Творческий процесс и его принципы. Творческий процесс Что такое творческий процесс

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process ). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения .

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят
1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается
2-я

стадия Т. п. - созревание (incubation ). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует
3-я

стадия - озарение (инсайт ), за которой идет
4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии ).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа
подсознания .
По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако
важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества . Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность ) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта . С т. зр. теории семантических сетей , принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих св
язей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то
после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя
копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).

1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения р

Творчеством называется деятельность, порождающая нечто новое, уникальное. Ученые считают, что способность к творчеству - общее свойство человека как биологического вида. Разным людям оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое (то, что раньше не существовало в мире вообще) и субъективно новое (то, что уже имеется, но для данного человека ново, создается впервые, без ориентации на существующие аналоги) .

Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оптимального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяют специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики .

Античный философ Платон отождествлял творчество с богом Эросом и понимал его как своеобразную устремленность или одержимости человека к достижению высшего или «умного» созерцания мира. В средние века понятие творчества связывалось с представлением о Боге как о личности, свободно творящей мир, вызывая бытие из небытия. В эпоху Возрождения возникает культ гения, объектом познания становится сам творческий акт. Однако, в тот же период Джордано Бруно, провозгласивший идею о новом творческом или «страстном» человеке, поплатился за это своей жизнью на костре инквизиции.

При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов - явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений :

  • 1. Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху.
  • 2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции.
  • 3. Воспитательную деятельность - стремление воздействовать на духовный мир реципиентов.
  • 4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов.
  • 5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения .

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой - отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная .

Анализ исследовательских работ в области психологии творчества позволяет выделить следующие значимые ее направления:

Социальная суть творчества - это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. У человека множество потребностей. Общество, как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. Они возникают, оформляясь в определенные социальные институты .

Творчеству научиться нельзя, но можно научиться профессиональному способу той или иной творческой деятельности. В современном обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Всякое творчество рождается как любительское - это первая фаза его развития: вне рамок должностных обязанностей, спецподготовки и жесткой ответственности за результат; стихийно, в зависимости от задатков личности. Творчество профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда: становится для человека основным занятием, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением обязанностей и ответственностью за качество; тут возникает нужда в специальной подготовке.

То есть различие любительского и профессионального творчества в том, что любительское возникает стихийно, а профессиональное основывается на сознательном изучении закономерностей и стремление следовать им.

Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности: изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое [вики].

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Понятие творчества

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Согласны ли вы с утверждением, что «самым ценным для общества является свободное время индивида» ?

Феномен творчества присущ человеку и очень важен как для отдельной личности, так и для общества в целом. Общество развивается благодаря новым идеям, которые несут научные открытия, технические изобретения, философские мировоззренческие концепции и т. д. Давно подмечено, что новые идеи редко появляются в результате постепенных изменений, чаще это взрыв, скачок, резкий выход на качественно новый уровень. Как же осуществляется этот творческий «взрыв»? Можно ли проследить механизм творчества и попытаться смоделировать его? - Об этом и пойдет речь в настоящей главе.

Существует множество различных определений понятия «творчество». Например, по мнению американского ученого П. Хилла, творчество - «это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности».

Процесс творчества - весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых. Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллесом.

Г. Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:

1. Формулирование задачи, точное определение цели, сбор информации по проблеме и начальные попытки ее решения.

2. Инкубация (вызревание) - отвлечение от задачи после безуспешных попыток ее решения; при этом проблема остается в подсознании, в то время как человек может заниматься другими делами.

3. Озарение - возникновение идеи решения, часто предваряемое случайным событием-толчком.

4. Проверка правильности решения: испытание и (или) реализация

Существуют различные виды творчества: художественное, научное, техническое. Рассмотрим некоторые процедуры технического творчества, в котором в силу его специфики они прослеживаются более отчетливо (с некоторыми вы уже знакомы по урокам технологии).


Техническое творчество - это получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, чертежей, воплощенных в реальных технических объектах. Техническое творчество включает процедуры проектирования и конструирования.

Проектирование - разработка и обоснование проекта какого-либо объекта, отвлеченного от вещественной формы. Проектирование предшествует конструированию и представляет собой поиск научно обоснованных, технически осуществимых и экономически целесообразных инженерных решений. Результатом проектирования является проект разрабатываемого объекта, первоначально представленный в виде текстов, графиков, эскизов, расчетов, моделей и т. д.

Конструирование - разработка подробной схемы выполнения задуманного объекта (системы) и рабочих чертежей всех его деталей и отдельных частей машины.

Сначала по предварительным чертежам и расчетам изготовляется опытный образец. Далее все расчеты уточняются, составляются рабочие чертежи и техническая документация для их применения на производстве. Результатом конструирования является конкретная конструкция изделия .

Отдельным явлением в рамках технического творчества является изобретательство.

Изобретательство в современном значении этого слова - это творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.

В известном смысле, всю историю развития человеческой цивилизации можно рассматривать как историю изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились шить одежду, делать предметы быта и т. д.

Если вновь созданная конструкция является изобретением, т. е. новым, не существовавшим ранее инженерным решением, то ее новаторский характер должен быть подтвержден документально, а открытие запатентовано. Каждый изобретатель, дабы не «открывать америк», должен быть эрудированным специалистом, хорошо представляющим, что делается в области приложения его интеллектуальных усилий. И кроме того, он должен знать законы, охраняющие интеллектуальную собственность.

Считается, что наука принципиально отличается от художественного творчества. Здесь у нас есть строгие правила метода и доказательства, а там - свобода авторского произвола. Здесь - годы кропотливой работы по проверке гипотез и проведению экспериментов, там - лишь индивидуальная воля сочинителя.

Но если присмотреться, творческий процесс устроен приблизительно одинаково, в какой бы области он ни протекал. Чтобы добиться успеха в физике или математике, нужно мыслить не менее творчески, чем в поэзии, а писателю необходима та же строгость мышления и трудолюбие, что учёному или инженеру.

Об этом ещё в 1908 году говорил в своём докладе «Математическое творчество» Анри Пуанкаре. Научному открытию предшествует долгая работа, которая отчасти происходит сознательно, а отчасти совершается в области подсознания, когда уже накоплена нужная информация и сделаны необходимые усилия. Затем происходит внезапное озарение, когда части головоломки внезапно сходятся и - эврика! - встают на свои места.

Вот как описывает это сам Пуанкаре:

Анри Пуанкаре

из доклада «Математическое творчество»

Однажды вечером, вопреки своей привычке, я выпил чёрного кофе; я не мог заснуть; идеи теснились, я чувствовал, как они сталкиваются, пока две из них не соединились, чтобы образовать устойчивую комбинацию.

К озарению нельзя подойти с помощью одного только разума, который раскладывает задачу на отдельные элементы и проверяет их на соответствие друг другу. Хотите отпугнуть вдохновение - непрерывно думайте о проблеме. Хотите его привлечь - отвлекитесь от задачи на час, день, неделю; позвольте своему подсознанию проделать нужную работу за вас.

Стадии творческого процесса, которые можно найти в рассуждении Пуанкаре, позднее были более чётко сформулированы в работе психолога Грэма Уоллеса «Искусство мысли» (1926 ). С тех пор эта схема принципиально не изменилась. По Уоллесу, творческий процесс состоит из четырёх стадий:

  • Подготовка. Исследование нового материала, обработка и планирование, обдумывание задач. Период осознанной концентрации над проблемой.
  • Инкубация. Отвлечение от задачи, когда «ментальные события» начинают происходить непроизвольно, без контроля сознания. В этот период лучше заняться чем-то другим либо просто отдохнуть. Период инкубации может длиться от нескольких часов до нескольких лет.
  • Озарение. Вспышка осознания, что решение проблемы найдено. Бессознательное выдаёт результат проделанной работы, что часто достигается соединением случайных образов и ассоциаций.
  • Проверка. Контроль сознания за найденным решением, отбор идей и проверка гипотез. Изначальная идея оценивается, дорабатывается и подкрепляется рациональными аргументами.

Можно легко заметить, что эти стадии не всегда следуют одна за другой и могут повторяться несколько раз при работе с одной и той же проблемой. В некоторых случаях озарение происходит постепенно, когда отдельные открытия складываются в большую теорию - как это произошло с теорией эволюции Чарльза Дарвина.

Одного лишь озарения для творчества недостаточно.

Как говорил Томас Эдисон, «гений - это 1 процент вдохновения и 99 процентов пота». Но и без отдыха тут тоже не обойтись.

Важную роль в процессе творческого поиска играет интуиция. Это предчувствие, которое задаёт мыслительному процессу определённое направление. Предчувствие может дать толчок к поиску новой информации, а также направить бессознательное в определённую сторону.

Известный психолог Михай Чиксентмихайи в своей работе о креативности делит последнюю стадию на два этапа: оценка и оттачивание. На последней стадии писатель работает над формулировкой отдельных предложений и структурой текста, учёный более чётко формулирует гипотезы и пытается связать свою работу с более широким контекстом.

Но даже на этом этапе «озарения» не кончаются. Порой финальные штрихи добавляют портрету совершенно новые черты, которые меняют всю картину целиком. Никто бы не стал совершать открытия и писать романы, если бы результат был известен заранее. По сути, творческий процесс никогда не прекращается.

Центральный момент этой схемы - переход от инкубации к озарению.

Именно это мы обычно называем творчеством в узком смысле этого слова, будто бы всё остальное - лишь подготовка и финальное наведение лоска. Именно этот этап хуже всего схватывает наше сознание. Психологи-когнитивисты утверждают, что в период инкубации происходит «бессознательное познание» : мысленные сигналы и стимулы соединяются друг с другом в порядке произвольных ассоциаций.

Вот как немецкий химик Фридрих Кекуле описывал открытие циклической формулы бензола, которое пришло к нему во время сна перед камином:

Фридрих Август Кекуле

Я сидел и писал учебник, но моя работа не двигалась, мои мысли витали где-то далеко. Я повернул стул к огню и задремал. Атомы снова запрыгали у меня перед глазами. На этот раз небольшая группа скромно держалась на заднем плане. Мой умственный взгляд мог теперь различить целые ряды, извивающиеся подобно змее. Но смотрите! Одна из змей схватила свой собственный хвост и в таком виде, как бы дразня, завертелась перед моими глазами. Как будто вспышка молнии разбудила меня: и на этот раз я провел остаток ночи, разрабатывая следствие из гипотезы. Научимся мечтать, и тогда может быть, мы постигнем истину.

Гораздо чаще работу подсознания нельзя описать так отчётливо, как это делает Кекуле: озарение просто «приходит». Когнитивисты подсчитали, что восприятие стимула через органы чувств происходит со скоростью от нуля до одной пятой секунды. Сознание требует для своей работы уже не менее ½ секунды. Самое интересное разворачивается между этими двумя этапами.

Как пишет Михаил Эпштейн, «в этом промежутке - между чувственным восприятием и сознанием - и размещается та пауза, та тёмная “эврика”, которая лишь позже освещается сознанием и воспринимается как “ослепительная вспышка”: она проясняет новую идею и вместе с тем заслоняет, “затемняет” её источник». Получается, что творческое сознание целиком пронизано бессознательным; бессознательное его создаёт.

Это означает, что окружающая среда, отдых и отвлечение могут занимать в творческом процессе более важное место, чем сознательные усилия. Возможно, творчество - это 1 процент вдохновения и 99 процентов труда, но один процент в некоторых случаях значительнее оставшихся девяносто девяти.

Мы привыкли думать, что творчество - это дело одной личности. Но на самом деле это системный феномен.

Культура осуществляет отбор того, что достойно и недостойно считаться значимым произведением. Поэтому креативность проще оценить там, где существуют чёткие правила отбора. Например, новую математическую теорию специалисты оценят очень быстро, а вот литературные шедевры иногда десятилетиями должны дожидаться своего часа.

Культура становится бессознательной частью человеческой личности и порождает новые творения. Творческий человек - будь то учёный, писатель или изобретатель - является тонко настроенным инструментом, который улавливает течения окружающей среды и преобразует их так, чтобы вносить в этот мир изменения. При этом само по себе стремление к новизне не является стимулом для работы. Таким стимулом является стремление искать, а найдётся решение или нет - не так уж важно.

Михай Чиксентмихайи

из книги «Креативность. Психология открытий и изобретений»

Одна из отличительных особенностей творческой работы заключается в том, что работа эта никогда не заканчивается. Иными словами, все наши респонденты утверждали, что одинаково верны две вещи: что они работали каждую минуты своей сознательной жизни, и что за всю жизнь они не проработали ни дня.

Чтобы сделать творчество частью своей жизни, нужно научиться не только работать, но и отдыхать. Как говорит американский физик Фримен Дайсон, «люди, которые всё время чем-то заняты, обычно не отличаются творческими способностями».

Творчество наполняет смыслом и интенсивностью даже праздное времяпровождение. Возможно именно поэтому оно делает людей более счастливыми. Вопреки стереотипу о несчастном гении, большинство творческих людей - счастливые люди.