Артур эванс краткая биография. Эванс и крит

Сэр Артур Джон Эванс (англ. Arthur John Evans; 8 июля 1851, Нэш-Миллс, Хартфордшир - 11 июля 1941, Юлбери, Оксфордшир) - английский историк и археолог, первооткрыватель минойской цивилизации, с 1900 года вёл раскопки в Кноссе, в своих трудах реконструировал историю, культуру и религию древнего Крита. Действительный член Королевского общества и Королевской инженерной академии, доктор философии honoris causa (1901). В 1874-1908 годах возглавлял Королевское нумизматическое общество, в 1902 году удостоен его медали. За свои заслуги в 1911 году возведён в рыцарское достоинство. В 1936 году удостоен Медали Копли с формулировкой «за пионерные работы на Крите, внесшие вклад в исследование истории минойской цивилизации», а также золотой медали Шведской академии.

Артур Эванс происходил из семьи археолога-любителя, получил образование в школе Хэрроу и Оксфордском университете, где специализировался на современной истории. Не сумев получить стипендию для изучения археологии, в 1875-1882 годах работал журналистом в Боснии и Хорватии. После депортации австрийскими властями поселился в Оксфорде. В 1883-1908 годах был учёным хранителем Эшмоловского музея; состоял также в совете попечителей Британского музея. С 1909 года - экстраординарный профессор археологии Оксфордского университета. Заинтересовавшись древностями Крита, в 1899 году приобрёл холм Кносса, и в 1900-1930 годах вёл раскопки. С 1908 года, получив большое наследство, он на собственные средства вёл реставрационные работы в Кносском дворце, который с 1936 года передал Британской археологической школе в Афинах. Совершив огромное количество археологических открытий, А. Эванс отрицал участие греков в создании минойской цивилизации и стремился удревнить критские находки, чтобы не связывать их с микенской культурой. Он также монополизировал исследования в области дешифровки древних эгейских письменностей, но не добился успеха. Несмотря на ошибки, основные открытия и теоретические достижения Эванса (в частности, хронология истории Древнего Крита) не пересматривались впоследствии.

Становление (1851-1875)

Происхождение

Артур Эванс родился 8 июля 1851 года в Нэш-Миллс и был первым ребёнком в браке Джона Эванса и Гарриет Эванс, урождённой Дикинсон. Всего в семье было три сына и две дочери. Отец Эванса был знатоком латинского языка и классических древностей, его отец Артур Эванс - дед будущего археолога - возглавлял гимназию в Маркет-Босворт. Джон Эванс женился на дочери своего работодателя - собственной кузине Гарриет, - и занимался управлением семейным предприятием - бумажной фабрикой, которая сделала его состоятельным человеком. Бумажной мельнице требовалось большое количество воды; в поисках подходящих источников Джон Эванс увлёкся геологией и археологией, особенно памятниками каменного века; с раннего детства Артур сопровождал отца. В 1858 году умерла мать Артура; отец занялся производством канцелярских товаров, что обеспечило достаточный доход и досуг для занятий археологией и антиквариатом. В 1859 году он занимался исследованием долины Соммы (во Франции) вместе с геологом Джозефом Прествичем. Первоначальное образование Артур Эванс-младший получил в Callipers Preparatory School (в Чипперфилде, Хертфордшир), где на него сильное влияние оказал учитель естествознания и основатель школы Ч. Джонс. Он привил Артуру не только любовь к природе, но и внимание к классификации видов растений и животных; примерно то же самое - применительно к произведениям мира людей - в нём воспитывал отец. В этой же школе учился младший брат Артура - Льюис, родившийся в 1853 году.

Образование

В 1865 году Артур Эванс поступил в частную школу Хэрроу. Он преуспевал в учёбе и спорте, а в последний год даже занимался редактированием школьной газеты. Среди его друзей выделялся будущий биолог Френсис Бальфур. В школе Артур испортил зрение, но не носил очков; тогда же он стал пользоваться тростью, которую до конца жизни использовал для ориентации в пространстве. В то же время он отличался едким чувством юмора и обострённым чувством индивидуализма, поэтому не любил командных видов спорта, бывали и конфликты со школьным начальством: Эвансу в Хэрроу запретили издавать собственный журнал после первого же выпуска, причина была в язвительно-сатирическом его содержании.

«Все критяне — лгуны» — сказал Эпименид , один из семи величайших греческих философов и мудрецов, хотя он мог солгать, так как сам был истинным критянином и прекрасно знал все мифы и легенды, возникшие на Крите.

Первым, кто не поверил в истинность афоризма философа Эпимениду, был английский археолог Артур Эванс.

Всё началось с того, что в 1889 году английский путешественник и знаток древностей Гревилль Честер принес в дар музею Эшмолеан в Оксфорде несколько предметов старины, среди которых находилась сердоликовая печать . На четырех овальных сторонах печати имелись изображения стилизованных рисуночных знаков, напоминающих иероглифы, а сама печать происходила якобы из Спарты. Сердоликовая печать перешла на попечение хранителю музея Артур Эванс.

Проанализировав знаки на сердоликовой печати Артур Эванс обратил внимание на сходство знаков печати с хеттскими иероглифами, которое, казалось, особенно усиливалось при взгляде на изображение головы собаки, или волка, с высунутым языком (в третьем овале). Однако, этим сходство и ограничивалось в остальном ничего подобного не было обнаружено ни в одной из древних культурных областей мира, и поэтому Эванс прибег к помощи самых различных предположений о возможности происхождения печати, в том числе и к помощи гипотезы о «доисторической» Греции.

Спустя четыре года, весной 1893-го, Артур Эванс отправился в Грецию , и здесь в Афинах, во время своих изысканий наткнулся на несколько экземпляров печати, похожих на ту, первую сердоликовую печать, полученную в дар от Честер . Эвансу удалось найти в Греции четырех- и трехсторонние печати, просверленные вдоль по оси. На все расспросы об их происхождении Эванс слышал один и тот же ответ: они привезены с Крита. Запросив Берлинский музей, Эванс получил оттуда слепки с целого ряда подобных же экземпляров, а к этому добавилась ещё и гемма, найденная в Афинах А. Г. Сейсом.

МЫ ТЕбе ПИ-ТИ

Возвратившись в Англию, Эванс уже мог в ноябре 1893 года доложить Лондонскому обществу любителей эллинских древностей об открытии около 60 иероглифических символов, восходящих, очевидно, к некогда распространенному древнему письму существовавшему на Крите в до-греческую эпоху. А в следующем году Эванс и сам прибыл на Крит.

Эванс посетил территории внутренней и восточной части острова, его ожидания подтвердились, и надежды найти легендарный дворец царя Миноса сбылись.

Эвансу удалось собрать огромное количество предметов, относящихся к той древней культуре, которую некогда воспел Гомер, - к культуре ста городов царства Миноса.

Одна счастливая находка особенно обрадовала страстного коллекционера и подтвердила предположения Эванса о происхождении сердоликовых печатей. Он обнаружил в земле Крита, слепок с той самой сердоликовой печати, которую нашли в Спарте, и слепок этот принадлежал её прежнему владельцу — древней культуре царства Миноса!

Если каких-нибудь 50 лет назад Райт, открывший Хаматский камень, опасался не только за его сохранность, но и за свою жизнь и безопасность, ожидая нападения суеверных сирийцев, то на Крите другое, не менее прочно укоренившееся суеверие пришло Эвансу на помощь. Проводя все время в неустанных поисках каменных печатей и гемм, Эванс обнаружил, что почти все они были просверлены, это значит, что жители Крита носили их, как магический талисман или оберег в глубокой древности. Эванс был радостно изумлён, обнаружив, что критские крестьянки и почти все сельские жительницы по прежнему носят сердоликовые украшения и амулеты на шнурке или на цепочке.

Главная ценность таких амулетов заключалась в том, что они были «галопетраис» - «молочными камнями» , или «галоусаис» - «дающими молоко», «приносящими молоко» особенно большим спросом они пользовались у беременных женщин.

Узнав это, Эванс приступил к систематическому обходу деревень Крита, посещая дом за домом, хижину за хижиной и неизменно восхищаясь украшениями сельских красоток. Таким образом, он получил возможность любоваться великолепные экземпляры просверленных печатей, амулетов древней критской эпохи. Пожилых крестьянок, которым, естественно, нелегко было расстаться с «молочными камнями», Эванс тактично уговаривал продать за хорошие деньги свои талисманы. Многие женщины Крита были настолько привязаны к своему сокровищу, полученному по наследству от своих предков. Но были и такие владелицы, которые без колебания жертвовали свой талисман приезжему англичанину, как только он предлагал взамен другой просверленный амулет или гемму, но более красивую, да, к тому же такого же молочно-белого цвета, который был предметом особенного вожделения.

Если обладательница чудодейственного амулета ни при каких обстоятельствах не желала с ним расставаться, то Эвансу приходилось довольствоваться слепком. Во время своих изысканий на Крите в руки Артура Эванса попали и многие другие древние вещицы, покрытые минойскими письменами, но в отличие от первых находок эти знаки были «линейной» письменности, или «квазиалфавитной» — консонантное письмо — тип фонетического письма, передающий только или преимущественно согласные звуки (лат. consonant «согласный» ).

КО-NО-SO = Кносс. 1425-1300 до н. э.

Так британский коллекционер узнал о существовании двух древнейших местных систем письма, возникшего на Минойском Крите - пиктографической и линейной. Это было открытием огромной важности, что Эванс тут же решил искать на Крите подтверждения существования Минойской цивилизации. Однако, для этого нужно было начать археологические раскопки на Крите.

Решение Эванса «копать на Крите» — пришло само собой, он даже знал, куда нужно вонзить заступ, и уже готовился приступить к делу.

Артуру Эвансу предстояло совершить то, что ещё Генрих Шлиман считал своей несбывшейся мечтой и делом всей своей жизни. «Главной моей целью был Кносс, - писал Эванс, - город Миноса, окутанное легендами место, где находился возведенный искусным мастером Дедалом дворец с чудесными произведениями искусства , с танцевальным залом Ариадны и Лабиринтом все это витало перед моими глазами».

Эвансу было известно, где следует искать Кносс. Расположение Кносского дворца указал Буондельмонте ещё в XV веке. На месте древнего города Кносс находилась деревня Макротихо, или Макритихос («Длинная стена») , которая лежала в замкнутой долине, ведущей внутрь страны, в шести километрах к югу от Кандии (нынешнего Ираклейона).

Остров Крит в то время находился под турецким владычеством, и при турецком господстве на острове право вести археологические раскопки мог иметь только тот, кто владел землей. По этой причине ещё Генриху Шлиману не удалось получить разрешения турецкого правительства на раскопки на Крите.

Правда, в 1877 году испанский консул , уроженец Кандии Минос Калокайринос раскопал помещения для хранения припасов, где нашёл большие глиняные кувшины — «пифосы», и покрытую письменами табличку.

Затем, вооружившись согласием Высокой Порты, американец В. Д. Стилмен занялся археологическими раскопками, но не долго, так как обещанное турецкое разрешение или «государственный фирман» не появился. Генрих Шлимане в 1889 году пожелал скупить у всех многочисленных владельцев территорию «кефала тселемпе», или «холма властителей», но потерпел полную неудачу, столкнувшись с необыкновенной алчностью землевладельцев Крита и обструкцией оттоманского чиновничества, и отказался от своего проекта.

Артур Эванс столкнулся с теми же препятствиями, однако, занимаясь поисками сердоликовых амулетов из «молочного камня», он все же сумел обеспечить себе участок земли на «холме властителей» . После того, как в 1899 году турки окончательно покинули Крит, Артур Эванс скупил всю землю на холме и добился от греческих властей разрешения на археологические раскопки.

Наконец, в 1900 году английских археолог Артур Эванс начал археологические раскопки на Крите, и обнаружил ту самую легендарную древнюю столицу царя Миноса город Кносс и царский дворец, напоминающий лабиринт, не раз упоминавшийся в мифах и легендах и встречавшийся в описаниях античных историков.

Эвансу удалось собрать во время раскопок огромное количество предметов, относящихся к той древней культуре, которую некогда воспел Гомер, - к культуре эпохи Крита ста городов - царства Миноса. Но одна счастливая находка особенно обрадовала страстного коллекционера и подтвердила его предположения: он обнаружил здесь, на Крите, слепок сердоликовой печати из Спарты, а сама печать нашлась в земле Крита.

Эвансу удалось довольно точно восстановить хронологию истории Крита, так как датировать находки Минойского царства помогли многочисленные египетские вещи , обнаруженные во время археологических раскопок на острове Крит. История Древнего Египта ко времени Эванса была уже более или менее известна. Оставалось лишь сопоставлять даты, имена и технику исполнения найденных артефактов.

Фукидид полагал, что сам царь Минос не был греком, а «совсем наоборот», как утверждал Гомер . Геродот считал Миноса царём критских ахейцев, который стал царствовать на Крите в 9-летнем возрасте.

Легендарный Крит является колыбелью древнегреческих богов, об этом напоминают хорошо известные мифы: о рождении громовержца Зевса на Крите , о том, как он в образе быка похитил финикийскую красавицу царевну Европу , как у них родились дети — Минос, Радамант и Сарпедон. Когда Зевс победил своего отца титана Крона и стал главным среди бессмертных богов, беззащитная Европа осталась на Крите одна со своими маленькими сыновьями. Чтобы обеспечить их безопасность, Зевс дал им могучего телохранителя — медного великана Тала, выкованного Гефестом. Утром, днём и вечером медный великан Тал обходил дозором остров Крит и топил все приближающиеся к берегу корабли, бросая в них огромные каменные глыбы. Если же кораблей было слишком много, то великан гостеприимно давал чужеземцам возможность высадиться на берег, становился в костер, раскалялся в нём докрасна и заключал их в свои жаркие объятия непрошеных гостей.

Возможно, мифы о невиданных чудесах Крита складывались самими критянами намеренно, чтобы отпугнуть чужеземные вторжения.

При археологических раскопках в Кноссе Артур Эванс обратил внимание на совершенно уникальное обстоятельство: город Кносс не имел оборонительных городских стен . Позднее этот факт был установлен и в некоторых других городах Крита. По-видимому, медный великан Тал и легенды о нём на самом деле хорошо защищал остров Крит.

Гомер в «Одиссее» говорит о ста городах Крита:

Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный;
Там девяносто они городов населяют великих,
Разные слышатся там языки…

В другом месте Гомер называет Крит «стоградным». Римский поэт Вергилий, современник Августа, также пишет в «Энеиде»:

Остров Юпитера «Крит» лежит средь широкого моря,
Нашего племени там колыбель, близ Иды высокой.
Сто больших городов там стоят — обильные царства.

О ста городах Крита неоднократно рассказывали Овидий, Помпоний Мела. Судя по всему, здесь и впрямь было великое царство.

Возникновение державы царя Миноса совпало с началом преобладания на Крите ахейских племён, которые захватили власть на острове I тысячелетия до н. э. и превратили часть покоренного населения в государственных рабов, общих рабов всей городской общины, этих рабов называли «мноиты », то есть «принадлежащие Миносу» , но на Крите были и рабы принадлежащие отдельным гражданам — это «афамиоты» и «клариты».

Вполне логично связать время правления царя Миноса на Крите с I Средне-минойским периодом (3000-2200 гг. до н. э.). Как раз в это время на острове Крит начинается активное строительство дворцовых и жилых комплексов – многочисленных критских городов.

Артур родился в Нэш-Миллз (Хертфордшир, близ Лондона) 8 июля 1951 и получил образование в Хэрроу, Оксфорде и Гёттингене, получив диплом с отличием по специальности новейшая история. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 – по Финляндии и Лапландии. Вновь прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента «Манчестер Гардиан» («Manchester Guardian»), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; по освобождении вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола, который, в основном его усилиями, приобрел известность как археологический музей. После 1909 Эванс был почетным хранителем музея.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Генрихом Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. Эванс стал собирать резные каменные печати, в первую очередь те, что имели символы, которые он считал письменностью. В 1894 он обследовал Крит в поисках новых печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. «молочных камней»); тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. Турецкие власти препятствовали археологическим раскопкам, но в 1898 Крит получил автономию в составе Османской империи, и в марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому о древнегреческих рассказах про лабиринт царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а всю цивилизацию – минойской. Отчеты об этих и последующих археологических раскопках (Эванс продолжал их до 193 0) были незамедлительно опубликованы и обеспечили сделанному открытию мгновенное признание. Одновременно с раскопками Эвансу удавалось осуществить реконструкцию дворца с целью его сохранения.

Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos) увидел свет в 1921, последний, четвертый – в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений обо всех сторонах минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. При этом он постарался учесть развитие минойской архитектуры, живописи, керамики, способов обработки камня и металла. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса до сих пор являются предметом споров.

Изучение Эвансом минойского иероглифического письма, которое первоначально привлекло его внимание к Криту, началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa, I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и иных документов. Полная публикация глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов. Вскоре после публикации Scripta Minoa, II (1952), осуществленной Джоном Майрсом, последовала успешная расшифровка Майклом Вентрисом линейного письма Б – как древнемикенского диалекта греческого языка.

Артур Джон Эванс

THE GRANGER COLLECTION

Эванс (Evans) Артур Джон (8.7.1851, Наш-Милс, Хартфордшир, - 11.7.1941, Юлбери, близ Оксфорда), английский археолог. В 1899-1930 (с перерывами) вёл раскопки на о. Крит, где открыл остатки дворца в Кносе и подробно изучил культуру эпохи бронзы (дворцовые и хоз. комплексы, произведения иск-ва, глиняные таблички с пиктографич. и линейным письмом). Неизвестную прежде доэллинскую культуру Э. назвал минойской культурой и предложил её периодизацию. По археол. данным Э. реконструировал государственный строй, религию и этапы развития критского общества.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

ЭВАНС, АРТУР ДЖОН (Evans, Arthur John) (1851–1941), английский археолог, более всего известный своими раскопками и исследованиями древнеминойской цивилизации на Крите. Сын сэра Джона Эванса, известного собирателя древностей, Артур родился в Нэш-Миллз (Хертфордшир, близ Лондона) 8 июля 1951 и получил образование в Хэрроу, Оксфорде и Гёттингене, получив диплом с отличием по специальности новейшая история. Летом 1871 и 1872 путешествовал по Балканам, в 1873 – по Финляндии и Лапландии. Вновь прибыв на Балканы в 1875 в качестве корреспондента «Манчестер Гардиан» («Manchester Guardian»), Эванс оставался там до 1882, когда австрийские власти арестовали его за участие в восстании в Далмации; по освобождении вернулся в Англию. В 1884 был избран хранителем оксфордского музея Ашмола, который, в основном его усилиями, приобрел известность как археологический музей. После 1909 Эванс был почетным хранителем музея.

На критские древности Эванс обратил внимание в 1893, изучая ювелирные изделия, относящиеся к доисторической микенской цивилизации, незадолго до этого открытой Генрихом Шлиманом при раскопках Микен и Орхомена. Эванс стал собирать резные каменные печати, в первую очередь те, что имели символы, которые он считал письменностью. В 1894 он обследовал Крит в поисках новых печатей, которые часто находили на острове, причем местные женщины использовали их в качестве амулетов (т.н. «молочных камней»); тогда же он принял решение раскопать древний Кносс и начал переговоры о работах на участке вблизи Кандии, где в 1878 были обнаружены стены и микенская керамика. Турецкие власти препятствовали археологическим раскопкам, но в 1898 Крит получил автономию в составе Османской империи, и в марте 1900 Эванс смог приступить к раскопкам. В первую же неделю он обнаружил украшенные фресками стены, домикенскую керамику и глиняные таблички с надписями; к концу сезона от земли была освобождена четверть комплекса Кносского дворца, который напомнил ученому о древнегреческих рассказах про лабиринт царя Миноса и навел его на мысль назвать дворец Дворцом Миноса, а всю цивилизацию – минойской. Отчеты об этих и последующих археологических раскопках (Эванс продолжал их до 1930) были незамедлительно опубликованы и обеспечили сделанному открытию мгновенное признание. Одновременно с раскопками Эвансу удавалось осуществить реконструкцию дворца с целью его сохранения.

Первый том главной работы Эванса Дворец Миноса в Кноссе (The Palace of Minos at Knossos) увидел свет в 1921, последний, четвертый – в 1936. Здесь собраны не только данные о раскопанном Эвансом дворце, но имеется энциклопедический свод сведений обо всех сторонах минойской цивилизации Крита с зарисовками древностей из Маллии, Феста и многих других памятников, обнаруженных на острове. В основу работы положена разработанная Эвансом хронологическая схема минойской цивилизации, делящейся на раннюю, среднюю и позднюю. При этом он постарался учесть развитие минойской архитектуры, живописи, керамики, способов обработки камня и металла. Предложенная ученым хронология, а также ее соотношение с хронологией Египта и материковой Греции подверглись критике еще до завершения работы Эванса до сих пор являются предметом споров.

Изучение Эвансом минойского иероглифического письма, которое первоначально привлекло его внимание к Криту, началось в 1894 и нашло наиболее полное выражение в его работе Scripta Minoa, I (1909), содержащей каталог и исследование каменных печатей и иных документов. Полная публикация глиняных табличек с надписями линейным письмом Б из Кносского дворца при жизни Эванса так и не появилась, хотя в 4 томе Дворца Миноса он дал описание основных категорий документов. Вскоре после публикации Scripta Minoa, II (1952), осуществленной Джоном Майрсом, последовала успешная расшифровка Майклом Вентрисом линейного письма Б – как древнемикенского диалекта греческого языка.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Далее читайте:

Историки (биографический справочник).

Сочинения:

Scripta Minoa, 1 - 2, Oxf., 1909 - 1952;

The Palace of Minos, v. 1 - 5, L., 1921 - 1936.

Литература:

Evans J., Time and Chance. The story of Arthur Evans and his forebears, L., 1943.

Однажды Посейдон, бог морских глубин, послал Миносу белого красавца-быка, чтобы тот принес его в жертву. Минос же нарушил обет, данный своему покровителю, и тогда рассерженный Посейдон околдовал жену Миноса Пасифаю, заставив ее влюбиться в злополучного быка. Плод роковой и порочной страсти — Минотавр, получеловек, полубык, — стал проклятьем и позором царя Миноса. Желая спрятать Минотавра от глаз людских, Минос поручил Дедалу, знаменитому афинскому мастеру, жившему на Крите в изгнании, построить дворец со сложнейшими переходами, известный нам как Лабиринт...

В 1900 году 48-летний англичанин Артур Эванс начал раскопки на острове Крит. Гораздо больше, чем доводы науки, бывшего корреспондента газеты «Манчестер Гардиан» воодушевляли герои греческих мифов и строки из «Одиссеи»: «Остров есть Крит посреди виноцветного моря прекрасный... Разные слышатся там языки: там находишь пеласгов, в городе Кноссе живущих... Там уж царем был Минос...». Гомер однажды уже помог археологии: Генрих Шлиман, воспользовавшись «Илиадой» как «путеводителем», сумел раскопать Трою и Микены. Эванс жаждал повторить его успех на Крите. Конечно, никто тогда не мог предположить, что под толстым слоем выжженной солнцем земли лежат руины древнейшей в Европе цивилизации. Эванс назвал ее «минойской» в честь легендарного Миноса. После сенсационных раскопок на Крите мифы не обрели плоть и кровь, как, возможно, хотелось Эвансу. Но многое в них перестало казаться только литературной случайностью. Например, то, что Зевс — отец богов и людей — родился на Крите, воспринимается теперь как вполне закономерное событие.

Зевс, как известно, был сыном богини Земли Реи и бога Неба Крона. В соответствии с предсказанием Крон должен был погибнуть от руки собственного сына, и чтобы обезопасить себя от посягательств бессмертных наследников, он глотал их по мере появления на свет и хранил в своем животе. Рея была безутешна, и, когда подошел срок рожать последнего сына, она укрылась на Крите, где и родила Зевса. А чтобы папаша ничего не заподозрил, ему подсунули запеленутый камень. Зевса прятали в двух пещерах — Дикте и Ида (в обеих археологи обнаружили крупные минойские святилища). Крон пребывал в неведении, пока однажды подросший и возмужавший Зевс не явился к нему и не исполнил предсказание. Поверженный Крон изрыгнул всех проглоченных братьев и сестер Зевса, в том числе Посейдона и Геру. Впоследствии именно на Крит, к родным пещерам, Зевс привез похищенную финикийскую царевну Европу, которая родила ему здесь трех сыновей: Радаманта, Сарпедона и Миноса — мудрейшего из всех царей Крита...

Эванс не был первым, кто пытался отыскать Кносс. Лет за 20 до него археолог-любитель Минос Калокэринос заложил несколько глубоких траншей в 5 километрах от Кандии (ныне — Ираклион). Именно здесь, на Целепи Кефала, что в переводе означает «Холм Господина», критские предания размещали Кносс. В толще земли обозначились контуры громадного сооружения. Найденные в земле предметы Калокэринос хранил в здании британского консульства в Кандии, где он работал переводчиком. Коллекция удачливого грека привлекла внимание археологов, но, заметив возросший интерес к раскопкам, турецкие хозяева Кносса резко подняли цену на землю — все работы пришлось прервать на неопределенный срок.

В 1886 году на Крит прибыл увенчанный мировой славой 63-летний Шлиман. Амбициозный археолог, нанесший своими непрофессиональными раскопками непоправимый ущерб Трое и Микенам, желал совершить очередное открытие. Денег у Шлимана было предостаточно, и он немедленно заключил договор о покупке территории Кносса, включая все, что на ней находилось. Однако, пересчитав оливковые деревья, росшие на уже почти принадлежавшей ему земле, неожиданно обнаружил, что их втрое меньше, чем положено по договору. Взбешенный тем, что его — Шлимана! — надувают, археолог расторг сделку с турками.

Эванс приехал на Крит в 1894-м, будучи уже не просто увлеченным археологией иностранцем, но опытным историком и журналистом, прошедшим на Балканах жестокую школу общения с турецкими властями. Как и Шлиман, он познакомился с коллекцией Калокэриноса (спустя 4 года вся она сгорела вместе с британским консульством); на миниатюрных халцедоновых печатях близорукие глаза Эванса различали значки ранее нигде не встречавшегося письма.

Опасное для археологии нетерпение начало сжигать Эванса, он даже купил клочок Кносса, чтобы сохранить за собой право на будущие раскопки, однако всерьез приступить к работе смог только через 6 лет, когда Крит получил автономию и греческий общественный деятель Джозеф Нацидакис помог Эвансу приобрести Кносс за 122 000 пиастров.

Честолюбивые замыслы мешали Артуру Эвансу сосредоточиться на научных изысканиях. Ему не терпелось предъявить миру свое открытие — Лабиринт, который он сразу назвал «Дворцом Миноса», находясь, как и многие, под гипнотическим влиянием мифа.

Лабиринт раскапывался с головокружительной для археологии скоростью. Десятки тысяч найденных предметов лежали на складах — разобраться со всеми этими сокровищами у Эванса так и недостало ни времени, ни сил. За последующие десятилетия большинство находок исчезло, на оставшихся крысы и насекомые съели этикетки, но в годы раскопок Эванс мало думал о будущем: им владело вдохновение. К его чести, надо сказать, что он не вывозил сделанные находки за пределы Греции: бесценные шедевры древнего искусства остались в музеях Крита и Афин. Не чуждый тщеславия и эпикурейского образа жизни, Эванс тем не менее тратил громадные личные средства на расширение и благоустройство раскопок, пытаясь соединить в Кноссе археологическую ценность с туристической привлекательностью. Он умер в 1935-м, в почтенном возрасте, завершив фундаментальный 4-томный труд «Дворец Миноса» и предъявив человечеству удивительную культуру, которую собственноручно извлек из исторического небытия.

Реальный облик Дворца-Лабиринта вполне оправдывал тот миф, который сложился вокруг него. Это было колоссальное сооружение общей площадью 22 тыс. м2, имевшее как минимум 5—6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов.
Количество помещений в нем достигало тысячи — в них можно было запросто спрятать добрый десяток Минотавров.
Архитектурный комплекс с такой сложной планировкой свидетельствовал не только о способностях «дедалов» — минойских инженеров-строителей, но и о высоком уровне развития точных и прикладных наук.

Чтобы уберечь ветхие стены Дворца от губительного воздействия солнца и дождя, Эванс, не задумываясь, укреплял их бетоном; те стены, что казались позднейшими, ломал, другие надстраивал, формируя облик Дворца в соответствии со своими представлениями. С одной стороны, он, конечно, спас Кносс, но с другой — никто теперь не знает, каким был Лабиринт на самом деле...

Минойская цивилизация не была «импортирована» на Крит и не возникла на пустом месте. Неолитический «пласт» на островах Эгейского моря — один из самых глубоких в Европе, на Крите он прослеживается до 6000 года до н.э. В начале III тысячелетия до н. э. Крит вступил в ранний бронзовый век. Первая же из найденных Эвансом фресок дала ключ к пониманию исторического места минойцев. Изображенный на ней мужчина в набедренной повязке словно сошел с рисунков, которыми украшали гробницы египетской знати. Минойцы оказались теми самыми загадочными «кефтиу» — людьми с островов, о которых многократно упоминали египетские хроники. Именно хорошо «датированная» египетская культура помогла археологам установить хронологические ориентиры минойской истории — собственные письменные свидетельства минойцев либо не найдены, либо не разгаданы до сих пор.

Контакты с Египтом и Анатолией обогащали островитян новыми идеями по строительству лабиринтов, и в 1900 году до н.э. началась эпоха дворцов: в Кноссе поднялись стены самого древнего из них. Этот дворец получил название Лабиринта, так как его стены украшали «лабрисы» — двойные топорики. В других частях Крита — Фэсте, Малии — строились не менее величественные дворцы, хотя и уступавшие кносскому по площади. В 1700 году до н.э. на Крите произошло катастрофическое землетрясение. Дворцы были разрушены, но их быстро восстановили, добавился и еще один — в Закросе, кносский же Лабиринт отстроили в обновленном, еще более роскошном виде. То был период высшего расцвета минойской культуры.

Археологами не было обнаружено никаких атрибутов типичной для той эпохи автократии — ни царей, ни верховных жрецов. Правители минойского Крита не стремились увековечить себя в изображениях или изваяниях. Возможно, поэтому среди ученых до сих пор продолжаются споры о предназначении Лабиринта: был ли это дворец, где жили цари и знать, или храм, где те же цари, бывшие одновременно и жрецами, совершали богослужения и отправляли обряды, или это был своеобразный дом-город, вобравший в себя и то, и другое.

Несколько десятков веков назад Крит был центром мощной морской державы. Опередив другие народы в деле кораблестроения и навигационном искусстве, минойцы создали могучий флот, обеспечивавший перемещение товаров по всему Средиземноморью. Быстроходные минойские триеры с десятками гребцов легко достигали Египта и Ливии, Кипра и Анатолии, доставляя в эти страны критскую древесину, оливковое масло, керамику и украшения. Отсутствие внешних врагов, мир и благополучие, царившие внутри общества, не предвещали для минойцев беды. И все же роковой рубеж наступил и для них. Им стал вулканический катаклизм, произошедший в 1470 году до н.э. на острове-вулкане Санторин, лежащем в 70 милях к северу от Крита. Мощнейшее извержение сопровождалось землетрясением, пеплопадом и цунами. Подземные толчки разрушили дома и дворцы, пеплопад (на Крите могло выпасть до 30 см пепла) уничтожил посевы и умертвил оливковые рощи, цунами смыло порты и стоявшие у причалов корабли. Но едва ли не самым губительным мог оказаться для минойцев психологический шок. Тотальная природная катастрофа означала одно: боги и богини, которым они поклонялись на протяжении столетий, покарали свой народ!

И в результате на Крит проникли представители микенской культуры — ахейцы, не встретившие никакого противодействия. Минотавр был убит греческим героем Тесеем. А создатель Дворца-Лабиринта Дедал, способствовавший этому, соорудил себе крылья и бежал на Сицилию. Минос бросился было за ним в погоню, но в сражении с сицилийцами потерял весь свой флот и погиб, коварно обманутый все тем же Дедалом. После смерти Миноса на Крите все пришло в упадок...

В центре минойского божественного синклита стояла женская фигура — богиня плодородия, символизировавшая щедрость и возрождение природы. В реальности воплощением богини были, очевидно, жрицы, особым образом одетые и украшенные. Они носили пышные платья с открытым корсажем, оставлявшим грудь обнаженной, пудрили лицо, выщипывали брови, красили губы и ресницы. Тонкая, перехваченная широким поясом талия, длинные, свободно падавшие на плечи локоны, крохотные завитки, украшавшие лоб. «Да это же настоящая парижанка!» — воскликнул один из рабочих Эванса, увидев фреску с изображением минойской женщины.

Дворцы стояли в руинах, восстановлен был лишь один Лабиринт. Жизнь в Кноссе продолжалась еще почти столетие, но теперь она носила явные следы иноземного присутствия.

Сосуществование минойцев и микенцев на Крите могло иметь длительный мирный период. Но сохранить привычный стиль жизни в окружении чуждой и гораздо более примитивной культуры можно было лишь на отдельных «островках», подобных Лабиринту. В 1380 году до н.э. сильнейший пожар, разбушевавшийся в Кноссе, уничтожил Лабиринт и словно поставил точку в более чем 600-летнем процветании минойской цивилизации.

Было ли это несчастным случаем, поджогом или набегом варваров — неизвестно, но Лабиринт выгорел окончательно, и вместе с ним в огне пожара как будто исчезли все те знания и мастерство, что накапливались на Крите веками. Да и сами минойцы словно растворились во мраке бесконечного Лабиринта, оставив лишь напоминание о том, что цивилизации не только рождаются, но и умирают.