организована так, чтобы она могла компенсировать все его энергетические затраты.

В период посещения сада и школы дети испытывают повышенные умственные и физические нагрузки, поэтому потребляемая ими еда должна быть максимально натуральной и качественной.

Анализ и прогнозирование состояния организма в детском возрасте свидетельствуют о прямой его зависимости от соблюдения основ рационального составления меню дошкольников.

Организация правильного питания для детей – залог здоровья в будущем.

Что такое здоровый рацион для ребенка

Пища, потребляемая с ранних лет, в дальнейшем формирует его вкусовые предпочтения.

Для того чтобы малыш получал достаточное количество строительных элементов для мышц и костей, нужно вводить в его меню продукты, богатые белком (мясо, рыбу, яйца).

Дети до 1 года должны получать органические соединения преимущественно с молоком матери или из адаптированной смеси.

Растущий организм тратит много энергии, поэтому в правильном питании для детей должно быть достаточное количество медленных углеводов, которые содержатся в крупах и фруктах.

Увлечение быстрыми углеводами приводит к повышенной утомляемости и проблемам с пищеварением.

Важно! В рацион ребенка при правильном питании обязательно нужно включать холестеринсодержащие продукты. Вещество необходимо для построения мембраны клеток, которые усиленно делятся и растут в детском возрасте.

Обязательно посмотрите:

Что входит в понятие полезной пищи, а какие продукты не стоит употреблять

В рацион детей с 1 года обязательно должны входить кисломолочные напитки. Особенно это правило актуально для страдающих от лактазной недостаточности.

Вводить кефир и творог в прикорм грудничку можно с 8-месячного возраста (до 200 г в день).

В кисломолочных изделиях содержатся необходимые для построения костной системы вещества – кальций, фосфор и аминокислоты.

Чтобы ребенок весь день чувствовал себя бодро, нужно кормить его злаками (гречкой, кукурузой, пшеном, овсянкой). С 1 года разрешается знакомить малыша со всеми видами круп, чтобы предупредить у него нехватку микроэлементов.

Если нормально переносится белок, то в его рацион обязательно нужно включать яйца. Особенно в продукте полезен желток, который содержит витамин D в большом количестве. Этот компонент трудно получить из других видов пищи.

Незаменимый ингредиент в рационе – мясо. Оно содержит ценные аминокислоты и строительные элементы для мышц и костей. Для детей подходят диетические сорта мяса – индейка, кролик, говядина.

В составе правильного питания у детей также имеется рыба. Оптимальные сорта для малышей – судак, минтай, треска.

Не стоит также забывать про овощи и фрукты, так как в них содержится самое большое количество витаминов.

Зимой лучше предлагать замороженные продукты, так как несезонные могут негативно сказаться на пищеварении и вызвать аллергические реакции.

Раньше этого возраста знакомить малыша с продуктом не рекомендуется, поскольку он считается сильным аллергеном.

К списку запрещенных продуктов для детей следует отнести:

  1. Грибы, хурму, баклажаны. Они тяжело усваиваются кишечником ребенка и могут спровоцировать метеоризм, вздутие в животе. Кроме того, грибы могут оказаться ядовитыми, что опасно летальным исходом.
  2. Фаст-фуды. Еда, приготовленная на «скорую руку», содержит канцерогены, трансжиры и плохо отражается на фигуре.
  3. Колбасы и сосиски. Обычно производители добавляют в продукт вместо мяса генно-модифицированную сою, крахмал и усилители вкуса. Все эти вещества трудно усваиваются организмом и приводят к различным гормональным сбоям в эндокринной системе.
  4. Пельмени, манты. Мясо в сочетании с вареным тестом считается тяжелым для переваривания.

Основы организации рациональной еды для возрастных категорий

Растущий организм очень нуждается в сбалансированной пище. Меню должно составляться с учетом его физической активности и возраста.

Однако имеются общие правила организации рационального и здорового питания, которые подходят для детей и школьного, и дошкольного возраста:

  • введение в рацион как можно большего количества фруктов и овощей;
  • приготовление блюд на пару или в духовке;
  • достаточное включение в рацион углеводов;
  • ограничение потребления чипсов и сухариков;
  • потребление мучных продуктов в ограниченных количествах или полный отказ от них.

Важно! Родители должны научить подросших детей самостоятельно отличать полезные продукты питания от вредных. Ведь даже безобидные, на первый взгляд, продукты содержат опасные компоненты (пальмовое, кокосовое масло и химические соединения).

Дошкольного возраста (3-7 лет)

В детском саду рацион одинаков практически для всех детей. Его составляют опытные диетологи для того, чтобы постепенно приучить желудок малыша к взрослой пище.

Суточная калорийность еды для ребенка в возрасте 3-4 лет должна составлять 1500 ккал, для ребят постарше – 1900 ккал.

Педиатры выделяют несколько принципов питания для детей рассматриваемой возрастной категории:

  1. Обеспечение ребенка углеводами, которые содержатся в цельнозерновых кашах и фруктах. Малышам подойдут именно сложные органические вещества, поскольку они надолго заряжают энергией.
  2. Сбалансирование белков, жиров и углеводов в соотношении 30/20/50%. При нарушении «золотой середины» у ребенка нарушается обмен веществ.
  3. Соблюдение суточной калорийности для ребенка и ее распределение по времени суток. Нужно, чтобы 25% от дневной нормы ребенок съел на завтрак, 35% – на обед, 15% – на полдник, а оставшуюся часть – на ужин.
  4. Ввод в рацион новых продуктов, богатых витаминами и минералами. Важно разнообразить меню ребенка, чтобы во взрослом возрасте он не боялся есть незнакомые продукты.

Школьного возраста (от 7 лет)

Меню школьников максимально приближено к взрослой пище. Особенно полноценное питание важно для детей, находящихся в стадии полового созревания.

Нужно помнить, что специи, острые и жирные блюда могут плохо отразиться на внутренних органах подростка и стать причиной его отставания в росте.

В рацион детей школьного возраста нужно добавлять минимальное количество приправ. Ингредиенты в составе салатов нарезаются мелкими кусками.

В подростковом возрасте часто наблюдаются гастриты, поэтому важно обеспечить детей пищей, которая будет легко и быстро усваиваться. На перекус школьнику можно дать орехи, сухофрукты и воду. В день он должен выпивать не менее 1,5 литра воды. Подробно читайте по ссылке.

В старшем возрасте подростки испытывают психоэмоциональные нагрузки, связанные с экзаменами и заданиями. В эту пору им нужно потреблять больше продуктов, содержащих витамин В.

Он играет важную функцию в работе нервной системы. Для перекуса подойдут овощи, фрукты, цельнозерновые хлебцы, орехи.

Вам также может быть интересно:

Специалисты советуют родителям выполнять несколько правил для того, чтобы приучить ребенка к правильному питанию:

  1. Подавать личный пример. Важно не только кормить ребенка полезной пищей, но и потреблять, готовить ее вместе с ним.
  2. Не заставлять насильно есть. Все дети отличаются друг от друга по скорости обмена веществ и усвоению полезных элементов: одному для насыщения достаточно съесть столовую ложку каши, а другому не хватит одной стандартной порции. Нормы потребления пищи – условные показатели, на которые родителям ориентироваться не следует.
  3. Дать малышу свободу выбора. Родители должны позволить чаду кушать самостоятельно, если он хочет того сам.
  4. Расширять вкусовой кругозор. В рацион детей постепенно вводят новые продукты, которые разрешены по возрасту. Не стоит полностью исключать блюдо из меню ребенка, если он отказался от него несколько раз. Возможно, в будущем ему придется по вкусу нелюбимый ранее продукт.
  5. Снизить количество потребляемых простых углеводов. Специалисты считают, что фруктоза, глюкоза и сахароза, потребляемые в чрезмерных количествах, – основная причина сахарного диабета, гормональных расстройств и лишнего веса у детей.

Доктор медицинских наук Марият Мухина

Врач выделяет несколько продуктов, которые нужно полностью исключить из детского рациона. Один из наиболее опасных ингредиентов – чипсы.

За 1 год они прибавляют 3-4 кг лишнего веса и приводят к гормональным сбоям в организме. Еще один недопустимый продукт в составе детского меню – газировка.

Обилие сахара в напитке приводит к генным мутациям, диабету и даже раковым заболеваниям. К списку запрещенных для детей продуктов Марият Мухина также относит шоколадные батончики, креветки, крабовые палочки.

В ограниченных количествах врач советует давать малышам покупные булки и торты. Огромное количество красителей и ароматизаторов в составе покупной выпечки ведет к раннему ожирению.

Практикующий врач-педиатр, гастроэнтеролог Алина Владимировна Еремеева

Она обращает внимание на то, что родители не должны перекармливать ребенка. Взрослым необходимо обращать внимание не на то, сколько съел ребенок, на то, сколько он прибавил в весе.

Плохой аппетит – не всегда признак проблем со здоровьем. Зачастую его причина кроется в замедленном метаболизме или индивидуальных возрастных особенностях ребенка.

Симптомами для беспокойства может послужить появление болей в животе, нарушения стула. В этом случае ребенка нужно срочно показать гастроэнтерологу, чтобы он назначил подходящую схему медикаментозного лечения и проконсультировал относительно питания.

Если у маленького ребенка плохой аппетит, то пищу ему нужно давать маленькими порциями, чтобы стимулировать процессы пищеварения. Желательно, чтобы блюда для малоежки содержали как можно большее количество белка.

Полезное видео

Смотрите видео об основах рационального питания дошкольников и подростков:

Основные выводы

Меню для детей должно составляться с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

Здоровая еда для детей та, которая дает все необходимые микроэлементы и витамины, а также обеспечивает его энергией и бодростью на весь день.

Для растущего организма будут полезны продукты, содержащие медленные углеводы (каши, фрукты, хлебцы) и большое количества белка.

Для дошкольников пищу нужно сбалансировать так, чтобы 50% потребляемой еды приходилось на углеводы, 30% – на белки, 20% – на жиры.

Малышам, в отличие от взрослых, разрешается есть холестеринсодержащие продукты, так как они участвуют в построении клеточных мембран. В блюдах для школьников должно содержаться как можно меньше специй, которые на фоне эмоциональных нагрузок могут спровоцировать гастрит.

Здоровое питание для школьника

К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для в сего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или2 −2,5 г на 1 кг веса.

Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

Пища - единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

Обеспечение рационального питания школьника - одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.

К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком : яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты - основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов.
Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

Овощи - необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.
Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга - витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

Принципы сбалансированного питания:

1.если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;

2.в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;

3.совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;

процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.
Овощи — это продление жизни.
В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.
Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинки др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
Все знают, что фрукты полезны.
В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.

Наши рекомендации построены по принципу светофора.
Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

Полноценное и правильно организованное питание — необ-ходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

Мы, родители, в ответственности за то, как организовано пи-тание наших детей.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наиме-нований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присут-ствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий зав-трак в школе, в14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 —горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).

4. Следует употреблять йодированную соль.

5. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шипов-ника.

7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

  1. Когда нет чувства голода.
  2. При сильной усталости.
  3. При болезни.
  4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  5. Перед началом тяжёлой физической работы.
  6. При перегреве и сильном ознобе.
  7. Когда торопитесь.
  8. Нельзя никакую пищу запивать.
  9. Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
  • В питании всё должно быть в меру;
  • Пища должна быть разнообразной;
  • Еда должна быть тёплой;
  • Тщательно пережёвывать пищу;
  • Есть овощи и фрукты;
  • Есть 3—4 раза в день;
  • Не есть перед сном;
  • Не есть копчёного, жареного и острого;
  • Не есть всухомятку;
  • Меньше есть сладостей;
  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание - это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

А также…
Умеренность.
Четырехразовый приём пищи.
Разнообразие.
Биологическая полноценность.

Один из вопросов, который мне часто задают как детскому психологу: «Что делать, если мой ребёнок не ест?». Рекомендации для родителей по организации питания детей мне приходится давать довольно часто.

Вопрос, который мне задают знакомые мамы: «Почему твои дети так хорошо едят?» И ещё: «Твоя дочка ест ЭТО?! Как ты научила её?» Мои дети действительно хорошо едят, а моя дочка ещё и из тех, кто ест всё и предпочитает цветную капусту сосиске. Чтобы добиться этого, мне пришлось пройти через все типичные ошибки, которые только могут сделать молодые неопытные мамы, заставить взять себя в руки, признать промахи и провести работу над ошибками.

К сожалению, исправить все ошибки, которые я наделала с сыном, было уже невозможно. Но благодаря этим ошибкам я смогла помочь моей дочке питаться здоровой пищей. Привычка, которая, надеюсь, останется у неё на всю жизнь. Ведь пищевые привычки формируются в самом раннем детстве. А правила здорового питания для детей, на самом деле, совсем несложные.

Я расскажу вам свой личный опыт организации питания моих детей: сына, которому сейчас 8 лет, и дочки 3 лет. Надеюсь, этот опыт чем-то поможет вам и вашим детям.

Ошибка 1: докармливание смесью.

Я уверена, многие скажут: «Не все могут выкормить ребёнка грудью». Да, действительно, иногда это невозможно по медицинским показаниям. Однако таких случаев по-настоящему мало. А мам, докармливающих смесью, значительно больше.

Также бывают случаи, когда женщина сама делает выбор в пользу смеси. Я считаю, что это достойно уважения хотя бы потому, что такая женщина (а видела я такую всего однажды) осознанно говорит: «Я не готова сейчас кормить грудью, у меня много работы, и я не могу справиться». Она делает выбор и берёт за него ответственность.

Чаще всего, к сожалению, я слышала другие фразы. Именно их я говорила, кормя сына смесью: «Я не молочная», «Он не наедается и плачет», «Врач сказал, что нужен докорм, я что, буду спорить с врачом?»

Кроме того, абсолютно все вокруг считают своим долгом что-то сказать или подсказать молодой неопытной маме:

– Молоко не пришло на второй день? Скорее всего, и не придёт! – говорит гинеколог.

– По часам кормить не нужно, но и не каждые пять минут! – объясняет подруга.

– Ну ты взвесь его до и после еды, и всё станет ясно, – утверждает мама.

– Почему он так плачет? Он голодный? – недоумевает муж.

Эти фразы я не придумала – мне действительно их говорили. В такой ситуации не проинформированной заранее маме практически невозможно не сдаться и не начать докорм. Даже если мама не сдаётся сразу, это часто происходит в 1–3 месяца, когда начинаются колики, ребёнок не набирает по одному кг каждый месяц или у мамы лактационный кризис.

Так сдалась и я. Сдалась, обвинив себя в «немолочности».

Работа над ошибками.

Если мама готовится к грудному вскармливанию сама, она с удивлением узнает, что для здорового ребёнка существуют всего несколько простых советов питания грудью, которым она может следовать и успешно кормить. Вот они:

– Давать грудь по требованию до 6 месяцев. Это значит, что до 6 месяцев вы не сможете расстаться с ребёнком. И давать грудь вы будете действительно каждый раз, когда ребёнок этого пожелает.

– Не давать ребёнку соску, пока не установилось грудное вскармливание. Всё время, пока ребёнок сосёт соску, он не сосёт грудь.

– Не кормить ребёнка из бутылочки (ни смесью, ни сцеженным молоком).

– Взвешивать ребёнка только на плановых осмотрах врача.

– Узнать реальные таблицы возможной прибавки в весе. Они очень отличаются от того, что часто говорят врачи.

– Уяснить, что измерение количества молока весами (взвешивая до и после) и сцеживанием – неэффективно.

Дочку я решила кормить грудью во что бы то ни стало. Это не значит, что я решила просто не взвешивать её или не слушать врачей. Напротив: дочка родилась с очень низким весом, и поэтому я была особенно внимательна. У меня были весы и, вопреки рекомендациям, я взвешивала дочку каждые три дня (на самом деле, втихаря каждый день), потому что врачи мне сказали следить, чтобы она не теряла в весе.

Также у меня был наготове телефон консультанта по грудному вскармливанию, которому мне так и не пришлось звонить. Но, по моему опыту, важно, чтобы была возможность такой консультации в любой момент.

Несмотря на то, что молоко пришло только на пятый день, как и с сыном, что дочка кричала, когда была не у груди, и что весила она очень мало при выписке из роддома, потом она прекрасно набирала вес. Я кормила её до 2 лет в соответствии с рекомендациями педиатров и просила прощение у сына за свою «безмолочность» для него.

Ошибка 2: питание «прикормом» вместо обычной еды.

Итак, моя вторая ошибка, которую я в последствии наблюдала у многих мам, – длительное питание прикормом вместо еды с общего стола.

Надо сказать, что прикорм сыну я вводила по обычным нормам: моноовощи, монофрукты, крупа в виде несладкой каши. Не буду спорить, правильно это или нет, но уж точно могу сказать: прикорм должен оставаться прикормом. То есть в течение нескольких месяцев питание ребёнка грудным молоком или смесью дополняется некоторыми продуктами. Он их пробует, учится их есть, воспринимает и исследует их вкус. Все необходимые вещества и свою норму ребёнок по-прежнему получает из молока. Прикорм следует воспринимать как знакомство. К сожалению, я воспринимала его только как знакомство для желудка, а не как знакомство для вкусовых рецепторов.

Когда сыну исполнилось 8 месяцев, он хорошо ел перетёртый кабачок, в 10 месяцев – перетёртый кабачок с курочкой, в год – перетёртый кабачок с брокколи и постной говядиной. В год сын стал есть плохо. Но я всё также думала, что ему надо съедать норму супа в 300 граммов. Конечно, я давала ему и обычные продукты: кусочек хлеба или детское печенье, но основу составляли пресные каши, фрукты и суп из здоровых продуктов. Даже мысли заменить всё это на тарелку макарон в моей голове не возникало.

Такая еда мало привлекала сына, и нам приходилось развлекать его во время еды, чтобы занести в рот очередную ложку.

Работа над ошибками.

К рождению дочки я ознакомилась с таким понятием, как педагогический прикорм – ребёнок ест не обычный прикорм, а еду с общего стола микродозами. Идея мне понравилась, но казалось сложным дать микродозу. А если ребёнок захочет ещё? Казалось странным полностью отказаться от рекомендаций педиатров и вводить продукты не по положенным срокам.

Ещё мне нравилась идея Монтессори-педагогики в скором времени после начала прикорма давать еду кусочками, а не в перетёртом виде.

Тогда я просто выяснила, чем можно кормить ребёнка в 6 месяцев (можно многие фрукты, овощи, крупы без глютена), в 8 (овощи, фрукты, крупы, курицу) и так далее. На основе этих продуктов я стала готовить еду для всех. Я начала прикорм с супа, которые ели все члены семьи: картошка, морковка, кабачок, немного риса. Дочке – перекрутить в блендере, другим – посолить и добавить приправ. Пресную кашу заменила кашей с кусочками сочных сладких фруктов. Конечно, я кормила других членов семьи не только этими продуктами, но пробовали их все.

С 8–10 месяцев я стала давать дочке пробовать многое, что было у нас на столе в неперетёртом виде: свежие овощи из салата, политые оливковым маслом, крупы, куриные котлеты, которые мы ели на ужин, кусочки фруктов, сыр, когда нам разрешили вводить молочные продукты. В год дочка ела всё с общего стола. Я ничего не готовила для неё отдельно.

В результате дочка ела и ест обычную еду, которую привыкли есть мы все. Сын до сих пор не признаёт салаты, думаю, именно потому, что все овощи для него мы слишком долгое время варили.

Ошибка 3: не давать пробовать новое.

Эта ошибка вытекает из предыдущей. Если вы кормите ребёнка специальными продуктами: супом, кашей и творожками, – скорее всего, у него не будет желания пробовать новые вкусы. Конечно, дети могут быть более или менее консервативны в еде в силу характера, но всё же вкусовые привычки формируется с раннего детства. Я знаю детей, которые и в 5 лет питаются только супом и йогуртами «Агуша», и мамы в ужасе от того, что ничего не могут изменить. Также и мой сын приходил в ужас, когда я предлагала попробовать незнакомый продукт.

Работа над ошибками.

Так как дочка ела с общего стола практически с самого начала, к году она пробовала такое, что сын не хотел пробовать и в свои 6 лет. Смотря, как дочка с удовольствием ест гуакамоле (блюдо из авокадо), он тоже решил попробовать немного «этого зелёного». Хочу заметить, что мои дети не ели сосиски или индустриальную выпечку. Когда в вашей семье есть малыш, который кушает с общего стола, вам приходится менять свой рацион в пользу здорового питания.

Если в семье уже есть ребёнок, который «ничего нового не ест», просто переводите его за общий стол. Неважно, сколько ему лет – год или 5! Просто перестаньте отдельно ему готовить и покупать «Агушу».

Сейчас моему сыну 8, и он не боится пробовать новое, хотя часто и отказывается что-то есть. Правило в нашей семье – съесть одну ложку нового блюда.

Ошибка 4: отдельный приём пищи.

Если вы кормите ребёнка его собственной едой, скорее всего, вы делаете это отдельно ото всех. У малыша может быть и отдельное расписание приёма пищи, как это было у нашего сына. В этом случае ребёнок даже не знает, что и как едят взрослые, потому привычки поведения за столом формируются гораздо позже.

Работа над ошибками.

Я знаю, как это сложно. Дочку я сажала за стол со всеми вместе с первого прикорма, и мне приходилось кормить её одной рукой, а другой пытаться есть самой. Если у вас есть другие дети, то и они требуют внимания и просят принести им воду, соль или салфетки. В итоге маме практически не хватает времени поесть. Просто смиритесь – это ненадолго. Я очень скоро увидела множество положительных моментов в таком подходе: старший сын (и даже муж) перестали беспокоить меня по пустякам и стали сами наливать себе воду и брать салфетки, а дочка в год уже вполне неплохо орудовала ложкой и быстро обучилась правилам поведения за столом.

Ошибка 5: телевизор и другие развлечения во время еды.

И эта ошибка вытекает из всех предыдущих. Если ребёнок ест один свою собственную пресную пищу, ему становится скучно, и приходится развлекать его. Как развлекать – зависит от семьи. Проще всего, конечно, включить мультики. Тогда ребёнок исправно открывает рот и съедает свою норму полезного супа. Но не думайте, что игра «За маму, за папу» и «Самолётик летит в рот» многим лучше телевизора. Всё это отвлекает ребёнка от непосредственного принятия пищи и сводит на нет пищевой интерес.

Работа над ошибками.

В этом случае мы смогли провести работу над ошибками уже с сыном. В 3 года мы просто перестали включать телевизор и детские песенки за едой. А сыну объявили, что теперь мы будем во время еды общаться за общим столом. Сын стал съедать в два раза меньше. Для меня, как и для любой мамы, это был сложный период. Так что лучше сразу же делать так, как мы делали с дочкой: не включать телевизор во время еды и не читать, сколько граммов должен съедать ребёнок в том или ином возрасте!

Ошибка 6: кормить ребёнка.

Предыдущие ошибки предполагают и долгое кормление ребёнка. Так как у малыша нет здорового пищевого интереса и он больше занят мультиками или вашим пением потешек, он ещё не готов самостоятельно пользоваться ложкой.

Работа над ошибками.

В педагогике Монтессори есть полезный трюк: с первого прикорма давать ребёнку две ложки. Одной ложкой его будете кормить вы, другой ложкой ребёнок будет пытаться есть сам. Таким образом наша дочка уже к году могла съесть всё что угодно ложкой (конечно, всё ещё помогая себе руками). Когда я убедилась, что она не останется голодной, я просто перестала её кормить и стала спокойно съедать собственный обед.

Ошибка 7: заставлять есть.

Самая вредная и самая часто встречающаяся ошибка. Если с самого начала вы не пробудили пищевого интереса у ребёнка, он начинает воспринимать еду как нечто в целом неприятное. Поэтому, чтобы он съел свою норму, вам всегда придётся заставлять его есть.

Я делала эту ошибку с сыном около трёх лет. Сын не был пухленьким ребёнком никогда, поэтому не заставлять его есть было страшно.

Я знаю очень худенькую девочку с пониженным гемоглобином, которую от страха заставляли есть до рвоты. Понятное дело, она так и не поправилась. Кроме того, ненавидела еду в принципе! Хотя с удовольствием могла съесть целый торт. Очень надеюсь, что в будущем у неё не будет серьёзных проблем с питанием.

Работа над ошибками.

Самое лучшее в этой ошибке – её можно устранить в любом возрасте ребёнка. Просто перестаньте заставлять его есть. Я перестала заставлять сына есть в 3 года (тогда же, когда запретила телевизор во время еды). И первое время он отказывался есть вовсе и худел ещё больше. Однако уже через несколько месяцев интерес к еде восстановился, хотя его меню немного изменилось: супы-пюре и кашу он больше не ел никогда. Но у меня больше не возникало проблемы накормить сына. Кстати, сейчас от бывшей худобы не осталось и следа!

Естественно, дочку я не заставляла есть никогда. Однажды мой педиатр рассказал мне любопытную теорию: все дети переживают всплески роста, когда им требуется гораздо большее количество пищи, а потом замедления – и тогда пищи требуется меньшее количество. Я не знаю, правда ли это, я не врач. Но действительно, по моему опыту, для многих детей характерно есть больше или меньше еды в течение одного месяца без особых причин. Стоит позволять им это и не мерить порцию по тому, что ребёнок съедает обычно, а по желанию есть именно сегодня. В нашей семье дети сами говорят, сколько еды положить в тарелку. Если ребёнок просит всего одну ложку, я уважаю его выбор. После всегда можно попросить добавку.

Ошибка 8: не давать выбора блюд.

Когда вы решили, что теперь ребёнок будет есть всё, легко впасть в другую крайность, что со мной и произошло в то время, когда я перестала насильно кормить сына. Я перестала уважительно относиться к его вкусовым предпочтениям. В надежде, что легко можно всё исправить, я стала готовить много овощных блюд, которые сын так и не начал есть. Нам часто кажется, что дети должны есть то, что им дают, тогда как сами частенько отказываемся от одного или другого блюда просто потому, что именно сейчас не хотим его. У нас есть преимущество – мы можем открыть холодильник, приготовить или сбегать в магазин за желаемым блюдом. У ребёнка такого преимущества нет.

Работа над ошибками.

Если вам заведомо известно, что ребёнок не ест какие-либо блюда, не заставляйте его их есть. Я знаю, сложно пережить, что ваш ребёнок, как мой сын, вообще не ест кашу или суп. Ведь это основные составляющие детского меню. Но попробуйте искать этим блюдам здоровую альтернативу, например, суп-пюре или жидкие рагу.

Не стоит полностью исключать эти блюда из вашего меню. Также раз за разом предлагайте ребёнку «просто попробовать» блюдо. Однако надо видеть разницу между ситуацией, когда ребёнок не ест какое-то определённое блюдо или продукт и когда ребёнок ест только несколько определённых блюд. Предпочтения ребёнка не должны полностью менять ваше меню и заставлять вас каждый день готовить ему отдельно. Обычно в ситуации, когда есть «первое» и «второе» блюдо или закуска и основное блюдо, ребёнок (да и взрослый) может выбрать еду себе по вкусу.

Если ребёнок просит приготовить какое-то определённое блюдо, старайтесь не отказывать ему, а лучше привлеките его к готовке.

Ошибка 9: не разрешать готовить с вами.

Признаюсь, этой ошибки мой опыт Монтессори-педагога мне сделать не дал. К приготовлению еды я привлекала обоих детей с самого раннего возраста. Однако это достаточно типичная ошибка, особенно занятых родителей. Сложно привлечь ребёнка к приготовлению еды, когда надо быстро накормить голодную семью. В итоге некоторые дети вообще не знают, откуда берётся еда, и представить себе не могут, что суп – это соединение тех самых овощей, которые они учат с мамой по карточкам.

Работа над ошибками.

Дети очень любят есть то, что сами приготовили. Поэтому детей нужно привлекать к готовке с раннего детства. Уже в год ребёнок может смешивать ингредиенты, а в полтора-два чистить варёные яйца, взбивать, замешивать тесто и делать печенье и хлеб, резать мягкие продукты. Если ребёнок плохо ест, предлагайте как можно чаще готовить вместе, и вы увидите, как самостоятельно приготовленное блюдо будет особенно привлекательно для малыша.

Ошибка 10: вредная еда.

Все мамы, особенно мамы первого ребёнка, прекрасно знают: ребёнка нужно кормить полезной пищей. Нельзя ни в коем случае давать малышу сладкое, солёное, аллергенное, сок, газировку, шоколад, колбасу, продукты с консервантами и пищевыми добавками, ГМО и вообще покупное. Тут можно продолжать или сокращать список, всё зависит от семьи. Но в общем всем ясно, что домашняя еда для детей должна быть полезной.

Однако со временем вредная еда станет интересной для ребёнка. Особенно ему будет интересна такая еда, если вы сами едите её дома, но ребёнку не даёте.

Мой сын не ел всё вышеперечисленное до 3–4 лет, как и полагается. Он в принципе не знал о существовании большей части этих продуктов.

С дочкой так не получилось. Она довольно рано стала ходить на детские праздники и в гости со старшими детьми, где её угощали сладостями и чипсами. Так как она была за общим столом, после года она иногда ела и ветчину или другие покупные продукты, которые она видела у нас на столе. В тот момент мне это очень не нравилось, но я не знала, как с этим бороться. Я как раз наблюдала за девочкой 5 лет из класса сына, которой мама запрещала все вредные продукты. На детских днях рождениях девочка хватала сладости и чипсы и ела их буквально под столом втайне от мамы. Мне казался неприемлемым такой вариант, поэтому я разрешала дочке пробовать всё, чем её угощали.

Работа над ошибками.

К моему огромному удивлению, попробовав, дочка быстро потеряла интерес ко всей вредной еде. На детских праздниках она вообще практически не ела, а отдавала предпочтение игре с детьми. Дома она перестала есть ветчину. Единственный интерес остался к конфетам, но и их она съедает 1–2 на праздниках. Дома я даю детям немного качественного шоколада.

В то же время, я стала замечать, что мой взращённый на здоровой еде сын при виде хот-дога теряет рассудок. Дома мы не едим сосиски и колбасу, однако я решила покупать их иногда специально для сына, потому что наглядно увидела, что детей интересуют вредные продукты не из-за их вкуса, а из-за их запрещённости. Надеюсь, что интерес сына к сосискам также постепенно сойдёт на нет.

Сейчас у детей каникулы. Они как раз проснулись и сели завтракать. Я кладу на стол хлеб для бутербродов, ветчину, сыр, йогурты и фрукты. Сын съедает бутерброд с ветчиной. А дочка выбирает йогурт и фрукты. Она вообще не ест колбасные изделия и очень редко – хлеб. Я съедаю бутерброд с сыром и заставляю себя «только попробовать» фрукты, молча завидуя дочке. Видимо, мне не сформировали пищевой интерес в детстве, а заставляли съесть яблочко «через не хочу».

Возможно, вам будет интересна . В ней всё по науке, но простыми словами. Самое важное всего на 60-ти страницах.