Урок-презентация по творчеству Ф.Тютчева. презентация к уроку по литературе на тему

МКОУ Вознесенская СОШ

Коцарева Ж.А.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Урок литературы

Художественный мир Ф.И.Тютчева

(10 класс)

Цели урока: знакомство обучающихся с поэзией Ф И Тютчева;

знакомство обучающихся с биографией поэта;

Задачи: систематизация знаний по теме «Поэзия Ф.И.Тютчева».

Метод: по технологии критического мышления приёмы: «Зигзаг», составление

кластеров и синквейнов

Оборудование: репродукции портрета Тютчева, Э. Тютчевой, Э. Дёрнберг,

Е. Денисьевой, репродукции портретов родителей поэта, книжная

выставка по теме «Творчество ФИ Тютчева»

Ход урока

Вызов Чтение стихотворения ФИ Тютчева «Весенняя гроза» (учитель);

Анализ эпиграфа: «Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть»

(ИС Тургенев)

Обучающиеся самостоятельно формулируют цели и задачи урока, учитель корректирует.

Комментарии к изобразительному ряду (обучающиеся описывают репродукции портретов, рассказывая короткие биографические справки)

1 ФИ Тютчев в детстве (учитель обобщает и добавляет материал)

2 Родители Тютчева: Иван Николаевич и Елизавета Львовна

Осмысление 1. Класс делится на рабочие группы по литературоведческим понятиям: «Эпитет», «Метафора», «Гипербола», «Композиция», «Лейтмотив» (учитель раздаёт 25 карточек на класс).

2 Учитель раздаёт стихотворения определённого периода творчества каждой рабочей группе, обучающиеся анализируют произведение в течение 5 минут.

Первая группа анализирует стихотворение «Фонтан» с 40 (философская тема)

Вторая группа: «О, как убийственно мы любим…» с 62 (тема любви), при составлении кластера данной темы используются репродукции портретов Тютчевой, Дёрнберг, Денисьевой.

Третья: «Эти бедные селенья» с 74 (тема Родины)

Четвёртая: «Последняя любовь» с 72 (стихотворение из Денисьевского цикла)

Пятая: «О вещая душа моя» (тема поэта)

3 Создаются новые экспертные группы по тематике стихотворений:

Объединяются обучающиеся анализирующие стих –ие «Фонтан», анализирующие стих-ие «О, как убийственно мы любим» и т.д.

На работу в группах отводится не более 10 минут.

И снова создаются рабочие группы, обучающиеся, став экспертами по одному произведению, знакомят других членов группы со своей темой, готовится презентация или защита проектов (на эту работу 7 минут):

1 Выразительное чтение стихотворения (один обучающийся).

2 Составление кластера (каждая группа составляет свой) на доске.

Рефлексия Составление синквейнов (каждая творческая группа составляет синквейн по своей теме), представление синквейнов.

Д/З: одно стихотворение ФИ Тютчева по выбору наизусть.

Учебники и учебные пособия

1 Емельянова М.Л. Тютчев Ф.И. Жизнь и творчество. М.: Центр «Планетариум», 2005.

2 Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 10 класс 2 полугодие. 3-е издание, М.:

«ВАКО», 2007, 416 с.

3 Лебедев Ю.В. Русская литература 19 века. 10 кл. Учеб. для общеобразоват учреждений. В 2 ч.-М.:

Просвещение, 2008.

4 Тютчев ФИ Весенние воды: лирика/ Сост. и предисл. К Пигарева; примеч К Пигарева.-М.: Дет.

лит., 1983.-126 с.

КГУ «Афанасьевская средняя школа»

Литературное чтение 3-й класс

на тему: «Ф. Тютчев. Есть в осени первоначальной» с применением технологии развития критического мышления

Учитель начальных классов: Жанбекова Ж.Б.

Актуальность: В своем послании «Стратегия «Казахстан- 2050» новый политический курс состоявшегося государства» наш Президент Н.А. Назарбаев говорит: «Знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования…» А лучшее усвоение знаний и навыков напрямую связано с более интересной формой подачи учебного материала в начальных классах. На таких занятиях у детей наблюдается интерес к повторению и познанию нового.

Цель: Подготовка нормальной внешней среды для работы на уроке чтения, психологически подготовить детей к общению и предстоящему занятию.

Задачи урока:

Обучающая (Образовательная):
- формировать представление об особенностях лирического стихотворения;
- формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающая:
- развивать умения анализировать лирическое стихотворение, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта;
- развивать коммуникативные компетентности учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения);

Воспитательная:
- воспитывать чувство любви к родной природе;

Прививать интерес к чтению;

Учить культуре общения учеников с учителем, ученика с учеником;

Гипотеза : Если сформировать у учащихся интерес к чтению, то это поспособствует правильному чтению и умению самостоятельно работать с текстом и книгой.

Тип урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления.

Методы обучения: наглядный, проблемный, частично - поисковый, объяснительно - иллюстративный.

Дидактическая задача: Формирование, закрепление знаний, контроль за ходом и результатом усвоения материала.

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование:
1. Репродукция картин художников:
И. Левитан «Золотая осень».
И. Шишкин «Осень».
Б. Щербаков «Осень».
2. Листы с печатным текстом о лирике, «бортовые журналы».
3. «Дерево настроения»: листочки зелёного, жёлтого, красного цвета.

4.Учебник, рабочая тетрадь.

Этапы проекта:

Первый этап - подготовительный

Подобрать методическую литературу, раздаточный материал;

Вызвать интерес у учащихся к предстоящей работе;

Второй этап – основной

Разработка хода урока;

Подготовка дидактического материала к уроку;

Организация работы с детьми;

Третий этап - заключительный

Рефлексия

Приёмы ТРКМ: бортовой журнал, инсерт, синквейн.

Ход урока:

I. Организация класса на работу (Создание психологического, положительного и эмоционального настроя на урок, концентрация внимания)

Долгожданный дан звонок

Начинаем наш урок,

Тут затеи и забавы, игры, шутки

Все для вас!

Пожелаю всем удачи! За работу в добрый час!

II .Этап актуализации знаний.
Учитель:
- Наверное, вы согласитесь, что литература – это необыкновенная волшебная страна. Авторы – это волшебники. И у каждого есть волшебная палочка. У автора – это слово. Одним росчерком пера он может превратить простые слова в необычные, загадочные. Или просто придать им новое значение. Не вдумаешься в слово – не поймешь смысл. И только внимательный читатель способен его разгадать. А вы внимательные читатели?
Учитель:
- Сейчас мы увидим, насколько вы внимательны. Прочитайте слова 1 и 2-го столбика:

величественный

благородный

возвышенный

памятный

искренний

сердечный

незабываемый

откровенный

душевный

царственный

Учитель:
- Из слов второго столбика найдите слово, близкое по значению слову величественный (таким же образом задаются вопросы на поиск слов, близких по значению).

III. Введение в тему урока.
Учитель:
- Предлагаю вашему вниманию четверостишия. Вы их прослушайте и подумайте над вопросом: Что объединяет эти стихотворения?

2-й ученик:

3-й ученик:

Учитель:
- Что объединяет эти стихотворения?
Ученики:
- Изображение осенней природы в творчестве знаменитых поэтов.
- Стихотворения на одну тему, с одинаковым настроением.
Учитель:
- Продолжая тему урока, мы познакомимся с лирическим стихотворением Федора Ивановича Тютчева.
(Портрет Ф.И. Тютчева).
Ученица:
(Рассказывает заранее подготовленный ученик).
- Федор Иванович Тютчев (1803 – 1873) – один из крупнейших поэтов ХIХ века. Трепетной и нежной любовью к своей природе пронизаны его стихотворения. С Тютчевым мы открываем для себя величественную красоту природы.
Учитель:
- Одним из лучших лирических стихотворений Тютчева, посвященных изображению осенней природы, является стихотворение «Есть в осени первоначальной».
IV . Этап постановки учебной задачи на основе первичного восприятия текста.
1) Чтение стихотворения учителем. (На фоне музыки)
- Предлагаю вам задуматься над вопросом: Что такое лирическое стихотворение?
Свои предположения запомните, мы к ним ещё вернёмся.
V . Стадия вызова. (Бортовой журнал).
Бортовой журнал. Работа в парах.
- Ребята, возвращаюсь к моему вопросу, поставленному в начале урока. Я предлагаю вам исследовать понятие « лирическое стихотворение».
- Как называют поэтов, которые сочиняют такие стихотворения? (лирики)
- Как вы знаете, в ходе исследования учёные ведут журналы наблюдений. Давайте с вами подумаем, что подразумевается под понятием «лирика», и заполним левую колонку нашего журнала.
Учащиеся работают в парах. Свои предположения записывают в таблице.

Предположение

Новая информация

Поэт описывает картины природы.

Произнесено под звуки лиры.

Показывает свою любовь к природе

Берёт начало в устном народном творчестве.

Передаёт свои чувства и мысли.

Это вид поэзии.

Жанровое разнообразие.

Название поэтов средних веков

V I . Стадия осмысления.
1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу insert (инсерт).
Учитель:
- Возьмите простой карандаш. Прочитайте текст, делая пометки карандашом на полях: V»- уже знал, «+» -новое, «?»-не понял.
(Учащиеся читают текст) .
Лирика (от греч. lyrikos-то, что произнесено под звуки лиры) - самый обобщённый и самый глубоко личный, задушевный род литературы.
Лирика -вид поэзии, выражающий чувства, мысли, переживания автора.
Особенности лирики - сосредоточенное размышление, самосозерцание.
Связь лирики с музыкой обеспечила тяготение лирики к стихотворной форме речи.
- Запишите в своём журнале, что нового вы узнали о лирике.
2.Первичное закрепление.
(Учитель раздает листочки с текстом, в котором надо подчеркнуть особенности лирического произведения.)
(Особенности лирического произведения).
Учитель:
-Перед вами словосочетания. Выберите подходящие к нашему понятию.

Почему необходимо изучать этот вид поэзии?

VI I . Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения

а) Чтение первой строфы учениками
–Прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину осени.
1-й ученик:
(Левитан И. И. «Золотая осень»).
- Начало осени. Солнечный, тёплый день. Небо ясное, голубое, воздух прозрачный.

Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора. II
Весь день стоит как бы хрустальный , I
И лучезарны вечера.....II
Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы.
(Ребята совещаются в паре, прежде чем ответить на вопрос учителя).
- Какие эпитеты употребляет автор в этих строфах?
Ученики:
(«Дивная пора», «лучезарны вечера»)
- Какой прием использует автор в строке: «Весь день стоит как бы хрустальный…»?
Ученица:
Автор употребляет прием сравнения .
6. Чтение второй строфы учениками.
- Прочитайте второе четверостишие. Опишите увиденную вами картину.
2-й ученик:
- Поле тихое, пустое. Хлеба убраны. Чернеет земля. На солнце блестит паутина.. (Левитан. И. И. «Золотая осень. Слободка»).

Где бодрый серп гулял и падал колос, I
Теперь уж пусто все – простор везде, I
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде. II
(Ученики выделяют голосом, а карандашом в учебнике подчеркивают наиболее важные в смысловом отношении слова (логическое ударение), выделяют паузы).
8. Чтение третьей строфы.
- Прочитайте третье четверостишие. Какую картину вы представили?
- Тишина. Не слышно щебетания птиц. Небо ясное, без единого облачка.
- Какое чувство вызывает у самого поэта картина осени?
3.Физкультминутка (музыка для релаксации) .
Учитель:
- Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем запах опавших листьев. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Синева неба отражается в реке, как будто в зеркале. Ярко светит солнце. Его последние тёплые лучи падают нам на лицо, руки. Они согревают нас, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!
- Какие чувства вы испытали?
VII I . Этап выразительного чтения стихотворения Ф. Тютчева как интерпретация авторского замысла. Работа в группах.
(Ребята заранее сформировали состав групп) (Задание для групп).
Задание.
1. Чтение стихотворения по строфам.
2. Чтение стихотворения целиком одним учеником.
(Способ чтения выбирают дети.)
Учитель:
В каком темпе его следует читать?
Ученики:
- Поэт очарован, он боится нарушить покой. Читаем в замедленном темпе, напевно.
- В стихотворении нет восклицательных знаков, нет бурной смены чувств. Умиротворение, очарование, спокойствие пришло вместе со стихотворением.
IX . Стадия рефлексии.
1.Синквейн.
- Заканчивая разговор о лирике, я предлагаю каждой группе написать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.
СИНКВЕЙН - своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определённое строение.
Правила составления синквейна:
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Пример синквейна:
Лирика.
Эмоциональная, личная.
Выражать, чувствовать, размышлять.
Лирика-это вид поэзии.
Переживание.
2. Физкультминутка.
Ходим кругом друг за другом.
Эй, ребята, не зевай!
Все, что Осень Вам прикажет,
Вместе с нею выполняй!
Дети выполняют разные движения, в конце Осень раздаёт разноцветные листики, дети выбирают тот цвет, который выражает их отношение к уроку.
Красный - отличное настроение, всё понравилось, хотелось многое узнать.
Жёлтый - хорошее настроение, было интересно, но были трудности.
Зелёный - было скучно, неинтересно, много затруднений.
X . Творческая работа.
- Давайте пофантазируем и представим себе: о чём мечтают листья осенью? Свои предположения запишите на листьях.
X I . Подведение итогов.
- Чему мы сегодня учились на уроке? Что такое лирика? Что вы узнали нового и хотели бы рассказать родителям? Запомните правую колонку «журнала наблюдения».
X II . Домашнее задание.

Выберите домашнее задание:
1. Выучить стихотворение наизусть.
2.Нарисовать рисунок к стихотворению

3. Написать синквейн на тему «Осень»

Учитель: Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

краткое содержание других презентаций

«Дети-сироты в литературе» - Приключения Тома Сойера. Испытания героев-сирот в повести Д.Сабитовой «Где нет зимы». Образы сирот в русской литературе XIX века. Русская классическая литература. Гуттаперчевый мальчик. Сибирочка. «Цирк в шкатулке» Дины Сабитовой. Поддержка детей-сирот сверстниками. Тема жертвенности и бескорыстия. Черты преемственности и новаторства. Поддержка беспризорников. Образы детей-сирот в современной детско-юношеской литературе.

«Мотив одиночества» - Одиночество лирического героя. Мотив одиночества в лирике Серебряного века. Тютчев. Лермонтов. Мотив одиночества в отечественной лирике XIX в. Степь. Особенности. Трилогия вочеловечения. Вочеловечение. Испить смертельного вина. Особенности мотива одиночества. Последний глаз. Мотив одиночества. Значение мотива. Пушкин. Мотив одиночества в ранней лирике.

«Депортация калмыков» - Подсолнух. Преступная нация. Стихотворения и поэмы. Фрагмент отрывка. Мальчишка. Поэма «Техник-интендант». Свет. Произведение поэта. Тема депортации калмыцкого народа в российской литературе. Пётр Павлович Дедов. Защитники Родины. Солженицын. Василий Семёнович Гроссман. Олег Васильевич Волков. Поэма. Непонятный состав. Анатолий Семёнович Григорьев. Повести «Декада» и «Записки». Неприятие сталинизма.

«Писатели о семье» - Л.Н. Толстой. Н.Г. Гарин – Михайловский. С.Т. Аксаков. Тема детства. А.Г. Алексин. Лиханов. «Чистые камушки». Контрастная жизнь двух семей. Короленко. И.С. Шмелев. Взаимоотношения в семье. Круг чтения. М.Горький.

«Тема гадкого утёнка» - Тип проекта. Анализ темы урока. Повесть «Гадкие лебеди». Характеристика урока. Тезисы. Показатели, оценивающие результативность проекта. Тезисы вступительного слова учителя. Метод проблемного изложения материала. 3 произведения о «гадком утенке». Пьеса «Датская история». Предварительная анкета. Правила проведения уроков. Культуроведческая компетенция. Комбинированный урок. Индивидуальные сообщения.

«Тема грозы в произведениях» - Мы зависим от природы. Гроза. Проблема. Помочь учащимся. Эпиграф. Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого. Название главы. Человеческая душа. Ассоциации. Синквейн. Творческое задание.

4. В старину: воин, богатырь. В презентации использовали материалы: МОУ «Кривошеинска СОШ» Томская область. Витязь. Урок литературного чтения 2 класс. Дядька. Какие сказки Пушкина вы прочитали самостоятельно? 3. Вступление к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». «У Лукоморья дуб зеленый». 1. Долина, ровное, вытянутое пространство вдоль реки или между горами. Лукоморье. Дол. Вступление к поэме А.С.Пушкина.

«Толстой Акула» - Дом. Ф.И Тютчев. Могила Л. Н. Толстого. А.С. Пушкин. Интеллектуальная минутка. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Школа. Башни въезда. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. Парк. Башни въезда в Ясную Поляну. М. Горький. Смеялись и кричали веселее и громче прежнего.

«Жизнь Агнии Барто» - Е.Николаева. Не только весёлыми стихами известна Агния Львовна Барто. Подарите нам счастье!». Литература: В 1942 году была на Западном фронте как корреспондент газеты. Награды и премии. Результаты анкетирования. «Смех, который лечит». В классе 26 человек. Лишь 19% детей 2-3 классов знают некоторые подробности жизни и творчества А.Л.Барто. Начало творческой деятельности. Агния Барто.

«Творчество Успенского» - Однажды летним вечером Дядя Федор, Матроскин и Шарик отдыхали на полянке. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. Одним из любимых произведений Э. Успенского для меня является «Трое из Простоквашино». Летом я читал «страшилки». Печатается с 1960 года. В стихотворении «Рыболов» говорится о незадачливом рыбаке. О поэзии. Когда мы смеёмся над героями произведений, то задумываемся и над своими поступками.

«Открытый урок чтения 2 класс» - Прочитай правильно. Открытый урок по чтению во 2 классе. Какая из фигур лучше отражает настроение рассказа? Проверь себя! Заактировать - составить акт (документ). Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Весёлый Добрый Справедливый Любознательный. Тема: «Читаем правильно.» В. Ю. Драгунский «Заколдованная буква». Найди ошибки в словах. 1. 2. 3. 4. 5.

«Осенние листья» - Клод Моне - Осенняя река. Сделайте подписи к каждой фотографии. Осенние листья глазами художников. Какое образное выражение используется для обозначения листопада? Обсыпается весь наш бедный сад»: Осенние мотивы. Литературное чтение. 2 класс УМК «Школа России». Зражевский Аркадий Осенние листья и хохлома. Изображение осенних листьев в стихотворениях русских поэтов. Вопросы к стихотворению В. Брюсова «Сухие листья».

Урок внеклассного чтения в 9 классе по теме: «Любовная лирика Ф.И. Тютчева.»

1. Обучающие:

Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева;

Определить понятие «любови» у Тютчева;

Познакомить с некоторыми страницами биографии Тютчева.

2. Развивающие:

Развивать связную монологическую речь учащихся;

Развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий;

развивать умение выразительно читать стихотворения.

3. Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету;

Воспитывать любовь к лирике;

Воспитывать уважение к творческому наследию Ф.И.Тютчева.

Оборудование:

Портрет Ф.И.Тютчева (закрыт);

Перед портретом стол, покрытый скатертью, свеча, раскрытая тетрадь, чернильница и ручка - перо;

Мультимедийная установка для демонстрации презентации.

ХОД УРОКА

1.Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята, садитесь!

(Звучит музыка А.Вивальди "Времена года").

Учитель: Всё начинается с любви…

Твердили: «Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о любви, самом прекрасном чувстве на земле. Человек не может прожить без любви. Настоящая любовь навсегда остаётся в сердце, она не подвластна ни времени, ни тяжёлым жизненным обстоятельствам, ни даже смерти. По-настоящему в жизни счастлив лишь тот, кто испытал это прекрасное чувство.

Так что же такое любовь? То чувство, которое заставляет нас грустить и радоваться, смеяться и плакать, которое помогает нам в трудные минуты жизни, даёт нам силы. Конечно, полного, исчерпывающего ответа на этот вопрос дать невозможно: каждый понимает любовь по-своему, и каждый чувствует своё. Но я думаю, что все согласятся с тем, что это таинственная стихия, преображающая жизнь человека, наполняющая смыслом его существование.

Любовь остаётся вечной темой живописи, музыки и, конечно же, литературы не только сегодня, в двадцать первом веке. Говорили о ней и тысячи лет назад, будут говорить и через много-много лет.

2. Работа с цитатами:

Ребята, обратимся к презентации. На слайде - слова всемирно известных русских и зарубежных поэтов и писателей .(Слайд 1)

Это своеобразные «формулы» о силе любви, разгадать которые пытаются не только известные писатели и поэты, но и каждый влюблённый человек. Учитель читает цитаты вслух:

«Тебе любовь - как высшая награда…» (Франческо Петрарка (1304 -1374) - поэт, родоначальник гуманистической культуры Возрождения)

«Любовь - над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь - звезда, которою моряк

Определяет место в океане. » (Уильям Шекспир (1564 - 1616) - великий англ. драматург, поэт, актёр)

«Любовь - неведомая страна, и мы все плывём туда: каждый на своём корабле, и каждый из нас на своём корабле капитан и ведёт корабль собственным путём. » (М. Пришвин (1873 - 1954))

Проверка домашнего задания:

Безусловно, чувство любви живет в душе каждого из вас. А может, это ещё не любовь, а лёгкая влюблённость. Прочитайте свои «формулы» о силе любви, составленные вами дома (на выбор: эссе, танка, хокку).

(Чтение)

Замечательно! Вы отлично справились!

А теперь обратимся к теме нашего урока. Её вы должны сформулировать сами.

Под звуки скрипки ученик читает стихотворение «Я встретил Вас…»

Скажите, ребята, стихотворение какого автора вы сейчас услышали?

О чём прозвучавшее произведение?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока. («Любовная лирика Ф.И.Тютчева». (Открывается доска с записанной темой и портретом Ф.И.Тютчева)

Скажите, ребята, какая лирика поэта вами уже изучалась? Приведите примеры. (Лирика на тему природы. Стихотворения «Весенняя гроза», «Есть в осени первоначальной..»

Слово учителя. Сегодня мы знакомимся с другой темой творчества Ф. И. Тютчева – темой любви.

Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание большого числа великолепных стихотворений.

В любовной поэзии Тютчева, в отличие от лирики природы, появляется конкретный герой, обладающий чертами типичности. Это женщина. Поэт осмысливает женскую натуру, стремится понять её сущность, место в жизни и её судьбу. Любимая предстаёт не как неземное созданье, не как младая фея, а как человек, которому присуще всё человеческое: и благородные чувства, и противоречия, и страсть, и гнев.

Тютчев не представлял своей жизни без самого сокровенного её таинства – любви, а своими произведениями утверждал, что страстная любовь может дать истинное счастье человеку.

Итак, стихотворения о любви поэт посвящал конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой.

(Работа с портретами)

На слайде (2) - портреты тех женщин, кому посвящены лучшие строки поэта Тютчева, - портреты Амалии Крюденер, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг, Елены Александровны Денисьевой.

Под влиянием любви к очаровательной графине Амалии Лерхенфельд, первой любви, написано стихотворение «Я встретил Вас..» . Тютчев поставил впереди две определённые буквы: "К.Б.", которые обозначают сокращение переставленных слов: баронессе Крюденер. Это любовь не стала счастливой. По настоянию своей матери, Амалия, питавшая нежные чувства к Тютчеву, всё же дала согласие на брак с бароном Крюденером, а Тютчев продолжал надеяться. А стихотворение было написано после случайной встречи уже в июле 1870 года, через 37 лет после их знакомства.

Представьте: «Солнечный осенний день. Старый запущенный сад с длинными аллеями старых деревьев, корни которых, сплетаясь, вьются по дорожкам. Деревья стоят, усыпанные золотом листвы. На небе ни облачка. На одной из аллей стоят двое: зрелая женщина с волосами цвета ржи и бездонными голубыми глазами и тёмноволосый мужчина. Это Амалия Крюденер и Фёдор Тютчев. Они ничего не говорят, только смотрят друг другу в глаза, но этот безмолвный разговор значит для них многое.

Вы уже прослушали это стихотворение, а теперь скажите:

Какие чувства вызывает у поэта встреча с любимой?

(Радость воспоминаний, восторг от встречи, возвращение нежных чувств.)

Учитель. Действительно, перед лицом поэта пролетели приятные минуты общения с любимой. Воспоминания для поэта как бальзам на сердце: «И сердцу стало так тепло...»

Как соотносится мир души лирического героя и мир природы?

(Чувство любви сравнивается с весною.)

Учитель. Тема любви звучит как тема весны, тепла, подлинной жизни. Новая встреча с любимой воспринимается как во сне, поэт не верит, что вновь может быть рядом с любимой женщиной: «С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты...» Мотив памяти, воспоминания - один из главных в любовной лирике Тютчева.

Но вернёмся в 1820 годы. 5 марта 1826 года состоялась свадьба Тютчева и вдовы русского дипломата - Элеоноры Петерсон. В этом браке родилось трое детей. Прожив 12 лет в браке, Элеонора умерла. Глубоко переживая смерть любимой жены, Тютчев пишет стихотворение "Ещё томлюсь тоской желаний". Попробуйте проникнуться душевным состоянием поэта. Заполните пропуски тютчевских слов в стихотворении своими: (Слайд 3)

Ещё томлюсь тоской желаний,

Еще … к тебе душой,

И в сумраке воспоминаний

Ещё … я образ твой...

Твой милый образ, … ,

Он предо мной везде, всегда,

, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Проверьте:

Ещё томлюсь тоской желаний,

Еще стремлюсь к тебе душой,

И в сумраке воспоминаний

Ещё ловлю я образ твой...

Твой милый образ, незабвенный,

Он предо мной везде, всегда,

Недостижимый, неизменный,

Как ночью на небе звезда...

Молодцы! Ваши слова близки по значению словам Ф.И.Тютчева.

А мы продолжаем.

И всё же любовь к этой женщине не смогла целиком заполнить душу поэта, и в июле 1839-го Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Ей он посвятил стихотворение «Люблю глаза твои, мой друг»: (Читает ученица)

Люблю глаза твои, мой друг

С игрой их пламенно- чудесной,

Когда их преподымешь вдруг,

И, словно молнией небесной,

Окинешь бегло целый круг.

Но есть сильней очарованья:

Глаза, потупленные ниц

В минуты страстного лобзанья,

И сквозь опущенных ресниц

Угрюмый, тусклый огнь желанья.

Ребята, обратите внимание, как тонко проявляются чувства поэта, ведь не зря ведь говорят, что глаза - это зеркало души.

Эрнестине Дернберг посвящено и написанное в 1858г стихотворение «Она сидела на полу …». Их отношения складывались нелегко: в начале 50-х годов Тютчев полюбил Е. А. Денисьеву, молодую девушку, которая ответила ему самоотверженной и страстной любовью. Жена знала об их отношениях. Возможно, испытывая острое чувство горечи, она уничтожила часть своей переписки: Она сидела на полу И груду писем разбирала, И, как остывшую золу, Брала их в руки и бросала. Любовь – чувство, которое делает человека добрее, чище, совершеннее, но и причиняет невыносимую боль. Читая это стихотворение, можно сказать, что Тютчев был чутким человеком, способным понять близкую ему женщину.

Ребята, определите художественные средства выразительности в этом стихотворении.

(Эпитеты – знакомые, горестных, милой…;аллитерация – з,р,б,ж,в (придает выразительность);олицетворение – знакомые мечты, любви и радости убитой; инверсия – стоял я молча в стороне и пасть готов был на колени; сравнение - и груду писем разбирала, и, как остывшую золу, брала их в руки и бросала; как души смотрят с высоты; как от присущей милой тени. В конце строк стоит многоточие – недосказанность. Антитеза – любовь и горесть.)

Понравилось ли вам это стихотворение?

(Очень понравилось стихотворение Тютчева «Она сидела на полу…», потому что оно проникнуто строками, в которых жизнь остановилась навсегда, где любовь - это величайшая трагедия, но люди не боятся выражать свои эмоции и чувства. На мой взгляд, эти строки будут актуальны всегда и останутся в памяти).

Большое место в любовной лирике Тютчева занимает так называемый "Денисьевский цикл", который, как вы самый понимаете, посвящён Елене Александровне Денисьевой.

50- е годы были для Тютчева годами высшего творческого подъёма, связанные с сильными душевными переживаниями. В 1850 году, когда Тютчеву было 47 лет, началось наиболее значительное увлечение его жизни, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. В этом году он знакомится с Е. А. Денисьевой, девушкой 24-х лет. Быстрое и страстное увлечение, возникшее с обеих сторон, привело к связи, которая длилась 14 лет, вплоть до смерти Денисьевой. За эти годы родилось двое детей. Однако Тютчев не разрывал связи со своей женой Эрнестиной и никогда бы не смог решиться на это.

Что дал он Денисьевой? Счастье? Но разве это счастье, если незаконная связь человека с юной женщиной шокировала всех, кто знал их. От Денисьевой отвернулся отец, отвернулись знакомые, перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Да, именно так начиналась их любовь - с краха и жертвы. В «Денисьевском цикле» много личного, выстраданного самим поэтом. И вот одно из них: «О, как убийственно мы любим...»

Послушайте и ответьте на вопрос: Сумел ли актёр Михаил Казаков передать настроение поэта? Прослушивание грамзаписи.

(Любовь для Тютчева сильное чувство, актёру удалось передать это.)

Учитель. Соблазн запретной любви Тютчев ставил выше любви "невинной".

Саму страсть он называет "буйной слепотой" и отождествляет её с ночью.

Как человек слепнет во мраке ночи, также, по Тютчеву, слепнет он во мраке страсти.

Любовь - это источник жизни, но обратите внимание на первую строку: "О, как убийственно мы любим...".

В чём же убийственный характер любви?

(Это значит любить сильно, до изнеможения, а там, где нет любви, смерть).

Учитель. Ребята, обратите внимание на объединение двух противоположностей в одно целое: Ведь любовь - это прекрасно, а убийство - это большой грех.

Какой стилистический приём использует здесь Тютчев?

(Оксюморон)

Учитель . Верно, оксюморон - это...

Ребята, а с какого слова начинается эта строчка? Какая эта часть речи?

(Междометье О)

Какую функцию оно выполняет здесь?

(Эмоционально - усилительную функцию.)

Ребята послушайте:

И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Какой стилистический приём использует здесь автор?

(Риторические вопросы)

Какую функцию они выполняют?

(Поэт пытается понять своё любовное чувство, своё состояние.)

Учитель . Верно, лирический герой хочет понять самого себя, свою душу

Ребята, почему Тютчев называет встречу с любимой "роковой"?

(Душа героя измучена от страданий, его сердце в вечной тоске. Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящая любовь не может существовать без препятствий, без страданий.).

ВЫВОД:

Итак, какова «формула» любви у Ф.И.Тютчева?

(Любовь - это и поединок, это и рок, и боль, это борьба, это трагедия, это блаженство и безнадёжность.)

Давайте запишем наш вывод в тетрадь в виде схемы, она- на слайде 4:

Заключительное слово учителя (на фоне «Сентиментального вальса» П.И. Чайковского) Через сто лет после смерти Тютчева наш современник Андрей Вознесенский скажет: «Жизнь не туманна - она железна». В этих словах глубинная сущность многих тютчевских исповеданий. И для того, чтобы выстоять в этой "железной" жизни, прорваться за полосу безысходности и беспросветности, нужно, по Тютчеву, в полную силу просиять во мраке окружающей тебя бездны. Поэт боготворит даже мгновения любви, потому что они дают человеку чудодейственную возможность для величайшего проявления духовных сил, для безраздельного слияния со всеобщим.

Рефлексия.

Составьте синквейн на тему: «Любовная лирика Ф.И.Тютчева»