Оценка качества жизни при различных сердечно-сосудистых заболеваниях. Методы опpеделения качества жизни Медицинские аспекты качества жизни

Проблема качества жизни в медицине – это продолжение фундаментальной проблемы уточнения понятия "благо для пациента" в современных условиях.

Медицинские вмешательства оказывают на человека комплексное воздействие. Они влияют не только на физиологическое состояние организма (что оценивается с помощью лабораторно-клинических показателей), но и на общее состояние и самочувствие пациента, его работоспособность, настроение и т.п. Суммарное влияние на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Например, агрессивное лечение может сопровождаться такими серьезными побочными эффектами, что в известном смысле оно может оказаться хуже, нем само заболевание .

В начальный период успехов современных медицинских технологий (примерно в 50-60-е гг. XX в.) медицинское сообщество было увлечено сугубо техническими достоинствами новых медицинских методов. Однако постепенно ситуация стала изменяться в связи с растущим осознанием необходимости дополнить систему взглядов о пользе медицинского вмешательства более широкой картиной, в том числе учитывающей точку зрения самого больного. Отсюда берет начало представление о качестве жизни пациента.

Официальное определение ВОЗ гласит, что качество жизни – это "восприятие индивидами их положения в жизни в контексте культуры и систем ценностей, в которых они живут, и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами" .

Качество жизни – это интегральный показатель, отражающий совокупное влияние массы факторов, связанных со здоровьем, на общее восприятие пациентом своей жизненной ситуации. К этим факторам относятся такие, как уровень физического благополучия, ощущение себя здоровым или больным, самостоятельным или же зависимым от помощи, а также способность выполнять профессиональные обязанности, поддерживать семейные и социальные связи.

Проблема качества жизни пришла в медицинскую сферу из социальных наук, где она сформировалась как особое поле исследований, охватываемых обширной группой дисциплин и направлений: экономикой, социологией, демографией, политологией, экологией, психологией и др. В основании темы качества жизни лежат также глубокие философские обсуждения того, что такое благополучная или совершенная жизнь, уходящие корнями еще в философские учения Античности.

В медицинской сфере эта проблема отразилась прежде всего в виде проблемы качества жизни, связанного со здоровьем. Интерес медицинского сообщества к качеству жизни в связи со здоровьем и лечением возник в 1970-с гг. и далее усиливался в возрастающей мере в 1980– 1990-е гг. В 1999 г. появилась первая монография на эту тему и в отечественной литературе . На сегодняшний день проблема оценки качества жизни, связанного со здоровьем, стала чрезвычайно обширной и самостоятельной областью исследований в медицинских науках.

Роль понятия качества жизни в медицинской сфере сегодня чрезвычайно важна. Это можно рассматривать как отражение растущего внимания медиков и общественности к широкому гуманитарному контексту, в котором происходит предоставление медицинской помощи. Фундаментальное значение концепции качества жизни состоит в том, что она позволяет конкретизировать понятие "благо для пациента" и сами цели медицинской помощи в современных условиях.

Так, учет качества жизни чрезвычайно важен при долгосрочной помощи, а также при неизлечимых заболеваниях и состояниях. Более того, в этих ситуациях обеспечение максимально высокого качества жизни оказывается фактически единственной достижимой целью медицинской помощи. Медицинская помощь должна быть предоставлена при любых страданиях, что, соответственно, приводит к необходимости уметь ставить цели и оценивать эффективность помощи и в указанных обстоятельствах.

  • The WHOQOL Group. The World Health Organization Quality of Life Assessment (WHOQOL): position paper from the World Health Organization // Social science and medicine. 1995. Vol. 41. P. 1403-1409.
  • См.: Новик А. А., Ионова T. И., Кайнд П. Концепция исследования качества жизни в медицине. СПб.: ЭЛБИ, 1999.

В последние годы для оценки уровня социально-экономического благополучия в обществе все чаще стали использовать понятие «качество жизни» как интегральную оценку индивидуумом своего положения в жизни общества, соотношения этого положения со своими целями и возможностями. Другими словами, качество жизни отражает уровень комфортности человека в обществе и базируется на следующих основных компонентах:

условиях жизни - объективной, не зависящей от самого человека стороне его жизни (природная, социальная среда и др.);

образе жизни - субъективной, создаваемой самим человеком стороне жизни (общественная, трудовая, физическая, интеллектуальная активность);

удовлетворенности условиями и образом жизни.

Применительно к медицине используется оценка качество жизни, связанного со здоровьем, как интегральная характеристика физического, психологического и социального состояния больного, основанная на его субъективном восприятии действительности.

Исследования качества жизни, связанного со здоровьем, позволяют изучить влияние заболевания и результатов его лечения на показатели качества жизни больного человека в целом.

Самый эффективный метод оценки качества жизни - социологический опрос населения путем получения стандартных ответов на стандартные вопросы. Для этого применяют различные опросники (анкеты), которые бывают общие, применяемые для оценки качества жизни населения в целом, и специальные, используемые для оценки качества жизни при конкретных заболеваниях. Причем задача медицинской сестры (фельдшера, акушерки) научиться под руководством

врача правильной организации заполнения этих анкет пациентами и интерпретация полученных данных.

При изучении качества жизни, связанного со здоровьем, необходимо учитывать то обстоятельство, что имеются значительные несоответствия между показателями качества жизни, оцененными самими пациентами и «сторонними наблюдателями», например родственниками, друзьями. В первом случае, когда родные и близкие излишне драматизируют ситуацию, срабатывает так называемый «синдром телохранителя». Во втором случае проявляется «синдром благодетеля», когда они завышают реальный уровень качества жизни у больного. Именно поэтому в большинстве случаев только сам пациент может определить, что хорошо, а что плохо в оценке своего состояния.

Распространенной ошибкой является отношение к качеству жизни, связанному со здоровьем, как к критерию оценки степени тяжести заболевания. Нельзя строить заключения о влиянии какого-либо метода лечения на качество жизни больного, основываясь на динамике клинических показателей. Важно помнить, что качество жизни отражает не тяжесть течения процесса, а то, как пациент воспринимает свое заболевание.

Таким образом, исследование качества жизни, связанного со здоровьем, оказывается достаточно эффективным инструментом оценки состояния больного, планирования его лечения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «здоровье», сформулированном в Уставе ВОЗ.

2. Перечислите показатели, которые принято использовать для оценки общественного здоровья.

3. Что такое фактор риска заболевания?

4. В какие группы объединяют факторы риска?

5. В каких направлениях ведется изучение народонаселения? Что изучает статика населения?

6. Что такое динамика населения? Какие виды движения населения выделяют в демографии?

7. Что такое рождаемость, как она рассчитывается? Какова динамика рождаемости в России?

8. Что такое коэффициент плодовитости, как он рассчитывается?

9. Как рассчитывается общий показатель смертности, в чем отличие смертности от летальности? Какова структура и динамика смертности в России?

10. Что такое естественный прирост (противоестественная убыль) населения, как он рассчитывается? Какая ситуация сложилась в России в конце прошлого - начале нынешнего века с естественным приростом населения?

11. Как ведется учет заболеваемости по данным обращаемости? Какие виды заболеваемости по этим данным обращаемости принято выделять в медицинской статистике?

12. Дайте определение понятия «первичная заболеваемость».

13. Дайте определение понятия «общая заболеваемость».

14. Какие показатели дополняют заболеваемость по данным обращаемости?

15. Что включает в себя исчерпанная (истинная) заболеваемость?

16. Какой документ используется во всех странах мира для изучения заболеваемости, аналитической обработки данных, проведения международных сравнений?

17. Что подразумевают под инвалидностью?

18. Сколько выделяют групп инвалидности? Охарактеризуйте каждую из них.

19. Какие виды стойкой потери трудоспособности принято выделять?

20. Дайте определения понятий «физическое здоровье», «гомео-стаз».

21. Какие существуют методы изучения физического здоровья?

22. Какие конституциональные типы физического здоровья принято выделять?

23. Дайте определение понятия «акселерация».

24. Перечислите существующие гипотезы акселерационных сдвигов. Какие проблемы перед медицинскими работниками ставит акселерация?

25. Что такое ретардация?

26. Дайте определение понятия «качество жизни».

27. Как проводится оценка качества жизни, какие бывают опросники?

Существенный вклад в формирование идеи качества жизни вносит медицина, которая в настоящее время все в большей степени ориентируется на интегральные, комплексные характеристики человека, связанные не только с объективными показателями его здоровья, но и с самооценкой и степенью удовлетворения своей жизнью.

Несмотря на то, что ЮК является системным явлением, охватывающим разные сто­роны человеческой жизни, нас интересуют в первую очередь медицинские аспекты этого понятия, все, что связано со здоровьем людей. Именно с этой целью в 1982 году Kaplan и Bush предложили термин «health-related quality of life» (качество жизни, связанное со здоро­вьем), что позволило выделить параметры, описывающие состояние здоровья, заботу о нем и качество медицинской помощи из общей концепции КЖ.

Основная цель любого врачебного вмешательства - улучшение качества жизни. Она реализуется в решении нескольких конкретных задач, как, например, облегчение боли, вос­становление двигательных функций и т. и. Пациенты нуждаются во врачебной помощи, медицинском внимании и заботе, поскольку они обеспокоены симптомами болезни, послед­ствиями травм и др. Врач отвечает на их потребности общением, постановкой диагноза, лечением, утешением, обучением. Эта деятельность направлена на улучшение качества жизни пациента.

Изучение влияния болезни на аспекты человеческой жизни всегда интересовали вра­чей. Известные отечественные клиницисты М.Я. Мудров, С. И. Боткин, И. И. Пирогов, Г. А. Захарьин и др. активно интересовались вопросами отношения пациентов к своей болезни. Нашему великому соотечественнику М.Я. Мудрову принадлежит крылатая фраза: «Лечить не болезнь, а больного», в полной мере отразившая гуманистическую направленность рос­сийских медицинских школ.

Впоследствии появился термин «внутренняя картина болезни», ввел его Р. А. Лурия в книге «Внутренняя картина болезни и ятрогении». К внутренней картине относятся все ощущения больного, включая болезненные, а также «общее самочувствие, самонаблюде­ние, его представления о своей болезни, о ее причинах - все то, что связано для больного с приходом к врачу, весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических пережи­ваний и травм». Р. А. Лурия выделял во внутренней картине болезни два уровня: «сенси­тивный» и «интеллектуальный». К первому уровню относится вся совокупность ощущений, являющихся результатом болезни, а ко второму - своеобразная надстройка над этими ощу­щениями, возникающая вследствие размышлений больного о своем физическом состоянии и представляющая психологическую реакцию на собственную болезнь.

Предпосылки к появлению критерия КЖ, интерес к проблеме ограничивающего влия­ния болезней на жизнь человека существовали и в зарубежной медицине. В XVI веке англий­ский философ Ф. Бэкон считал, что основной задачей медицины является достижение гар­моничного состояния человеческого организма, которое обеспечивало бы ему полноценную жизнь: «... Обязанность врача состоит целиком в том, чтобы уметь так настроить лиру чело­веческого тела и так играть на ней, чтобы она ни в коем случае не издавала негармоничных и неприятных для слуха созвучий».

При обследовании населения в Ирландии и Австралии в XIX веке изучалось не только распространение болезней, но и их влияние на профессиональную деятельность. Значи­тельное возрастание числа хронических заболеваний и увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения обусловили включение в анкеты, применявшиеся при длитель­ных обследованиях населения в Канаде, Финляндии и США, пунктов, отражающих ограни­
чение активности в повседневной жизни, и других показателей нарушения функций орга­низма.

Какие же причины способствовали появлению показателя КЖ в медицине XX века?

Существует определенная цикличность в развитии общества. За требованиями технического роста, развития производства и промышленности неизбежно происходит требование социально-психологической, морально-нравственной адаптации человека к изменившимся условиям внешней среды. Таким образом, доминирование теорий «обще­ственного» (блага, образования, прогресса, развития благосостояния и пр.) всегда сменяются теориями «индивидуального» (развития, адаптации, совершенствования личности).

Нетрудно проследить подобные тенденции и в медицине. На протяжении минувшего столетия преобладала биомедицинская модель здоровья и болезни. Стремительно развива­лись лабораторные и инструментальные методы диагностики, основанные на биохимиче­ском, генетическом и молекулярном уровнях. Постоянно совершенствовались методы лече­ния, становясь все более высокотехнологичными и дорогостоящими, создавались десятки новейших высокоэффективных лекарственных препаратов. До настоящего времени меди­цина была четко ориентирована на объективные критерии, именно по ним оценивалось здо­ровье.

При этом, основываясь только на объективных клинических и инструментальных дан­ных, врач перестает видеть самого больного. В то же время, он должен обращать внима­ние не только на физиологические аспекты лечения, но и на коррекцию психологического состояния, должен выделять систему социальных причин, обусловливающих заболевания, давать рекомендации по здоровому образу жизни, стилю поведения пациентов, ведь одна из важнейших функций врача - вернуть человека в общество, а не только возвратить его к здоровому состоянию.

Именно поэтому на смену биомедицинской модели здоровья и болезни приходит модель биопсихосоциальная (глобальная), в центре которой больной как личность, со сво­ими субъективными представлениями о заболевании, страхами и тревогами, собственными наблюдениями и опытом. Центром этой модели стало понятие «качество жизни».

Таким образом, на новом витке развития медицины критерий КЖ позволяет возродить на современном уровне старый принцип «лечить не болезнь, а больного». Проблема КЖ ориентирует исследователей на признание индивидуальной целостности каждого человека и выдвигает приоритет интересов и благ человека над интересами общества и науки.

Продолжительность жизни людей в XX веке в развитых странах существенно увели­чилась, что было достигнуто, в основном, за счет успешной борьбы с инфекционными забо­леваниями благодаря крупнейшим открытиям в микробиологии. В силу этого, на первый план выступили проблемы, связанные с распространением хронических неинфекционных заболеваний - болезней сердца, злокачественных новообразований, заболеваний суставов, сахарного диабета и др. Постоянно появляющиеся новые методы лечения могут лишь замед­лить прогрессирование заболевания, но не ликвидировать его. Поэтому актуальным стано­вится улучшение качества жизни таких пациентов.

В последние десятилетия XX века в медицинской этике все большее значение стало приобретать уважение моральной автономии и прав пациента, предоставление ему необхо­димой информации, возможности выбора и принятия решений, осуществления контроля за ходом лечения. Оценка КЖ является одним из методов оценки контроля лечения, основан­ным на самом важном для больного критерии - его субъективном мнении.

В конце XX века решения врачей относительно лечения стали анализироваться не только пациентами, но страховыми компаниями и другими субъектами. Политика прави­тельства, заключающаяся в усилении контроля над расходами на здравоохранение и в уве­личении прибыли от медицины, формирует переход от независимой рациональности к
формальной рациональности (ужесточении правил, норм и эффективности). Оценка КЖ зачастую является конечным критерием эффективности лечения, выбора препарата, успеш­ности реабилитационных мероприятий, что за рубежом обусловило включение этого поня­тия в программу обследования больных. Это, несомненно, согласуется с провозглашенной ВОЗ концепцией непрерывного совершенствования качества медицинской помощи.

Определяющие компоненты структуры качества жизни пациента - это условия и образ жизни пациента, а также удовлетворенность пациента условиями и образом жизни Условия жизни предполагают среду, в которой живет пациент, уровень его здоровья, материаль­ное обеспечение, возможность удовлетворения потребностей в со­ответствии с культурой и системой ценностей, свойственных ему. Образ жизни пациента характеризуется наличием или отсутствием стойкой положительной мотивации на сохранение здоровья и навыков здорового образа жизни. Но важнейшим показателем качес­тва служит степень удовлетворенности самого пациента. Критерием оценки качества сестринской помощи может быть такой специфический показатель, как качество жизни пациента, связанное со здоровьем.

Общеизвестно, что любое заболевание в той или иной мере ведет к ухудшению качества жизни пациента: снижению двигательной активности, изменению характера питания, необходимости вы­полнения врачебных назначений, сужению круга общения, нарушению общественных связей. Все перечисленные изменения, по сути, адаптация к изменившимся в связи с заболеванием условиями жизни человека (лечебно-охранительному режиму и режиму диетического питания, дополнительным исследованиям и лекарственной терапии). От деятельности в данной ситуации во многом зависит степень адаптации пациента к изменившимся условиям, сохранение максимально возможных для него самостоятельности и активности.

Уровень качества жизни пациента прямо пропорционален удовлетворенности пациента условиями и образом жизни, оцениваемыми в ходе анкетирования пациентов и их родственников. В настоящее время широко применяют несколько типов анкет: веерный, закрытый, открытый, смешанный. Веерный тип предполагает один ответ из представленного заранее ряда ответов; закрытый - ответы «да», «нет», «не знаю»; открытый - произвольную форму ответа. При смешанном типе анкеты ряд ответов дополнен ответом «другое», где респондент может в произвольной форме выразить свое мнение. При разработке анкеты необходимо помнить, с какой целью проводят анкетирование, и обязательно включать вопросы, содержащие информацию относительно физического, психологического и духовного самочувствия. Наиболее эффективный, на взгляд авторов, смешанный тип анкетирования. Процесс разработки анкеты включает еще два очень важных момента: определение формы и содержания обращения к потребителю сестринских услуг и разработку формы анкеты. Уважительное обращение к потребителю сестринских услуг, доступное изложение целей анкетирования порождают доверие пациентов и повышают объективность их ответов.

Кроме анкетирования, обратную связь с потребителями сестринских услуг можно осуществлять с помощью интервьюирования пациентов и их родственников, организации дискуссий, например, с пациентами, страдающими конкретным хроничес­ким заболеванием, или пациентами определенной возрастной группы.

Год выпуска: 2007

Жанр: Здравоохранение

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: Традиционно критериями эффективности лечения в клинических исследованиях являются физикальные данные и лабораторные показатели. Так, эффективность лечения анемии оценивают по уровню гемоглобина или по количеству необходимых трансфузий, а СПИДа и рака - по ответу на лечение и выживаемости. Несмотря на то, что стандартные медико-биологические параметры часто являются основными критериями эффективности лечения в клинических исследованиях, они не отражают самочувствия больного и его функционирования в повседневной жизни. При определенных заболеваниях оценка пациентом своего состояния является самым важным показателем здоровья .
Иногда клиницисты и исследователи считают, что определенные изменения в терапии или в медико-биологических параметрах свидетельствуют об улучшении качества жизни больного. Несмотря на то, что во многих случаях это утверждение справедливо, в ряде клинических ситуаций при оценке качества жизни больного результаты оказываются неожиданными. Одним из классических примеров является исследование, проведенное Sugarbaker и его коллегами, по сравнению двух подходов к лечению сарком мягких тканей . Первый подход заключался в проведении операции с сохранением конечности и последующей лучевой терапией, а второй - в ампутации конечности. Гипотеза состояла в том, что «сохранение конечности в отличие от ампутации приводит к улучшению качества жизни больного». В результате исследования качества жизни было показано, что у пациентов, которым была проведена операция с сохранением конечности и последующей лучевой терапией, имело место снижение двигательной и сексуальной активности. Эти данные были подтверждены при оценке функционирования опорно-двигательного аппарата и эндокринной системы другими методами. Результаты этого исследования привели к разработке новых режимов лучевой терапии и программ реабилитации, изменивших стратегию лечения сарком мягких тканей . Таким образом, несмотря на то, что врачебная интуиция редко подводит опытных специалистов, предположение о том, что качество жизни улучшилось, следует подкреплять данными исследований.
Существуют различные определения качества жизни. Тем не менее, общепризнанно, что качество жизни является многомерным понятием и отражает влияние заболевания и лечения на благополучие больного. Качество жизни больного характеризует, каким образом физическое, эмоциональное и социальное благополучие больного изменяется под влиянием заболевания или его лечения . В некоторых случаях это понятие включает также экономические и духовные аспекты функционирования больного.
В настоящее время качество жизни больного является важным, а в ряде случаев основным, критерием определения эффективности лечения в клинических исследованиях. В этой связи серьезное внимание следует уделять методам его оценки и анализа. Методология исследования качества жизни должна пройти научную экспертизу и быть общепризнанной. Действительно, в связи с тем, что оценка качества жизни проводится самим больным, требования к методологии должны быть строже, чем к клиническим данным. Жесткие требования необходимо предъявлять и к специалистам, проводящим исследование качества жизни, и к образовательным материалам, посвященным различным аспектам изучения качества жизни. Уместно отметить роль таких международных организаций, как Международное общество исследования качества жизни (International Society for Quality of Life Research -ISOQOL), которые способствуют формированию у специалистов знаний и единых подходов в области исследования качества жизни.
Моя первая встреча с авторами настоящего руководства состоялась на одной из конференций ISOQOL. Эта встреча стала началом нашего сотрудничества, которое продолжается и по сей день. Авторы настоящей книги в течение ряда лет занимаются методологическими аспектами исследования качества жизни и имеют большой опыт изучения качества жизни в различных разделах медицины. В настоящем руководстве проанализированы все аспекты изучения качества жизни и изложены современные концептуальные и методологические вопросы исследования качества жизни. Книга «Руководство по исследованию качества жизни в медицине» может оказаться сложной для начинающих в области исследования качества жизни, однако этот труд является исключительно важным и полезным для серьезных исследователей этого направления. Выход в свет такого всеобъемлющего руководства на русском языке расширит границы применения общепринятой методологии исследования качества жизни и будет способствовать увеличению количества исследований в этой области, выполненных в соответствии с международными стандартами.

«Руководство по исследованию качества жизни в медицине»


Исследование качества жизни: клинические исследования, клиническая практика
Определение понятия «качество жизни»
Составляющие концепции качества жизни
Основные направления исследования качества жизни в медицине

Влияние лечения на параметры качества жизни больного

Прогностическое значение параметров качества жизни
Качество жизни как критерий ремиссии и выздоровления
Индивидуальный мониторинг показателей качества жизни
Методология исследования качества жизни
Основы методологии исследования качества жизни

  1. Разработка протокола исследования
  2. Выбор инструмента исследования
  3. Культурная и языковая адаптация опросника
  4. Валидация опросника
  5. Обследование больных
  6. Этические и психологические аспекты сбора данных
  7. Формирование базы данных
  8. Шкалирование данных опросника
  9. Статистическая обработка данных
  10. Анализ и интерпретация результатов исследования качества жизни
Принципы построения протокола исследования качества жизни
Языковая и культурная адаптация опросника оценки качества жизни
  1. Структура и алгоритм адаптации
  2. Этапы языковой и культурной адаптации
  3. Возможные ошибки при проведении адаптации
Психометрические свойства опросника оценки качества жизни
  1. Надежность
  2. Валидность
  3. Чувствительность
Валидация опросника оценки качества жизни
  1. Протокол валидации опросника GSRS
  2. Этапы валидации опросника GSRS
  3. Результаты валидации опросника GSRS
Статистический анализ в исследовании качества жизни
  1. Понятие случайного и произвольного выбора. Рандомизация. Статистические критерии
  2. Особенности статистического анализа при исследовании качества жизни
  3. Шкалирование данных опросника
  4. Анализ лонгитюдных исследований качества жизни
  5. Анализ пропущенных данных
Статистически значимые отличия показателей качества жизни
  1. Этапы проверки статистических гипотез
  2. Ошибки при статистической обработке результатов исследования
Клинически значимые различия при изучении качества жизни больных
  1. Методологические подходы к оценке клинически значимых различий
  2. Определение клинически значимых различий
Популяционное исследование качества жизни
  1. Методология популяционного исследования качества жизни
  2. Составляющие протокола популяционного исследования качества жизни
  3. Статистические методы анализа данных популяционного исследования качества жизни
Популяционное исследование качества жизни населения Санкт-Петербурга
Описание выборки
Качество данных и психометрические свойства опросника
Показатели качества жизни населения Санкт-Петербурга
Исследование качества жизни в кардиологии
Инструменты оценки качества жизни в кардиологии
Возможности метода исследования качества жизни в кардиологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни и фармакоэкономический анализ
Исследование качества жизни в пульмонологии
Инструменты оценки качества жизни в пульмонологии
Применение исследования качества жизни в пульмонологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни как критерий эффективности лекарственных препаратов
  3. Качество жизни при оценке эффективности хирургических вмешательств
  4. Качество жизни как основа реабилитационных программ
Исследование качества жизни в гастроэнтерологии
Инструменты оценки качества жизни в гастроэнтерологии
Возможности метода исследования качества жизни в гастроэнтерологии
  1. Влияние заболевания на физическое, психологическое и социальное функционирование больного
  2. Качество жизни как критерий эффективности лечения
  3. Прогностическая значимость показателей качества жизни
Исследование качества жизни в ревматологии
Методологические аспекты исследования качества жизни в ревматологии
Возможности метода оценки качества жизни в ревматологии
  1. Оценка влияния заболевания на качество жизни больных ревматоидным артритом
  2. Оценка влияния лечения на качество жизни больных ревматоидным артритом
  3. Оценка эффективности лекарственного препарата
Исследование качества жизни в неврологии
Инструменты оценки качества жизни в неврологии
Возможности метода исследования качества жизни в неврологии
  1. Определение влияния заболевания на физическое, психологическое и социальное состояние больного
  2. Качество жизни и экспертиза новых лекарственных препаратов
  3. Качество жизни как прогностический фактор прогрессирования заболевания
  4. Качество жизни как ориентир в разработке реабилитационных программ
  5. Качество жизни в фармакоэкономических расчетах
Исследование качества жизни в онкологии
Инструменты оценки качества жизни в онкологии
Возможности метода исследования качества жизни в онкологии
  1. Качество жизни как критерий эффективности лечения
  2. Качество жизни как критерий определения эффективности новых лекарственных препаратов
  3. Качество жизни как прогностический фактор
  4. Качество жизни как показатель эффективности реабилитационных программ
  5. Качество жизни как критерий эффективности симптоматической терапии и паллиативной помощи
  6. Качество жизни как компонент фармакоэкономических расчетов
  7. Качество жизни как показатель индивидуального мониторинга
Исследование качества жизни в трансплантологии
Методологические аспекты исследования качества жизни при проведении миелотрансплантации
Возможности метода исследования качества жизни при трансплантации костного мозга
Исследование качества жизни у больных рассеянным склерозом после аутологичной трансплантации стволовых кроветворных клеток
Исследование качества жизни в педиатрии
Концепция исследования качества жизни в педиатрии
Особенности методологии исследования качества жизни у детей
Возможности метода оценки качества жизни в педиатрии
Исследование качества жизни в паллиативной медицине
Возможности метода исследования качества жизни в паллиативной медицине
  1. Качество жизни как критерий оценки эффективности лечения
  2. Качество жизни в клинической практике
  3. Качество жизни как прогностический фактор
  4. Программы психологической и социальной поддержки, улучшающие качество жизни больного
Инструменты для оценки качества жизни в паллиативной медицине
Инструменты для оценки симптомов
  1. Оценка болевого синдрома
  2. Оценка слабости
  3. Оценка основных симптомов
Фармакоэкономика и качество жизни
Способы фармакоэкономического анализа
Анализ «стоимость-эффективность»
Год жизни, прожитый качественно (QALY)
Способы расчета QALY
Анализ Q-TWiST
Представление результатов анализа «стоимость-эффективность»
Применение анализа «стоимость-эффективность» в медицине
Качество жизни - квинтэссенция новой парадигмы в клинической медицине
Стратегия лечения
Парадигма принятия решения в онкологии
  1. Первый этап - определение цели лечения больного
  2. Второй этап - определение метода лечения больного
  3. Третий этап - индентификация критериев оценки эффективности избранного метода лечения
Парадигма терапии и паллиативной помощи в онкологии
Парадигма терапии и паллиативной помощи в клинической медицине
Список литературы