Проблемы этногенеза древних славян кратко. Восточные славяне в древности: этногенез восточных славян

Этногенез восточных славян – это длительный процесс их появления и последующего развития, который привел к какому-то конечному состоянию (например, к образованию государства). Дословно слово «этногенез» переводится как «рождение народа». Однако в его рамках рассматривается и дальнейшая судьба вновь появившегося народа.

Этногенез восточных славян имеет очень богатую историю, которой не многие народы могут похвастаться. Поэтому мы только поверхностно коснемся и кратко рассмотрим этногенез восточных славян.

Как известно, из восточных славян вышли русские, украинцы и белорусы. Это самая многочисленная ветвь. Именно поэтому столько внимания сегодня уделяется проблеме этногенеза восточных славян. Тем более, что не сохранилось достоверных и полных источников по этому вопросу. Кстати, восточных славян (или их предков) называют антами.

Этногенез древних восточных славян берет свое начало в первом тысячелетии до нашей эры. Если быть точнее, то окончательно восточная ветвь отделилась от общности славян в четвертом веке. Именно тогда стали самостоятельными и восточные, и западные славяне. Уже в начале новой эры восточнославянские племена начали распространяться на земли Дуная и Днепра, Балканы, вплоть до Малой Азии.

Этногенез у восточных славян происходил в тесных связях с другими народами. А это, в свою очередь, сильно повлияло на их культуру, быт и становление. Считается, что вся совокупность восточных славян – это смесь истинных потомков праславян с другими восточноевропейскими народами. Соседствовали со славянами готы (они были противниками), авары (также стремившиеся поработить славян), хазары (наложившие дань на славян), печенеги и половцы. Все эти народы лишь мешали укреплению положения восточных славян. Но, возможно, благодаря им закалился характер последних.

Восточные славяне в древности жили так называемыми общинами. А из них уже формировались племена. Но с течением времени эти родовые общины потеряли свою актуальность. Им на смену пришли соседские общины, а вместе с ними – частная собственность. Следующей ступенью стало объединение славянских племен под властью князя (пятый-шестой века). И это можно рассматривать неоднозначно. Казалось бы, это приводило к организации и укреплению племени. Но, с другой стороны, князья начинали нападать на другие племена. А это сеяло раздробленность в зачатках государства.

Этногенез и расселение восточных славян зафиксированы в знаменитой летописи «Повесть временных лет». Нестор описывает несколько племен, заселявших разные территории (например, поляне – Киев, ильменские славяне – близ одноименного озера и так далее). Интересно, откуда пошли такие названия.

  • Во-первых, от места проживания.
  • Во-вторых, от имен предков (радимичи, кривичи).
  • В-третьих, от жизненного уклада этой группы славян.

Однако правильнее говорить не племена, а племенные союзы. Это такие объединения, которые подвели восточных славян к образованию государственности. То есть эти союзы были прикреплены к своей определенной территории и существовали в седьмом-восьмом веках новой эры. И это было принципиально новой ступенью в истории восточных славян. Всего существовало тринадцать племенных союзов.

Следующим этапом этногенеза восточных славян стало образование Древнерусского государства. Это произошло в девятом-десятом веке. Тогда же на Русь пришло христианство. Тогда же перестал существовать племенной строй. Тогда же сформировалась культура и идеология славянского государства.

Теории этногенеза восточных славян

Теории являются предположениями о том, как же происходило их становление и формирование. Вот основные из них:

  1. Аутохтонная. Подразумевает, что восточные славяне изначально появились близ Днепра, а не пришли сюда с других территорий.
  2. Миграционная. Гласит о том, что выделившаяся восточная ветвь мигрировала во время Великого переселения.
  3. Сочетание обеих теорий. То есть миграция имела место быть, но большинство славян все же оставались на месте.

К единому мнению ученые и историки так и не пришли.

В заключение

Таким образом, этногенез и этническая история восточных славян – важная часть истории славянских народов. Хоть мы и не имеем много источников на этот счет, но в целом представление о формировании восточнославянского направления и последующего образования государства у нас есть. Но, даже коротко рассмотрев проблемы этногенеза восточных славян, мы прикоснулись к зарождению и развитию их народов.

Почему мы подняли этот вопрос, эту проблему? Во-первых, восточные славяне – это наши непосредственные предки. А во-вторых, в последнее время в мире стали забывать о родстве народов и государств. А ведь несколько сотен лет назад и украинцы, и русские, и белорусы были сплоченным, единым и могучим народом. Народом, который сумел выстоять, который поднялся и создал государственность. И об этом, наверное, не стоит забывать.

Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления и эволюции восточнославянской государственности.


Содежание:

1.Введение.

2.Особенности славянского расселения.

3. Споры о происхождении Русской княжеской династии.

4. Образование Древнерусского государства.

5. Список используемой литературы:

1.Введение

Россия в своих основных чертах сформировалась в рамках Мос­ковского государства. Однако она имеет глубокие исторические корни из славянской цивилизации, в Древней Руси.

Образование древнерусского государства - одна из наиболее важ­ных и сложных научных проблем отечественной истории. Исследова­телями разработаны различные концепции его природы и генезиса. I (о похоже, что вопрос «Откуда есть пошла русская земля?», постав­ленный древнерусским летописцем Нестором, оказался одним из веч­ных вопросов нашей истории.

Проблема происхождения Древней Руси связана в первую очередь с вопросом происхождения народа, ее создавшего. Сегодня она оста­ется одной из самых дискуссионных в отечественной историографии, (охраняет свою актуальность и приобретает политическую окраску в условиях роста национального самосознания русского, украинского, белорусского и других народов, населяющих пространства Руси-Рос­сии-бывшего СССР.

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового един­ства. Анализ лексики древнеславянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянскую языко­вую общность, занимавшую территорию к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами.

В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделя­ется праславянская группировка. Во II-IV вв. ее соседями являются два крупных межэтнических объединения, возглавляемых на юге го­тами и на западе вандалами. Известный петербургский ученый Г.С. Лебедев утверждает, что в составе или в контакте с этими обра­зованиями праславяне прошли важный этап этнической консолида­ции: к IV в. относятся первые известия о политической активности венедов и антов".

Нам представляется уместным остановиться здесь на наименова­нии славян в те далекие времена. Ведь само наличие названия служит определенным свидетельством возникновения этнического самосо­знания, без которого невозможно существование этнической общнос­ти. Название «славяне» появится лишь в VI в. Античные авторы упо­минали славян под именем венедов, готские хронисты называли их антами (некоторые авторы полагают, что антами славян называли степняки), византийцы - склавинами. По мнению И.М. Дьяконова, к IV-V вв. праславяне разделились на три группы: венеды - на западе, склавины - на юге, анты - на востоке

Великое переселение народов, проходившее с IV по VII в., сущест­венно изменило этническую картину мира. Магистральным путем для движения этносов с востока на запад стало Северное Причерноморье. Кочевые племена волна за волной накрывали Восточную и Среднюю Европу. Гунны в IV-V вв. разгромили державу готов, тогда готы, гепиды, вандалы и др., теснимые степняками, двинулись на запад и юго-запад, «взламывая границы Римской империи» (Г.С. Лебедев).

В образовавшуюся географическую нишу и устремились прасла­вяне, в ходе мощной экспансии заселившие огромные пространства. Начиная с V-VI вв. они фиксируются (и археологически, и письмен­ными источниками) на территории от южного побережья Балтийско­го моря на севере до Дуная на юге, от Вислы и Одера на западе до среднего Днепра и Дона на востоке. Они дошли до верховьев Волги, до Адриатики, проникли на Пелопоннес и в Малую Азию.

Период древнеславянского единства заканчивается в последней четверти I тыс., когда славянская общность распадается на три ветви: восточную, западную и южную. «Таким образом, в отличие от своих арийских собратьев, например романцев и германцев, славяне сравнительно поздно выходят на поприще мировой истории. Подобное за­паздывание способствовало длительному сохранению близости языка, духовной и материальной культуры, основных черт общественного устройства славянских народов»

Самостоятельная история восточных славян начинается в VIII- IX вв. К этому времени восточнославянские племена полян, древлян, волынян и дреговичей занимают лесостепь и леса днепровского пра­вобережья, тиверцы и уличи - Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобе­режье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья [непра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене - территорию к северу от Ладожского озера почти до озера Белого, бе­рета Чудского озера и Ильмень-озера.

2.Особенности славянского расселения:

Освоение громадной территории Восточной Европы;

Удаленность от основных очагов цивилизации;

Соприкосновение с этносами, находившимися на более низкой ступени развития;

Сохранение в местах своего обитания местного населения, в пер­вую очередь угро-финских племен;

Перманентный характер славянской колонизации;

Ассимиляция части угро-финских и балтских племен.

В ходе расселения славян на территории Восточной Европы за­кладывались предпосылки для формирования древнерусской народ­ности. Особенности расселения влияли на становление государствен­ности, характер социально-экономического и политического строя.

Реки Восточной Европы, по берегам которых селились восточные славяне, стали связующей нитью между "Европой и Азией, севером и югом Европы. Уже с VIII в. великий волжский путь связывал восточных славян с племенами Среднего Поволжья и дальше через Каспийскоеморе - со странами Востока. Днепровский путь вел в Византию.

А к концу IX в. как волжский, так и днепровский путь «из варяг в греки» продолжились на север вплоть до Прибалтики, превратившись тем самым в торговые пути общеевропейского значения.

Становление восточнославянской государственности происходило в постоянных столкновениях с восточными и юго-восточными кочев­никами и полукочевниками, в первую очередь с Булгарией и Хазар­ским каганатом.

В VI в. в евразийских степях началась смена языков по мере того, как с исторической сцены уходили ираноязычные скифы, сарматы, саки, а принадлежавшие им ранее территории оказывались под влас­тью тюркоязычных народов. В VI в. тюркоязычные авары (обры, по русской летописи) создали в южнорусских степях Аварский каганат, объединивший кочевые племена. Он был разбит франками в VIII в. Великие авары-обры исчезли без следа. А в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен тюркской лингвистической группы, называемый Болгарским царством. В результате его распада часть племен под предводительством хана Аспаруха откочевала на Дунай, где была ассимилирована жившими там южными славянами, взявшими себе имя воинов Аспаруха, т.е. болгар. Другая часть болгар-тюрок осела в среднем течении Волги, где образовала государство Волжская Болгария (Булгария). С середины VII в. она соседствовала с исключительно сложным и в чем-то таинственным историческим феноменом - Хазарским каганатом. История появления его такова.

С середины VI до середины VIII в. крупнейшим политическим об­разованием на Востоке был Тюркский каганат. Центром его первона­чально был союз алтайских племен, принявших название «тюрк», ставшее этнонимом для народов, говоривших на родственных языках. Затем каганат распался на Восточный и Западный. Первый находился между Сырдарьей и Маньчжурией, второй простирался от Алтая до степей Причерноморья. Его преемником и стал Хазарский каганат, занимавший Нижнее Поволжье, степи Северного Кавказа, Причерно­морья и частично Крым. Превратившись в VIII в. в крупнейшее по­литическое образование, каганат стал соперничать с Византией и Арабским халифатом в борьбе за Кавказ, Причерноморье и славян­ские земли. Хазары сумели создать яркую культуру, вобравшую в себя традиции многих племен и народов, населявших территорию от Китая до Византии. Города Итиль, Саркел, Семендер были важными цент­рами европейской торговли. Хазарская торговля оживила древние пути из Причерноморья в Византию и расширила общение с азиат­ским миром.

Духовную основу государства составляло язычество, но постепен­но под влиянием Византии здесь начинает распространяться христи­анство, а под давлением Арабского халифата - мусульманство. Пере­селившиеся сюда в VII в. евреи (по одним источникам, они пришли из Византии, по другим - с арабского Востока) принесли с собой иудаизм. Он был провозглашен официальной религией каганата, хотя и распространился только среди верхушки общества. В целом в государстве сохранялась веротерпимость.

История противостояния Руси и Хазарского каганата - сложная, многозначная, не во всем понятная. Роль хазар в истории Руси при­нято было оценивать негативно: они совершали набеги на славянские земли и заставляли славян платить им дань. Действительно, с IX в. и до середины 60-х гг. X в. между Русью и каганатом шла постоянная и острейшая борьба. Но оценки этих событий современными специалистами различаются. Обобщая их, выделим следующие.

Сторонники первой точки зрения считают, что хазары «разбойни­чали по закону», т.е. обложили славянские племена небольшой данью. В то же время существование на востоке стабильного политического объединения гарантировало славянские земли от недавних катастроф, когда невесть откуда появившаяся дикая орда могла в течение одного

дняя спалить, разорить, уничтожить все созданное и накопленное в течениедесятилетий 1 .

Исследователь В.Я. Петрухин отмечает, что «хазарское иго способствовало расцвету славянской культуры в Среднем Поднепровье, т.к. славяне были избавлены от набегов степняков» 2 . Более того, новое государственное образование восточных славян, по его мнению, вызревало в тени более сильного соседа. Как только сосед начал проявлять признаки слабости, славяне стали освобождаться от зависимости каганата.

Проблема этногенеза восточных славян.

Античное население в эпоху «Великого переселения народов».

Согласно Геродоту древнейшим населением Северного Причерноморья были КИММЕРИЙЦЫ. Среди ученых нет единого мнения, что они представляли в этническом плане. Известно, что киммерийцы пришли в Азию в VIII в. до н.э.

Исход киммерийцев не был связан с походами СКИФОВ в Закавказье, Египет и Сирию в VII в. до н.э. Скифы пришли в Северное Причерноморье с востока из-за Дона. В результате здесь сложился мощный племенной союз. С точки зрения Геродота не все скифы были кочевниками, некоторая часть из них занималась земледелием. Скифы занимали территорию между Дунаем и Доном, их столицей стал г.Никополь в Крыму.

Под натиском ираноязычных кочевников СОРМАТОВ, пришедших из-за Дона и Волги, пало скифское царство, которое просуществовало до III в. н.э. Сорматы занимали степи от Табола до Дуная.

В эпоху «Великого переселения народов» (IV-VII вв.) этническая карта Европы существенно изменяется. Северное Причерноморье превращается в магистральный путь для движения этносов (исторически сложившихся этнических общностей – племен, народностей) с Востока на Запад.

На смену сарматам в III в. н.э. в причерноморские степи приходят ГОТЫ, в сер. IV–V вв. – ГУННЫ, а в VI в. – АВАРЫ. В 30-е годы VII в. в результате распада Аварского каганата в Приазовье образовался сильный протоболгарский союз племен. Булгарский союз стал играть главную роль на Северном Кавказе, а область обитания БУЛГАР называлась Великая Булгария.

В течение первой половины VII в. происходила борьба за гегемонию между булгарами и хазарами. В отличие от булгар, которые передали свое название славянскому населению древней Фракии (нынешняя Болгария) и тем самым сохранили свое имя до наших дней, хазары исчезли с карты мира много веков назад. В X в. Хазария была значительно ослабленной, главным врагом которой стала Русь, разгромившая Хазарский каганат.

Природной колыбелью восточнославянских народов и российской государственности была Восточно-Европейская равнина. Здесь складываются этнические и государственные границы в связи с военно-политическими конфликтами и колонизационными процессами. К середине I в.н.э. в лесной, лесостепной и степной полосе Евразии уже сложились устойчивые хозяйственно-культурные комплексы, и активно развивается процесс ЭТНОГЕНЕЗА (происхождения).

К VI-VII вв. завершается этап выделения восточных славян из общего праславянского единства, которые занимали территорию от Ладожского озера до лесостепи среднего Приднепровья. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы. Это обстоятельство можно объяснить различиями по антропологическому типу.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I в.н.э.

О чем свидетельствуют Греко-римские и византийские писатели Прокопий Кесарийский (VI в.), Маврикий Стратег (кон. VI в.) и др. Славян называли ВЕНЕДАМИ, АНТАМИ, СКЛАВИНАМИ, РОСАМИ.

В VI в.н.э. в жизни славян сложились три новых явления:

· благодаря развитию производительных сил родовой строй у восточных славян достиг наивысшего расцвета и породил такие противоречия, которые привели к формированию классовых отношений;

· для усилившихся племенных дружин открылась в результате «Великого переселения народов» возможность осуществлять далекие военные походы и переселяться в них;

· обилие в степях воинственных и плохо управляемых кочевых орд представляло постоянную опасность для жизни славян.

Взаимодействие этих трех явлений привело к консолидации славянских племен и образованию крупных союзов. Примерно из 150 славянских племен сложилось 15 славянских союзов: северяне, поляне, древляне, вятичи, хорваты и др. Названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения.

В дальнейшем на основе союзов славянских племен образовались три крупных союза союзов – Славия (Великий Новгород), Артания (Рязань) и Куяба (Киев).

Складывание союзов славянских племен подводило общество к образованию классов и государственности. Необходима была надежная форма хозяйства, которая стала бы основой славянского общества.

В VII-VIII вв. в славянских землях начинает складываться такое хозяйство. Это процесс выражался в следующем:

· развивалось ремесло, и повышался качественный уровень обработки железа;

· совершенствовалось земледелие;

· происходило изменение в самом родовом строе. Выделяется соседская территориальная община.

Одновременно с соседской общиной племенная знать превращается в феодалов, силой утверждая свое «право» на землю и заставляет крестьян-общинников отдавать часть своего урожая. Схематично процесс распада родовых отношений у славян был следующим:

СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА
Дружинники

В VI-VII вв.н.э. у восточнославянского родоплеменного строя, называвшегося военной демократией, начинается переход к феодализму. Высшим органом власти у славян продолжало оставаться народное вече, которое обеспечивало политическое и экономическое равенство всех членов племени. Постепенно значение его падало. Разложение родовых общин и разрушение старых племенных структур вело к усилению племенных старейшин, глав родов, патриархальных семей.

В период многочисленных войн возрастает роль военачальника – князя, который одновременно являлся высшим лицом исполнительной власти племенного управления. Первоначально князь выбирался на вече, там же избирались предводители племенного войска – воеводы. Усиление значения князя в условиях постоянных войн привело к тому, что его власть становится наследственной. Рост прибавочного продукта у племен позволял содержать людей, основным занятием которых было военное дело.



Вокруг племенных князей начинают формироваться дружины, которые создавались из представителей родоплеменной знати и незнатных людей, обладавших личной храбростью. Дружина не была подотчетна народному собранию. Она была предана только лично князю.

В VII-IX вв. формируются военно-дружинные корпорации, в которых сосредоточивается вся полнота власти. Они создают систему эксплуатации свободного земледельческого населения. Объявив себя собственниками земель племени или племенного союза, они существуют уже не за счет добровольных приношений соплеменников, а за счет обложения их данью – налогом. Получаемый доход распределяется между членами военно-дружинных корпораций и становится основным средством существования знати.

Глубокие политические и социально-экономические предпосылки привели к образованию государства у восточных славян в форме раннефеодальной монархии. Центром Древнерусского государства стал г. Киев.

Структура власти древнерусской раннефеодальной монархии в IX – XII вв. следующая:

МЕСТНАЯ ДРУЖИНА
ПОГОСТЫ, СТАНОВИЩА, ВОЛОСТИ

В отличие от Киева в Великом Новгороде сложился другой политический строй, так называемый вечевой.

ОБЩЕГОРОДСКОЕ ВЕЧЕ

Кончанские вечевые сходы

Совет господ

300 «золотых поясов»

Посадник Архиепископ Тысяцкий Князь

Вопрос о происхождении древнерусского государства связан с формированием древнерусской народности. Большинство дореволюционных историков связывало происхождение русского государства с вопросами этнического становления народа «русь». Русь представляла собой обширное государство, объединявшее уже половину восточнославянских племен. Превращавшийся в феодальное государство русский племенной союз подчинял себе соседние славянские племена и снаряжал далекие походы. В литературе встречаются сведения о русах, живших на берегу Черного моря, участвовавших в походах на Константинополь и о крещении части руссов в 60-е гг. IX в.

В XVIII в. в годы правления Анны Иоанновны была разработана немецкими ученым Байером, Миллером и Шлецером так называемая НОРМАНСКАЯ ТЕОРИЯ по проблеме происхождения государства у славян. Согласно их утверждения государственность восточным славянам принесли варяги. Авторы ссылаются на повесть временных лет Нестора, в начальной части которой говорится: «Откуда есть пошла Русская земля» и о призвании варяжских князей (конунгов) в Великий Новгород. Исторический факт призвания на Русь варяжских князей никто не отрицает. Но дело в том, что государство сложилось у славян задолго до появления варягов. Варяжский князь не обладал всей полнотой власти в Великом Новгороде. Новгородское вече поставило перед ним ряд условий, чтобы он в дела посадского не вмешивался, законов не издавал, суда не судил и грамот не выдавал, т.е. реальная власть в Новгородской боярской республике сохранялась за вечем. С точки зрения многих историков (Костомаров и др.) варяжский князь был наемником, главной задачей которого была защита Великого Новгорода от набегов кочевников и возглавление дружин в военных походах на Византию.

В основе возникновения государства лежит общественное разделение труда, появление частной собственности, классов и органов власти.

При всем многообразии точек зрения по проблеме происхождения и становления древнерусского государства является очевидным то, что Русское государство сложилось независимо от варягов. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Под властью киевского князя находился ряд славянских племенных союзов Среднего Поднепровья, несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы. Центром объединения стало племя полян, которое во второй половине IX в. было наиболее сильным в экономическом отношении.

2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

Образование русского раннефеодального государства было закономерным явлением. При определении причин возникновения Древнерусского государства необходимо учитывать как интересы киевских феодалов, так и интересы феодалов тех земель, которые подпали под верховную власть киевского князя. Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Верховным правителем в государстве был великий князь, который в своей деятельности опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзерено-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (в XI-XII вв.) привело к появлению нового органа власти – ФЕОДАЛЬНОГО СЪЕЗДА («снема»), на которых решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местные управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая зародилась в недрах дружинной организации, а затем превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему КОРМЛЕНИЙ (сборы с местного населения).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община – ВЕРВЬ.

Вторая половина IX в. в истории Древней Руси характеризуется дальнейшим расширением границ государства. В это время киевские феодалы установили свое господство в северных землях Руси и в Новгородской земле.

В политическом развитии Руси до конца XI в. можно выделить четыре этапа:

I-й – от политического возвышения Киева до подчинения под его власть в начале X в. Великого Новгорода. Это время характеризуется возникновением противоречий между киевскими феодалами и феодалами подвластных им земель.

II-й – (913 до 972 гг.) – нарастание и обострение противоречий, возникших еще на первом этапе.

III-й – (972 до 1015 гг.) – время напряженной борьбы киевских феодалов за сохранение единства раннефеодального Древнерусского государства против сепаратистских устремлений феодалов подвластных Киеву земель.

IV-й – (1015 до 1097 гг.) – время перехода к феодальной раздробленности Руси, обусловленной всем ходом социально-экономического развития Древнерусского государства в X-XI вв.

Сложившееся древнерусское государство нуждалось в юридическом оформлении институтов власти, форм собственности и регулировании отношений между различными социальными слоями общества. В годы правления Ярослава Мудрого в 1016 г. был составлен первый свод законов Древней Руси, вошедший в историю под названием «Русской Правды», который сыграл огромную роль в становлении, развитии и укреплении российской государственности.

ДРЕВНЯЯ РУСЬ И КОЧЕВНИКИ.

Древнерусское государство, включив в свой состав отдельные неславянские этносы, оставалось по преимуществу славянским. Наряду с ним существовали различные народы иной этнической принадлежности, находившиеся на разных стадиях исторического развития.

Степные просторы Евразии на протяжении многих веков были населены кочевыми народами, сначала преимущественно иранцами, затем тюрками. Последние, придя в Европу из Азии, ассимилировали часть прежних обитателей степи, в основном иранцев и угров. Не менее мощным был и тюркский (более поздний) субстрат мадьярского этноса. Мадьярские (угорские) племена явились в Восточную Европу примерно в VIII в. под давлением с востока тюрок, а также под влиянием хазар, которые стали союзниками и покровителями венгров. Несколько десятилетий спустя в результате войны хазар с войсками князя Олега, союзниками которого стали печенеги, венгры были разбиты и вынуждены были отойти к Карпатам.

Место угров в южных степях заняли печенеги. То были тюрки, принадлежавшие к так называемой огузской группе племен, родственной по языку нынешним туркменам. Печенежская орда не была единой. В середине X в. существовало 8 печенежских объединений. Четыре из них находились по левую сторону Днепра, четыре – по правую. На востоке печенеги граничили с хазарскими владениями (на Дону), на севере – с Русью, на юге – с крымскими владениями Византии, под контролем которых находилось все нижнее течение Днепра, т.е. «путь из варяг в греки». Печенеги были иногда союзниками руссов, а порой и врагами. В частности первые столкновения Руси с печенегами летописи датируют 915 г.

Первоначально печенеги оставались врагами хазар, но в связи с усилением Руси и подстрекательства греков они все чаще становились главными противниками руссов на юге. В 1036 г. сын Владимира Ярослав с новгородским войском разгромил печенегов под Киевом. В 80-е г. XI в. печенеги были истреблены византийцами.

Сложные взаимоотношения Древней Руси были с половцами (кыпчаки). Впервые половецкие орды нанесли страшное поражение трем сыновьям Ярослава Мудрого на реке Альте (недалеко от Переславля Южного)

в 1068 г. Затем последовал ряд русско-половецких конфликтов неудачных для Руси.

Только в результате титанических усилий Владимиру Мономаху удалось сплотить русских князей и нанести половцам ряд тяжелых поражений. После смерти Владимира Мономаха конфликты с половцами приобрели острый характер. Имели место успешные походы против половцев русских дружин, но наряду с ними – и тяжелые поражения (знаменитый поход Игоря Святославича).

Длительное соседство половцев с Древней Русью приводило не только к войнам. Русские князья и половецкие ханы роднились друг с другом, происходила постоянная торговля между русскими и кочевниками-половцами. Наметилась тенденция к частичной оседлости половцев под воздействием Руси. Однако сближение половцев с русскими в различных сферах жизни было прервано монгольским нашествием в 20-30-х гг. XIII в., которое как для половцев, так и Руси стало национальной трагедией.

ВИЗАНТИЙСКО-ДРЕВНЕРУССКИЕ СВЯЗИ.

Исторический опыт России свидетельствует о том, что в переломные моменты ее бытия каждый раз вставал вопрос об отношении к духовному наследию Византии. Так было в X в. когда князь Владимир I в связи с кризисом язычества принял решение о ПРИНЯТИИ ХРИСТИАНСТВА на Руси. В 1439 г. Русь отвергла Флорентийскую унию (соглашение об объединении католической и православной церквей) и осталась верной византийскому наследию. Ученые считают, что византинизм оказал влияние на Россию. Одни акцентируют внимание на церковно-религиозной и духовно-нравственной сферах, другие же более широко объясняют это влияние, распространяя на политическую область, отношения государств, церкви, государства и общества, государства и человека.

Большое влияние византинизм оказал на Россию через ХРИСТИАНСТВО, которое в православной форме пришло на Русь в 988 г. из Византии. Византийское влияние проводилось церковью, и было направлено на формирование, прежде всего, религиозно-нравственных ценностей.

Взаимоотношения Руси с Византией носили противоречивый характер. Русские князья стремились укрепить свои позиции в Причерноморье и в Крыму. Ими был построен ряд русских городов. Византия же стремилась ограничить влияние Руси в Причерноморье. Все это приводило к частым столкновениями, которые приносили успех, то Византии, то Руси.

Новый этап отношений Руси с Византией приходится на время княжений Святослава. Стремясь ослабить Русь и Дунайскую Болгарию, византийский император Никифор II Фока предложил Святославу совершить поход на Балканы, надеясь на поражение русских дружин. Надежды византийского императора не оправдались. Русские войска одержали победу. Такой исход сражения не был желательным для византийцев, поэтому они начали войну с Русью. В 971 г. был заключен мир между Русью и Византией, согласно которому дружина Святослава получила возможность вернуться домой со своим вооружением, а Византия обещала не совершать нападений. Однако Византия использовала печенегов, которые напали на русское войско на днепровских порогах. Великий князь Святослав в этом неравном сражении погиб.

В годы правления Владимира Византии была оказана помощь в подавлении восстания полководца Варды Фоки, который захватил Малую Азию и, угрожая Константинополю, претендовал на императорский престол. За что византийский император должен был выдать замуж за Владимира свою сестру Анну. Император не спешил выполнять свое обещание. После чего Владимир начал военные действия против Византии. Победив Византию, он не только добился выполнения договора, но и обеспечил независимость внешне политической деятельности Руси от Византии. Русь стала в один ряд с крупнейшими христианскими державами средневековой Европы.

3.ОСОБННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Они состояли в том, что русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. В древней Руси не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. С точки зрения Г.В.Вернадского о наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только лишь с оговоркой.

Основные социальные группы этого периода:

Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах.

Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности).

Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли.

Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники.

На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским. С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества – «отчины», которые наследовались в соответствии с «очередью».

Кроме княжеских бояр – воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия – «нарочитая чадь»: дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. По своему происхождению бояре были разнородной группой.

Купцы были тесно связаны с княжеской властью. Богатые купцы осуществляли большие торговые операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, создавая объединение или «уличную» гильдию.

С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый «церковный народ». Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (монахи) и «белое духовенство» (священники и дьяконы). ПО византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.

Свободное население Руси обычно называлось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. Одной из социальных групп крестьян были СМЕРДЫ. Они были свободные люди, находившиеся пока под защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натуральный оброк и выполняли работы: извоз, строительство, ремонт домов, дорог, мостов и т.д. Смерды должны были платить государственный налог («дань» которую не выплачивали ни жители города, землевладельцы среднего звена (класса). Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.

К зависимой категории крестьянства относились ЗАКУПЫ – люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом проценты (резы), человек становился опять свободным, если нет – холопом. В вотчине на земле или в доме боярина работали РЯДОВИЧИ – люди, поступившие на службу по договору (по ряду).

Самыми бесправными членами общества были ХОЛОПЫ и ЧЕЛЯДЬ. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным.


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ РУСИ.

Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие, в котором было занято 90 % населения.

В современной исторической науке существуют две основные концепции, по-разному трактующие вопросы политического, социального и экономического устройства древнерусского государства.

Согласно концепции дофеодального характера общественного строя Киевской Руси, социально-экономическую основу древнерусского общества составляли общинное землевладение и свободные крестьян – общинники (И.Я. Фроянов). Существовало и частное землевладение – вотчины князей, бояр, церкви.

Большинство историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам, соглашаясь с концепцией Б.Д. Грекова.

Согласно этой концепции, крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в X-XII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Формой земельной собственности становится феодальная ВОТЧИНА (отчина, т.е. отцовское владение), но не только отчуждаемая (с правом купли-продажи) но и передаваемая по наследству.

Второй формой феодального землевладения становится ПОМЕСТНАЯ, т.е. условная, земля по которой передавалась во временное держание феодалам за службу.

С IX по XI в. на Руси происходил процесс отделение ремесла от сельского хозяйства. В Киевской Руси получили развитие более 60 видов ремесла (плотничье, гончарное, полотняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и др.).

Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Позже они становятся основой ремесленного производства и торговли. В X-XI вв. создается новое поколение политических и торгово-ремесленных центров: Ладога, Суздаль, Ярославль, Муром и др.

Особое значение в хозяйственной жизни Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, предоставляли им значительные льготы и привилегии

4. Принятие христианства. Распространение ислама.

В IX-X вв. Русь переживала переход от первобытного строя к феодализму. Господствовавшая на Руси языческая религия мешала этому процессу. Она

уже не отвечала более высокому уровню развития производительных сил страны.

Кризис язычества обуславливался следующими обстоятельствами:

· согласно языческой идеологии со смертью человеческая жизнь не прекращалась, каждый человек вступает в потусторонний мир в том качестве, в каком он пребывал на земле. Поэтому на погребальных кострах сжигались огромные богатства и людские ресурсы. Это не могло устроить нарождающуюся феодальную знать, которая была заинтересована в передаче этих богатств по наследству;

· сохранение язычества мешало установлению международных связей Руси с другими государствами. Русь до X в. оставалась в политической изоляции;

· язычество стало препятствовать развитию торговли с другими христианскими странами. Товары купцов-язычников на международных рынках объявлялись «погаными». Купцам же христианам было неизмеримо проще осуществлять торговые сделки;

· язычество мешало осуществлять культурные связи с соседскими государствами. Оно мешало проникновению на Русь философских, научных, литературных произведений, различного рода иностранных специалистов.

Князь Владимир предпринял попытку реанимировать язычество, но она не увенчалась успехом. Поэтому в 988 г. он вводит христианство на Руси.

Причины христианизации Руси:

· перед государством Русь остро встал вопрос о необходимости укрепить военные, экономические, политические и культурные связи с Византией и другими странами;

· на смену многобожию стал внедряться монотеизм (единобожие), что способствовало укреплению единого государства во главе с монархом;

· вместо языческих норм морали стали внедряться более гуманные христианские нормы;

· соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Значение принятия христианства:

· укрепилось международное положение Руси, и установился более прочный союз с Византией;

· получила распространение письменность и грамотность на Руси;

· произошло сближение Руси с другими христианскими странами Европы;

· произошло сближение и объединение всего населения Руси в единую русскую народность.

Древняя Русь была многоконфессиональным государством. Наряду с христианством получил на Руси распространение ИСЛАМ.

Ислам (от арабского покорность) монотеистическая религия, последователями которой являются мусульмане. Ислам возник в Аравии в VII в. Основатель – Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. Главные принципы исламской религии изложены в Коране. Основные догматы ислама – поклонение единому всемогущему богу – Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Приверженцам ислама предписаны пять основных обязанностей:

· вера в то, что нет бога кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);

· пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат);

· милостыня в пользу бедных (закат);

· пост в месяце рамадан (сауи);

· паломничество в Мекку (хадж).

Основные направления ислама – СУННИЗМ и ШИИЗМ. Суннизм – это основное, «ортодоксальное» направление ислама, последователи которого строят свое учение на Коране и сунне, а своим духовным главой признают ХАЛИФА.

Шиизм развивался главным образом в Персии. Шииты подвергают Коран особому толкованию, имеют свое священное предание, заменяющее сунну, не признают суннитских халифов и противопоставляют им свое династию 12 имамов, которых считают прямыми потомками Мухаммеда.

На территории древнерусских княжеств ислам стал распространяться в период монгольского завоевания Руси.

5.Политические и социально-экономические изменения на Руси в период феодальной раздробленности.

С середины XI – начала XII вв. Древнерусское государство вступило в новый этап своей истории – эпоху политической и феодальной раздробленности. Киевская Русь была обширным, но не стабильным государственным образованием. Племена, вошедшие в состав Руси, еще долгое время сохраняли свою обособленность. В связи с господством натурального хозяйства в русском государстве не было единого экономического пространства.

Первый раздел русских земель произошел при Владимире Святославиче. С его правления начинают разгораться княжеские распри, вершина которых пришлась на 1015-1024 гг. Разделы земель между князьями, усобицы не определяли ту или иную форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие тесных экономических связей. Натуральное хозяйство – это сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовителя до потребителя. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация факта имевшего место. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в период ее распада, и в XIV-XV вв. когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключалась в том, что она представляла соответствующий этап государственно-политической организации общества, который соответствовал комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму боярских союзов.

Феодальная раздробленность – прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных государств на самостоятельные княжества был неизбежным этапом в развитии феодального общества. Такие процессы имели место в Восточной и Западной Европе и в других странах мира.

Феодальная раздробленность была прогрессивной потому, что она являлась следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла и рост городов.

Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Раннефеодальная раздробленность свидетельствовала о том, что старые институты власти не могли больше обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность страны;

наступает такое развитие производительных сил отдельных районов, которое позволяет им существовать самостоятельно.

Первой причиной феодальной раздробленности стал рост боярских вотчин, числа зависимых у них смердов. В XII – начале XIII вв. происходило дальнейшее развитие боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свои владения за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить большой прибавочный продукт, они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. В результате бояре становились экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации, стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них виры-штрафы. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом (правом невмешательства в дела вотчины). «Русская Правда» определяла права боярства. Однако великий князь киевский стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь рассматривал всех князей и бояр как своих служилых людей. Возникновение острых противоречий между великим князем, удельными князьями и боярством привело к ускорению процесса распада Руси.

Второй причиной феодальной раздробленности являлся рост столкновений смердов и горожан с боярством. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои вотчины князей с дружиной, в которых они склонны были видеть лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Но князья, как правило, не удовлетворялись той ролью, которую отводили им бояре. Они стремились сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Все это неизбежно приводило к обострению противоречий между ними.

Третья причина феодальной раздробленности обусловлена ростом и усилением городов, как новых политических и культурных центров. В данный период в русских землях было примерно 224 города. Возрастала их политическая и экономическая роль, как центров той или иной земли. Таким образом, города, как локальные политические и культурные центры в разных землях превращались в оплоты децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и ослабление власти великого князя киевского, земельная вотчина которого в XII в. значительно сократилась.

В результате распада Руси в сер. XII в. образовалось 15 княжеств, в начале XIII в. – около 50, а в XIV в. – около 250. Наиболее крупные из них – Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Новгородское и др.

Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, на которых обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений.

При всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела и существенные недостатки:

· разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями;

· ослабла обороноспособность Руси;

· княжества стали дробиться между наследниками;

· обнаружились конфликты между князьями и местным боярством.

Распад Руси не привел к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли.

6.РУСЬ И ОРДА:

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ.

Нашествие татаро-монгол на Русь происходило в период с 1236 по 1240 гг. Принято считать, что с взятием в 1240 г. Киева в русском государстве установилось татаро-монгольское иго. Термин «иго» в значении угнетения впервые был употреблен в 1275 г. митрополитом Кириллом, под которым понимают политическую, экономическую и культурную зависимость Руси от Золотой Орды. 49 городов из 74 известных были разрушены, причем в 14 из них жизнь не возобновилась. В результате нашествия резко сократилось население Руси, был уничтожен цвет русского народа – княжеские дружины, погибли многие ремесла, прекратилось каменное строительство, значительно пострадали культурные ценности, были оборваны международные связи.

После нашествия завоеватели покинули территорию Руси, периодически совершая карательные набеги – более 15 за четверть века. В течение первого десятилетия завоеватели не брали дани, занимались грабежом, но затем они перешли к долговременной практике сбора систематизированной дани с русского населения.

Специфику взаимоотношений Руси и Золотой Орды определяли факторы отдаленности угнетателей от побежденных, взимание достаточно умеренной дани в расчете на душу населения, заключение русскими князьями периодических союзов с золотоордынцами для защиты территорий своих княжеств и участия русских отрядов в военных походах татаро-монгол. Такое своеобразие русско-ордынских отношений объяснялось необходимостью борьбы с агрессией католического Запада.

В сложившихся на Руси феодальных отношениях начинают развиваться традиции восточного деспотизма. Вассально-дружинные отношения заменяются подданническими. Раздавая русским удельным князьям ярлыки на княжение, золотоордынцы превращали их не в своих вассалов, а в подданных, служебников. Затем князья начинают распространять подданнический тип отношений на русскую знать.

Ордынское иго оказало мощное воздействие на культуру и язык русского народа, способствовало смешению части монголов и населения Северо-Восточной Руси, стимулировало языковое заимствование. НО это влияние не стало доминирующим и определяющим. Русский язык, культура Руси в целом сохранили свои качественные характеристики.

Значительно хуже дело обстояло с политическими последствиями. Иго законсервировало этап феодальной раздробленности на два столетия и переход к централизации Русского государства, который начался со значительным опозданием по сравнению с западноевропейскими странами.

Борьба за обретение государственной независимости, воссоздание российской государственности, укрепление национального самосознания и общественная консолидация развивалась на основе внешнеполитической конфронтации с Ордой. После запоздалого получения независимости в общественном сознании стали формироваться «идеология выживания», изоляционизма и политического консерватизма, что привело к эволюции страны по типу «догоняющего развития» по отношению к западноевропейским странам.

Историки в различные времена занимали различную позицию по вопросу роли монголов в русской истории. Известный русский историк Н.М.Карамзин писал: «Москва обязана своим величием ханам». Пресечение

политических свобод и ужесточение нравов, отмечал он, являются результатом монгольского ига.

Н.И.Костомаров подчеркивал роль ханских ярлыков в укреплении власти московского великого князя внутри своего государства.

Ф.И.Леонтович утверждал, что монгольское право оказало влияние на русское.

Другого мнения придерживался С.М.Соловьев, который отрицал возможность огромного монгольского влияния на внутреннее развитие России, кроме его разрушительных набегов и войн. Он обращает внимание на то, что «у нас нет причины признавать сколько-нибудь значительное влияние (монголов) на (русскую) внутреннюю администрацию, поскольку мы не видим никаких его следов».

В.О.Ключевский сделал общие замечания о важности политики ханов в объединении Руси.

М.Ф.Владимирский-Буданов допускал лишь незначительное влияние монгольского права на русское.

В современной исторической науке сложились две точки зрения на монгольское иго. Одна из них являющаяся традиционной рассматривает его как бедствие для русских земель. Другая же – трактует нашествие Батыя как рядовой набег кочевников.

Сторонники традиционной точки зрения крайне негативно оценивают воздействие ига на все стороны жизни Руси:

· происходило массовое перемещение населения, а вместе с ним и земледельческой культуры на запад и северо-запад, не менее удобные территории с менее благоприятным климатом;

· резко снизилась политическая и социальная роль городов;

· усилилась власть князя над населением;

· произошла и определенная переориентация политики русских князей на Восток.

Другая точка зрения рассматривает вторжение монголов не как завоевание, а как «великий кавалерийский рейд»:

· разрушались только те города, которые стояли на пути войска;

· гарнизонов монголы не оставляли;

· постоянной власти не устанавливали;

· с окончанием похода Батый ушел на восток (на Волгу).

Уточняя понятия «монголо-татарское нашествие» и «монголо-татарское иго» необходимо иметь ввиду следующее:

Во-первых, «Батыево нахождение» оказало такое сильное воздействие на русские земли, судьбы их жителей, что будет правильнее говорить о домонгольской и ордынской эпохах отечественной истории;

Во-вторых, непрекращающаяся борьба русского народа с захватчиками позволила Руси, непосредственно не входя в состав Золотой Орды, сохранить свою государственность.

Выбор Востока в качестве объекта взаимовлияния для Руси оказался довольно устойчивым. Он проявился не только в приспособлении к восточным формам государства, общества, культуры, но и в направлении экспансии централизованного Русского государства. С точки зрения И.Н.Ионова европейцы отмечали склонность России давать «восточные» ответы на «вопросы» Запада.

В это сложное время для Руси немецкие рыцари и шведские феодалы осуществили агрессию на западные русские земли. Великий князь Александр Ярославович проявил великий полководческий талант и в ожесточенных сражениях 1242, 1240 г. разбил немецких рыцарей и шведских феодалов. За победу на Неве он получил титул Александр Невский. Эти победы для Руси имели огромное историческое значение, которые не только позволили отстоять западные рубежи Руси, но и внесли весомый вклад в консолидацию русского народа в борьбе против агрессоров.

Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

К восточнославянским народам относят русских, украинцев и белорусов, а также субэтнические группы малой численности: поморы, казаки донские, казаки запорожские, казаки-некрасовцы, русскоустьинцы, марковцы и некоторые другие. Территория проживания этих народов компактна, ограничена с запада Польшей, прибалтийскими странами, странами Скандинавии, с севера - Северным Ледовитым океаном, далее с востока реками Двина и Волга и с юга - Черным морем. Основная часть приходится на Восточноевропейскую равнину, которая диктует основной ландшафт территории (равнины, зона лиственных лесов). Климат умеренный.

Предыстория восточных славян начинается с III тыс. до н. э. Племена протославян уже знали мотыжное земледелие и скотоводство. Установлено, что в рамках IV тыс. до н. э. скотоводческо-земледельские племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга.

Следующим этапом было расселение «трипольских» племен - III тыс. до н.э. Это были племена с развитым для своего времени скотоводческо-земледельческим хозяйством, обитатели огромных поселков.

На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян:

словене новгородские;

радимичи;

дреговичи;

северяне;

древляне.

В общих чертах генезис восточных славян рисуется следующим образом.

Расселение славян в Восточную Европу осуществлялось из Центральной Европы. Здесь были представлены долихокраные, относительно широколицые южные формы. Первые больше проявляются в племенах, связанных с генезисом белорусов и русских, вторые - украинцев.

По мере своего продвижения они включали в свой состав аборигенное финно-, балто- и ираноязычное население. В юго-восточных районах расселения славяне вступили в контакт и с кочевническими тюркоязычными группами. Антропологический состав восточных славян эпохи средневековья в большей мере отражает участие местных групп, нежели в последующие века. По-видимому, некоторые славянские группы средневековья, например вятичи и восточные кривичи, представляли собой не столько славян, сколько ассимилированное славянами финское население. Примерно то же можно сказать и в отношении полян, которых есть основание рассматривать как ассимилированных черняховцев.

Что касается финно-угорского субстрата в восточных славянах, то в средневековье он проявляется у вятичей и северо-восточных кривичей - племён, принимавших участие в сложении русского народа. Вятичи, отражая черты финно-угорского населения Восточно-Европейской равнины, через дьяконцев восходят к неолитическому населению этой территории, известному по единичным, правда, грацильным, европеоидным черепам из Володарской и Панфиловской стоянок.

Северо-восточные кривичи обнаруживают особенности, характерные для неолитического населения культуры ямочно-гребенчатой керамики лесной полосы Восточной Европы.

Черты финно-угорского субстрата прослеживаются в антропологическом облике русского народа, но удельный вес их в современном населении меньше, чем в эпоху средневековья. Это объясняется распространением славянского населения с западных и северо-западных территорий, по-видимому, в эпоху позднего средневековья.

Украинцы, будучи связаны в своём генезисе со средневековыми тиверцами, уличами и древлянами, включили в свой антропологический состав черты среднеевропейского субстрата - относительно широколицего, мезокранного, известного по неолитическим племенам культуры колоколовидных кубков и населению l тыс. до н. э. левобережья Дуная.

В то же время, учитывая их антропологическое сходство с полянами, можно сделать заключение, что в сложении физического облика украинского народа принимали участие, наряду со славянскими элементами, элементы дославянского субстрата, по-видимому, ираноязычного. Как уже было отмечено, поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы.

Белорусы, судя по сходству их физического облика с дреговичами, радимичами и полоцкими кривичами, формировались на базе той ветви славянских племён, которая связана с северной частью славянской прародины. В то же время территориальная дифференциация антропологического состава белорусов допускает предположение об участии в их генезисе балтов, с одной стороны, и восточнославянских племён более южных территорий, в частности Волыни, с другой.

Формирование русского населения происходило на сравнительно однородной антропологической основе, в его состав в значительной мере вошли не только морфологически, но и генетически разнородные элементы.

Вопросы этнической истории русского населения неразрывно связаны с этнической историей летто-литовского и финно-угорского населения, этнические связи образовывались в период славянской колонизации Восточноевропейской равнины и в отчетливой форме проявляется до наших дней. Не исключено, что истоки этих связей восходят к более глубокой древности.

Теории происхождения Древней Руси. Государственный и общественный строй, хозяйственная жизнь, культура Киевской Руси

В 30-60 годы XVIII в. немецкие учёные Иоганн Готфрид Байер и Герард Фридрих Миллер, работавшие в Петербургской Академии Наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства.

Против этой теории решительно выступил М. В. Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. Своими исследованиями Ломоносов положил начало антинорманнской теории. Так появилось две школы: норманнская и антинорманнская (славянская). Обе стороны ссылаются на две летописи: Лаврентьевскую и Ипатьевскую.

Норманнисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманны добились господства над восточными славянами путём внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения.

Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трёх братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идёт речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь.

Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачёв считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Так Б.А. Рыбаков в книге «Первые века русской истории» пишет: «…а на место рассказа о Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена новгородская легенда о мнимом «призвании» князей-варягов в Новгород». Согласно исследованию А. А. Шахматова, Варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии, ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени Русь.

Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и славянской школ в истории. Многие из них строят свои гипотезы насчёт образования государства на Руси. В основном все эти гипотезы строятся на разном толковании летописей. Также историки спорят о том, в каком городе зародилось это государство.

Рыбаков в своей книге представляет такую гипотезу. «В старом земледельческом районе лесостепи на берегах реки Роси существовало племя Рос, или Рус. Племя в основном было славянским. Центром племени был город Родень в устье р. Роси.

В VI в., когда славяне оправились от гуннского разгрома, а в степях появился новый враг - обры (авары), племена лесостепи сплотились в большой союз под гегемонией наиболее южного, близкого к степям, приднестровского племени росов, или русов. В пределах этого союза сложилась своеобразная культура, отличавшая вошедшие в союз племена от других славянских племён. Союз племён VI - VII вв. получил наименование Руси, или Русской земли. Ядром союза были земли по р. Роси с городом Роднем.

Несколько позднее первенствующее положение в союзе племён Приднестровья перешло к северному соседу русов Поросья - к Полянам, с центром в Киеве, на самом севере лесостепной полосы. Но поляне не передали своего имени другим племенам.

Когда в IX в. сформировалось первое феодальное государство у восточных славян, оно по давней 300-летней традиции продолжало именоваться Русью.

В Древнерусском государстве господствовал феодальный способ производства и соответствующий общественно-экономический строй, который характеризовался господством натурального хозяйства и, соответственно, слабыми внешнеэкономическими связями между княжествами. Государство объединяло множество земель, в которых со временем стал появляться ряд особенностей.

По мнению профессора С.В. Юшкова они заключались:

в разных степенях интенсивности процесса феодализации;

большей или меньшей степени закрепощения сельского населения;

в способах превращения свободных производителей в феодально-зависимое крестьянство;

большем или меньшем значении в политической жизни основных видов феодальных владений - княжеского обмена, церковных или боярских сеньорой;

в процессе возникновения и правовом оформлении класса феодалов и класса зависимого крестьянства;

в большей или меньшей роли князя, боярства или городского населения.

С усилием княжеств и развитием крупных земельных владений эти особенности обусловили центробежные тенденции и усложнили сохранения единства Древнерусского государства.

этногенез русь кочевник раздробленность

Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками, с Византией, с Ордой

Одним из существенных факторов исторического развития южнорусских княжеств XI -- начала XIII в. являлось их пограничное положение. Весьма острой была проблема обороны границ государства: у Киевской Руси были беспокойные соседи - кочевые племена хазар, гузов, печенегов, позднее - половцев. Уже Олег, первый общерусский князь, сделавший Киев столицей нового государства, столкнулся с противодействием Хазарского каганата. Хазары, создавшие государство с центром в низовьях Волги и на Северном Кавказе, контролировали обширные территории, где жили славянские племена полян, северян, вятичей, платившие хазарам дань.

Борьба с хазарами завершилась походами Святослава, которые покончили с существованием каганата. К югу и юго-востоку от них раскинулась половецкая степь. Здесь на протяжении почти двух веков обитали кочевые тюркоязычные племена половцев, вступавшие в различные отношения с Русью. Иногда они были мирными, сопровождавшимися браками и военными союзами, но чаще, о чем шла речь выше, враждебными. Не случайно перед Русью так остро стояла задача укрепления южных и юго-восточных границ. Знаменитый призыв автора “Слова о полку Игореве” -- “Загородите полю ворота”, обращенный к русским князьям в 1185 г., был злободневным на протяжении всей истории русско-половецких отношений.

Вторжение войска Орды завершилось у побережья Адриатики, после чего Батый вернулся в волжские степи, и в низовьях Волги возникает Сарай - ставка великого хана и столица нового государства - Золотой Орды.

На Руси была установлена верховная власть великого хана, все князья должны были в его ставке получить право на княжение в своих княжествах - так называемый ярлык. Великие князья также получали подобные ярлыки.

Все русские земли были обложены данью, которая достигала 10% от всего имущества доходов. Монголы забирали в Сарай лучших ремесленников, угоняли много людей для продажи в рабство.

Помимо этого, на Русь всю вторую половину XIII века продолжались набеги татарских войск. Тяжким бременем на Русь ложилась выплата ордынской дани, которую, в основном, должны были платить города. Выплаты в Орду не ограничивались данью, так как принятие любого решения в ханской ставке сопровождалось многочисленными подарками чиновникам, ханским жёнам и т.д. Кроме того, русские князья обязаны были участвовать со своими дружинами в золотоордынских завоевательных походах, в XIII веке особенно частыми были войны с улусом Хулагуидов в Закавказье.

Отношения с Византией определялись, главным образом, заинтересованностью в равноправных торговых отношениях с ней. Для достижения этой цели многие киевские князья предпринимали военные походы на Константинополь, которые, в случае удачи, завершались торговыми договорами. Исключение представляет только деятельность Святослава Игоревича, пытавшегося создать собственную державу на Балканах в 970 - 971 годах и вступившего из-за этого в конфликт с Византией и Болгарией. Одновременно продолжался процесс включения восточнославянских племён в состав Киевской Руси, завершившийся в княжение сына Святослава - Владимира. Но основное влияние Византии на славянский мир осуществлялось посредством его христианизации. Она же послужила идеологической основой для объединения славянских племён в единое русское государство.

В Киевскую Русь христианство проникло уже впервой половине Х века. Из договора Игоря с греками (945 г.) мы узнаем, что в это время среди киевских варягов было много христиан, и что в Киеве была христианская церковь св. Ильи. После смерти Игоря его вдова и правительница государства великая княгиня Ольга сама приняла христианство (около 955 г.), и некоторые члены княжеской дружины последовали ее примеру. При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.

Большинство историков и археологов склоняются к мысли, что славяне являлись пришельцами. Они полагают, что на территории Восточной Европы славяне появляются в VІІ-VІІІ вв. н. э. В частности, археолог Ляпушкин высказал предположение, что они продвигались двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север - с побережья Балтийского моря. В последнее время появилась версия о том, что заселение славянами Севера (будущей Новгородской земли) относится к более раннему времени, чем освоение Приднепровья, - к V веку.

Попробуем установить территорию, на которой слышалась в те далекие времена древняя славянская речь. Одним из факторов, дающих возможность установить область расселения славян в период их языкового единства, является близость общеславянского языка к другим индоевропейским языкам. Но за многотысячелетнюю историю общеславянского языка и выделившихся из него славянских языков они то сближались, то расходились с другими языками.

Далекие предки славян - протославяне на разных этапах своей истории сближались то с одними, то с другими, то с третьими народами, и это находило отражение в языковых связях. Хетто-славянские языковые связи восходят к очень давнему времени. В ІІІ тыс. до н.э. хетты уже были в Малой Азии. Следовательно, эти языковые связи относятся к еще более ранней поре и могут быть локализированы очень неопределенной областью на юге Восточной Европы.

Связи славянского и тохарского языков тоже восходят к очень глубокой древности. Не позже ІV - начала ЙЙЙ тыс. до н.э. скотоводческие племена тохаров начали свой огромной протяженностью путь переселений, приведших их из Восточной Европы в Восточный Туркестан.

Хотя и очень слабо, но все же прослеживаются славяно-иллирийские языковые связи. С иллирийцами, обитателями Средней Европы, многие исследователи связывают предлужицкую и лужицкую культуры земледельцев и скотоводов, распространенные в эпоху бронзы и раннего железа от Балтийского моря до Дуная,

Гораздо ощутимее связи славянских языков с иранскими. Они восходят ко временам индоевропейского языкового единства, но усиливаются и становятся отчетливыми в середине Й тыс. до н.э., когда ираноязычные, скифские, а за ними сарматские племена проникают в лесостепную полосу.

Иное дело языки славян и балтов. Балто-славянское языковое родство столь ощутимо, что многие исследователи придерживаются теории балто-славянского языкового единства и древности. Область, где славяне соприкасались с балтами, позволяет определить все те же данные языка. Все сказанное о языковых связях древних сдавян с балтами свидетельствует о том, что где-то в Полесье, у Припяти, проходила полоса, отделяющая одних от других, причем к северу от Припяти лежала область расселения балтов, а к югу - славян.

О средней полосе Восточной и Центральной Европы, как о древнейшей области расселения славян, говорит и древнеславянский языческий

земледельческий календарь. Данные земледельческого календаря славян указывают примерно на одну и ту же область древнейшего расселения славян, которая установлена на основании других данных. Совершенно очевидно, что земледелие у древних славян было подсечным и возникло оно не в степях и не на севере, а в лесной и лесостепной полосе.

Но вот наступает пора, и в руках исследователей появляется еще один вид источников - письменные. В письменных источниках славяне выступают под названием венедов. Наиболее подробно говорят о венедах римские источники. В Певтигеровых таблицах - дорожнике, составленном в самом начале новой эры при императоре Августине, дважды упоминается племя венедов. Они являются соседями бастарнов, обитающих в Карпатах, гетов, и даков, занимавших низовья Дуная. Сравнивая скупые свидетельства древних авторов, мы можем сделать вывод, что венеды обитали по Висле к северу от Карпат до Балтийского моря. Южная граница от северных склонов Карпат шла на восток вдоль лесостепной полосы, в юго-западной части которой венеды были соседями даков, а в юго-восточной - сарматов.

Более поздние писатели, познакомившись со славянами и антами во времена их вторжения в пределы Византийской империи, не колеблясь, считают, что венеды - древнее название славян и антов. Писавший в конце VЙЙЙ - начале ЙX вв. англосаксонский ученый Алкуин, говоря о победах Карла Великого, сообщает: «Славяне, которые назывались винетами».

Земли, лежащие за Вислой и по побережью Балтийского моря, славяне заняли позже, около новой эры, постепенно продвигаясь на запад. Этим объясняется то обстоятельство, что термин венеды неславянского происхождения и сами славяне себя так не называли.

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становится все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи,

сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Византия потому заговорила о славянах, что с ними ей пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, уступать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопонессе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию. В этом грандиозном процессе переселений и передвижений славян приняли участие и славяне Восточной Европы.

Историк восточных германцев - готов Иордан определил границы земель славян и антов: от Придунайской низменности до Днестра и Днепра, а на севере - до Вислы. Славяне и анты - прямые потомки древних венедов.

Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями и писатели древности ничего не говорят об их хозяйстве, социальном строе, то иначе обстоит дело со сведениями об антах. Политические события времен великого переселения и расселения славян вынудили Византию заинтересоваться славянами и антами. Анты, по свидетельству византийского писателя-историка Прокопия Кесарийского, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Речь, идет по-видимому, о сходках родов или племен, о родовых и племенных вечевых собраниях. Но объединения племен не прочны. Они то складываются, то рассыпаются. Союзы племен, формирующиеся по взаимной договоренности на межплеменных сходах, недолговечны и непостоянны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединиться под властью одного вождя.

VЙ - VІІ вв. времена антов, являлись той эпохой, когда славяне быстро расселялись по обширной территории Восточной Европы. Видимо, уже тогда, и только тогда, общеславянский язык стал распадаться на диалекты, давшие начало более поздним отдельным славянским языкам.

«Повесть временных лет» вспоминает о тех далеких временах, когда шел процесс расселения и переселения славян. Летописец повествует о том, как славяне «сели» по Днепру и прозвались полянами, другие древлянами, получив свое название оттого, что жили в лесах. Жившие между Припятью и Двиной прозвались дреговичами, обитающими по берегам реки Полоты назвались полочанами. Те же славяне, которые «сели» около озера Ильмень, прозвались «своим именем» - «словене», а обитатель земель по Двине, Сейму и Суле назвались северянами.

Постепенно в рассказах летописца появляются названия других восточных славян, уточняется их местоположение: Кривичи, живущие в Верховьях Волги, Западной Двины и Днепра, в землях которых стоит Смоленск.

Таким образом, летописные «племена» славян Восточной Европы являлись территориальными этническими образованиями, и быть может поэтому, особенности их местности отразились в названиях племен.

VІ-VІІ вв. истории славян Восточной Европы были временем интенсивного расселения. Поэтому местные особенности в их культуре почти не прослеживаются, и трудно говорить о специфической культуре каждого восточнославянского «племени» в отдельности. Лишь с течением времени, не ранее VЙЙЙ-ЙX вв. и даже позже, в X-XІ вв., в условиях мирной жизни, длительного пребывания на одной территории началось формирование этнографических особенностей населения отдельных областей, - некогда бывших племенными землями. Именно в этот период началось обособление восточной ветви славянских языков.

Часть исследователей предполагает, что славяне являлись автохтонами, то есть исконным населением Восточной Европы. При этом они ссылаются на праславянский характер ряда археологических культур Восточной Европы I тыс. до н.э. - I тыс. н.э. Но в то же время данные топонимики свидетельствуют о значительном пласте названий неславянского происхождения на территории Восточной Европы. Так, для степной зоны характерны гидронимы (названия рек) иранского происхождения: Дон, Днепр, Днестр и т.д. В междуречье Оки и Волги преобладают угро-финские названия. этногенез славянин автохтонный государственность

Представляет интерес точка зрения одного из известных российских историков, автора ряда учебников и научных работ по истории России академика Б.А. Рыбакова, который считает, что истоки славян имеют общие корни с индо-иранскими народами, в частности скифами - пахарями. «Вполне возможно, что под племенем скифов - пахарей и скифов - землевладельцев, живших, по словам Геродота, где - то в Среднем Приднепровье, пишет Б.А. Рыбаков, - скрываются и славянские племена с их древней землевладельческой культурой» (Цит. По: Рыбаков Б. А. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1983. С 6).

Заключение

Проблема славянского этногенеза до сих пор остается сложной. Славяне - в Европе группа родственных крупнейших народов, объединенных общностью происхождения и близостью языков. Большинство современных славян живет в демократических странах, что также объединяет их. В истории этих народов сохраняется немало дискуссионных вопросов. Сложности возникают в том, что археологические источники не дают сведений о языке населения - важнейшем этническом признаке, поскольку не все народы в древности имели свою письменность, а античные авторы Византии не всегда отличали восточных славян от южных и западных. Они называли славян венедами, антами, собственно славянами и т.д.