Программа дополнительного образования офп с элементами фехтования. Примерный учебно-тренировочный урок по фехтованию на рапирах

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ВОЛНА»

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Начальник управления по физической культуре, Директор МАУДО «СШ «Волна»

спорту и работе с молодежью администрации г. Дубны ____________________Прох П.А.

Г.А. Минаев «______»_______________2015г.

«______»_________________2015г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ВИДУ СПОРТА

ФЕХТОВАНИЕ

Разработана на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА.
- срок реализации Программы – 10 лет;

- год составления Программы – 2015г.

г. Дубна, 2015г.

Структура Программы

Раздел 1. Пояснительная записка

Раздел 2. Нормативная часть Программы

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта фехтование;
- Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта фехтование;

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта фехтование;
- Режимы тренировочной работы;
- Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку;
- Предельные тренировочные нагрузки;
- Минимальный и предельный объем соревновательной деятельности;
- Требования к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию;
- Требования к количественному и качественному составу групп подготовки;
- Объем индивидуальной спортивной подготовки;
- Структура годичного цикла

Раздел 3. Методическая часть Программы

Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований;
- Рекомендуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок;
- Рекомендации по планированию спортивных результатов;
- Требования к организации и проведению врачебно-педагогического, психологического и биохимического контроля;
- Программный материал для практических занятий по каждому этапу подготовки с разбивкой на периоды подготовки;
- Рекомендации по организации психологической подготовки;
- Восстановительные средства;
- Антидопинговые мероприятия;
- Инструкторская и судейская практика.

Раздел 4. Система контроля и зачетные требования Программы

Требования к результатам реализации Программы на каждом этапе спортивной подготовки, выполнение которых дает основание для перевода лица, проходящего спортивную подготовку, на следующий этап спортивной подготовки;
- Комплексы контрольных упражнений для оценки общей, специальной физической, технико-тактической подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, методические указания по организации тестирования, методам и организации медико-биологического обследования;

Виды контроля подготовки.

Раздел 5. Перечень информационного обеспечения
Раздел 6. План физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спортивной подготовки по фехтованию (далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта фехтование (утвержден приказом Минспорта России от 14 февраля 2013 г. N 50),Федеральным законом от 14.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", ЕВСК и с учётом методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации (утверждены приказом МинспортаРоссии от 24 октября 2012 г. N 325).
При разработке Программы учитывались следующие принципы и подходы:

Направленность на максимально возможные достижения;

Программно-целевой подход к организации спортивной подготовки;

Индивидуализация спортивной подготовки;

Единство общей и специальной спортивной подготовки;

Непрерывность и цикличность процесса подготовки;

Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;

Единство и взаимосвязь спортивной подготовки и соревновательной деятельности.


    1. Характеристика фехтования, отличительные особенности

Фехтование – это умение наносить уколы посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект.

Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

Главная цель спортивного состязания - нанести укол (удар) противнику и избежать укола (удара) самому. Победа присуждается тому, кто первым нанесет сопернику определенное количество уколов (ударов) в соответствии с правилами или нанесет больше таких уколов за установленный промежуток времени.

Длина спортивной шпаги – 110 см, ее вес – 770 г, у шпаги гибкий клинок трехгранного сечения и круглая гарда диаметром 13.5 см. Шпажистам разрешены уколы во все части тела, кроме не защищенного маской затылка. Поединки проводятся на фехтовальной дорожке длиной 14 м и шириной 1.8 – 2 м.

Спортсмены выступают в защитных куртках, покрытых металлизированной тканью и масках с металлической сеткой и в перчатке на вооруженной руке. Уколы и удары, нанесённые фехтовальщиками, регистрируются лампами на электрическом аппарате. Фиксируются они на основе электрической схемы, проходящей через оружие фехтовальщика и его одежду, связанных с аппаратом проводной системой.

Фехтование входит в программу Олимпийских игр.

Программа соревнований по фехтованию на шпагах на Олимпийских играх включает индивидуальные и командные соревнования. Эффективность системы подготовки фехтовальщиков обусловлена современными организационными формами и материальной базой, передовой методикой подготовки, достижениями науки и образования.

РАЗДЕЛ 2 . НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ


Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта фехтование.

Таблица№1


Этапы спортивной подготовки

Длительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Наполняемость групп (человек)

Этап начальной подготовки

до 1 года

9

14-16

свыше года

10-12

12-14

Тренировочный этап (этап

до 2 лет

11-13

10-12

спортивной специализации)

свыше 2 лет

13-14

8-10

Этап совершенствования

до 1 года

15-17

4-8

спортивного мастерства

свыше года

17-18

4-6

Этап высшего спортивного мастерства

весь период

18-20

2-4

Соотношение объемов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта фехтование
Таблица№2


Виды спортивной

Этапы и годы спортивной подготовки

подготовки

этап начальной подготовки





до 1 года

свыше года

до 2 лет

свыше 2 лет

до 1 года

свыше года

2-й

3-й

3-й

4-й

2-й

3-й

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общая физическая подготовка (%)

17-22

12,5-18,5

14,5-18

11-15

9-12

8-12

8,5-11

7-9

6,5-8

Специальная физическая подготовка (%)

11-14

9,5-12,5

5,5-7,5

8-11

8,5-9,5

6,5-8,5

5-7

4-6

4-6

Технико-тактическая подготовка (%)

47-58

52,5-62,5

54,5-64

49-53

48-54

48-57

55-59

54,5-62,25

55,5-63

Теоретическая подготовка (%)

3,5-5

2-3,5

2-3,5

2,5-4

1,5-2,25

1,5-2,5

2-3

1,5-3,5

1-2

Контрольно-переводные испытания (%)

1-1,5

1-1,5

1-1,5

0,5-1,5

0,5-1

0,25-1

0,25-1

0,25-0,75

0,25-1

Контрольные соревнования (%)

8-12

10-14

12-16

12-16

14-17

15-16,5

14-18

13-16

14-18

Инструкторская и судейская практика (%)

-

-

-

0,25-0,5

0,25-0,5

0,25-0,5

0,25-0,5

0,25-0,5

0,25-0,5

Восстановительные мероприятия (%)

-

-

-

6,5-9,25

10-12

10-13,5

6-9

9- 12,5

9-11

Медицинское обследование

не менее 2 раз в год

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта фехтование

Таблица№3


Соревно-

Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

до 1

свыше года

до 2

свыше 2 лет

до 1

свыше года

года

2-й год

3-й год

лет

3-й год

4-й год

года

2-й год

3-й год

Количество соревнований

2

4

6

8

10

11

12

14

15

Количество дней соревнований

2

4

6

11

14

14

16

16

20

Количество тренировочных боев

170-230

440-560

750-850

1450-1650

1850-2050

2150-2350

2700-3000

3100-3400

3500-3700

Количество боев в соревнованиях

24-30

32-40

40-50

110-120

170-190

210-230

280-320

300-360

360-440

Режимы тренировочной работы
1. В основу комплектования спортивных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства (выполнения норматива мастера спорта России, среднего стажа занятий и возраста спортсменов).

2. Увеличение недельной тренировочной нагрузки и перевод спортсменов в следующие группы обучения обусловливаются стажем занятий, выполнением контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, уровнем спортивных результатов.

3.Установленная недельная тренировочная нагрузка является максимальной. Режим тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от этапа и задач подготовки.

Продолжительность одного занятия для групп НП1 г.о. не должна превышать 2-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов. В группах СС продолжительность одного занятия не должна превышать 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.

В зависимости от периода подготовки (переходный, подготовительный, соревновательный) недельная тренировочная нагрузка может увеличиваться или уменьшаться в пределах общегодового учебного плана, определенного данной спортивной группе.

Увеличение суммарного годового объёма работы (количество часов в год);

Увеличение годового объёма нагрузки в фехтовании с учётом пола, специализации, индивидуальных особенностей спортсмена;

Увеличение количества тренировочных занятий в течение недельного микроцикла;

Увеличение количества занятий с большими нагрузками в течение недельного микроцикла;

Увеличение количества занятий избирательной направленности, вызывающих глубокую мобилизацию соответствующих функциональных возможностей организма спортсменов;

Возрастание в суммарном объёме доли работы в «жёстких» режимах, предъявляющих высокие требования к системам анаэробного энергообеспечения;

Использование различного рода технических средств и природных факторов;

Увеличение количества соревнований.

Приоритетный путь в решении проблемы повышения эффективности системы подготовки фехтовальщиков высокого класса и рост их спортивных результатов лежит в определении тех специфических задаваемых тренирующих воздействий, которые учитывают состояние спортсмена, его индивидуальные особенности и адаптивность ответов различной срочности, выраженности и направленности. При определении объёмов индивидуальной спортивной подготовки фехтовальщиков необходимо учитывать: - биологические колебания функционального состояния;

Направленность тренировочной нагрузки на подтягивание отстающих способностей и качеств, а также на развитие профилирующих качеств и способностей;

Текущее состояние тренированности спортсмена;

Меру индивидуальной величины нагрузки и её градации;

Индивидуальные темпы биологического развития.

Преподаватель

Педагогика и психология, методист, преподаватель педагогики и психологии

Педагогика и психология

1. Методика разработки образовательным учреждением образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 г.г., 2015

Заведующий учебной частью

Преподаватель: Организация ФСР и БиНФСВД

Физическая культура и спорт, специалист по физ.культуре и спорту

1. Программа: "Компетентностный подход в преподавании менеджмента, экономики, права, ДОУ и информационной безопасности". 2013г.; 2. Организационно-методическое сопровождение практики обучающихся, осваивающих основную профессиональную образовательную программу СПО в учреждениях Москомсорта. 2015г.

Преподаватель

Высшая квалификационная категория, Приказ №5/ап-15 26.11.2015 Департамента образования города Москвы. 1. Информационная среда школы как необходимое условие реализации образовательных стандартов нового поколения. 2013г.; 2. Информационные технологии в преподавании химии. Основы работы в информационной среде. 2013; 3. Особенности подготовки обучающихся к ЕГЕ и ГИА в 2014 году по физике, химии и реализации новых ФГОС НОО.

Преподаватель

английский язык

Программа: "Лингвистика и межкультурная коммуникация"

Высшая квалификационная категория Приказ № 8/а от 29.03.2016 Департамент образования города Москвы. 1. «Английский язык в профессиональной деятельности»; 2. Содержание и механизмы по подготовке обучающихся-спортсменов к ЕГЭ и ОГЭ по английскому языку (говорение), 2015.

Преподаватель

1. Биология; 2. программа: "Психология"

Почетный работник среднего профессионального образования РФ. Высшая квалификационная категория Приказ № 8/а от 29.03.2016 Департамента образования города Москвы. 1. «Современные педагогические технологии и особенности их использования в учебном процессе», 2014; , 2. «Практическое применение Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2014; 3. Компьютерная компетентность в профессиональной деятельности, 2014; 4. Разработка и практика реализации мультимедийных образовательных ресурсов, 2014; 5. Подготовка обучающихся-спортсменов к сдаче ЕГЭ по профильным, дисциплинам в связи с изменениями в контроль-измерительных материалах (биология, обществознание), 2015.

Преподаватель

Учитель физики и французского языка

Почетный работник общего образования РФ. Высшая квалификационная категория Приказ №35/а 25.09.2012 Департамент образования города Москвы. 1. «Практическое применение Федерального закона от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Особенности подготовки обучающихся к ЕГЭ и ГИА в 2014 году по физике, химии и реализация новых ФГОС НОО» 3. «Методика проведения олимпийского урока» 4. «Информационная среда школы как необходимое условие реализации образовательных стандартов нового поколения»; 5. Использование возможностей LMS MOODLE для смешанного обучения, 2015.

Состав занимающихся - молодые мужчины, имеющие вто­рой и третий спортивные разряды. Период - основной. Дли­тельность урока - 120 мин. Вводная часть -25 мин.

Общая разминка :

1. Построение, рапорт, строевые уп­ражнения на месте - 1-2 мин.

2. Ходьба обыкновенная, на носках, на пятках, на наружной и внутренней частях стопы, скрестно, с высоким подниманием коленей, сопровождающаяся разными положениями рук и кор­пуса (руки за голову, на поясе, перед грудью, с поворотами корпуса), постепенно увеличивая амплитуду и интенсивность движений, - 3 мин.

3. Бег в медленном и среднем темпе с изменением положе­ния тела и с добавочными движениями («семенящий», с высо­ким подниманием бедра, с доставакием пятками задней по­верхности бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, правым, ле­вым боком и спиной вперед) - 2-3 мин.

4. Ходьба полувыпадами, а затем и выпадами с одновремен­ными взмахами рук попеременно /вверх-назад, с акцентирова­нием «заднего» толчка ногой - 20-30 сек.

5. Ходьба полувыпадами и выпадами с поворотами корпуса влево и вправо при положении рук перед грудью, акцентируя движения рывками отводимого локтя - 20-30 сек.

6. Стоя в кругу: приседания - на носках (руки на пояс), на всей ступне с выведением рук вперед, пружинистые приседания при параллельном положении ступней и при сильно разверну­тых носках - по 10-12 раз.

7. Из положения ноги на ширине плеч кружение и переме­щения таза в разных направлениях (руки лежат пальцами на газобедренных суставах) -30 сек.

8. Из положения руки в стороны, ноги врозь (пошире) - наклоны с попеременным доетаванием пальцами носка проти­воположной ноги, сначала не сгибая коленей, затем сгибая про­тивоположную наклону ногу и с пружинным приседанием на этой ноге -8-10 раз в каждую сторону.

9. Из положения боксерской стойки (ступни параллельно): поочередные удары (по 4 раза) прямо, сбоку, снизу с резкими поворотами корпуса вокруг вертикальной оси - повторить 4 раза.

10. Из положения ноги на ширине плеч, руки свободно: по­переменные взмахи ногами вперед, назад, в стороны, сопровож­дая соответственными свободными движениями рук-по 6-8 раз каждое упражнение.

11. Из положения выпада - пружинистые покачивания с переменой положения ног поворотами и прыжками (посте­пенно удлиняя выпад) - по 4-б раз на каждую ногу.

12. Из положения высокого старта - имитационные движе­ния бега руками (ногами), из медленных движений к макси­мальным ускорениям, выполняемым по сигналу или самостоя­тельно (по 2-5 сек.),- 1 мин.

Специальная разминка :

1. Передвижения в боевой фехтовальной стойке: шаги впе­ред и назад в левой и правой стойке, полувыпады, выпады,
атаки броском из разных положений и передвижений без ору­жия- 3-4 мин.


2. Те же передвижения с оружием, сопровождая изменением позиций и положений оружия. Упражнении в переключении темпа от медленного легкого движения к быстрому (шаг впе­ред медленный и короткий-шаг вперед большой и быстрый; маленький выпад - полувыпад- полный выпад и после воз­вращения в боевую стойку маленький быстрый шаг назад и скачок назад; легкий медленный шаг вперед - максимально длинный и быстрый выпад; переходы от шага вперед, назад, к максимально быстрой атаке броском - «флеш» и тому подоб­ные движения) - 3-5 мин.

3. Упражнения во вращении оружия усилием только одних пальцев, а также с полной амплитудой движения защиты пря­мые или круговые (гимнастика с оружием для овладения луч­шим управлением оружия). Те же движения оружием, сопро­вождая передвижениями и выпадами,- 2-3 мин.

4. «Бой с тенью» из безостановочных лепких пружинящих передвижений: сначала 30 сек., потом 1 мин., потом 2 мин. В процессе «боя с тенью» выполняются всевозможные фехто­вальные движения и действия с воображаемым противником. Между такими «боями» делаются перерывы на 1-2 мин., во время которых.сообщаются замечания и задания, дается оцен­ка выполнения и пр.,- 5-6 мин.

5. Ходьба с расслаблением мышц плеч и ног- 30-40 сек.

Основная часть - 75 мин.

1. Упражнения с парт­нером в двухшереножном построении: повторение и совершен­ствование простых защит: четвертая, шестая, седьмая, восьмая на месте, с шагом назад, с шагом вперед, сначала по заданию, а затем по усмотрению выполняющих защиты (в зависимости от подачи оружия партнером), с ответами прямо и в другие линии - 20 мин.

2. Совершенствование простых атак прямо и переводом в шестую или четвертую линии на попытку партнера захватить оружие, или на его соединения, или на открывание линии уко­ла - 5-6 мин.

Примечание : каждое из этих движений после хорошего выполнения развивается в схватку с прямыми движениями и с переменой линий.

3. Выполнение круговых защит (шестой и четвертой) на действие партнера: батман-прямой укол. Затем: на пере­водное движение партнера-прямая защита и прямой ответ; на батман прямо-круговая защита и ответ или прямо, или с пе­реводом - 5-6 мин.

4. Тренировка атак с удвоенным переводом (дубле) на по- j пытку переменить соединение и последующую круговую чет­вертую или шестую защиты. Дальнейшее развитие: защища­ющийся берет после круговой защиты еще и прямую и дает прямой ответ; атакующий может или пропустить этот ответ, или, взяв защиту, дать контрответ - 8-10 мин.

5. Тренировка контратакующих действий прямым движени­ем или с переводом на попытку партнера атаковать с обманом или захватить оружие (с последующим защитным и ответным движениями) -4-6 мин.

6. Соревновательные «контры»: один из партнеров защи­щается, другой старается поразить его с дальней дистанции, или простой атакой, или с удвоенным переводом (дубле). За­щищающийся берет только круговые защиты. Каждый из парт­неров считает, сколько раз он сделает укол из десяти атак, по | 3 серии каждый,- 5-7 мин.

7. Учебные вольные бои в медленном темпе с задачей на многократные действия оружием и на непрерывность действий до нанесения одним из фехтовальщиков полноценного укола. Через 6-7 мин. смена партнеров. Провести два таких боя - 14-16 мин.

8. Соревновательные бои в течение 3 мин.- выигрывает тот, кто за это время нанесет больше уколов. Такие бои проводят­ся трижды с разными партнерами-11-12 мин.

9. В парах: поочередные простые атаки в замедленном темпе с хорошей точностью-10 раз.

Заключительная часть - 20 мин. (в спортивных костюмах без оружия).

1. Медленный бег с попутными движениями на расслабле­ние рук и ног - 2-3 мин.

2. Стоя в кругу: упражнения в чередовании напряжения и полного расслабления (сильно вытянуть руки вверх, затея с наклоном вперед полностью расслабить плечи и руки); в по­ложении ноги врозь на ширине плеч корпус слегка наклонен вперед - попеременное расслабление правой и.левой рук; по­переменное расслабление правой и левой ноп- 1-2 мин.

3. Упражнения в растягивании мышц задней поверхности бедер. Из положения ноги широко врозь, не сгибая коленей, достать попеременно одним и другим предплечьем до пола, пружинно покачиваясь в наклоне,- 30-40 сек.

4. Сидя на гимнастической скамье, отклоны с прогибом назад и возвращение в исходное положение. Руки последова­тельно на поясе, за голову, вверх; ноги закреплены зацепом за скамью, стоящую впереди, или удерживаются товарищем - до утомления.

5. Лежа на полу или на гимнастической скамье, поднимание ног до касания носками за головой (ног не огибать) и возвра­щение в положение лежа - по 15-25 раз.

6. Сгибание и выпрямление рук в положении упора лежа за руками: с опорой на пол- 10-20 раз, в том же положении, но держа ноги на скамье или стуле,- 10-12 раз.

7. Упражнения со скакалкой; подскоки попеременно на од­ной и на двух ногах - 3--5 мин.

8. Медленный «семенящий» бег с переходом на спокойную ходьбу- 1-2 мин.

9. Построение в шеренгу, замечания по проведенному заня­тию, назначение индивидуальных заданий и рекомендаций, объявления.

В зависимости от тренированности фехтовальщиков учебно-тренировочные уроки могут иметь изменения в распределении средств и использовании методических приемов проведения упражнений, а также иметь разную интенсивность и продолжи­тельность всего урока и отдельных частей.

Формы проведения упражнений в уроке . Упражнения в уроке фехтования можно проводить в следу­ющих основных формах: 1) без противника; 2) на подсобных снарядах; 3) с партнером; 4) в индивидуальных уроках пре­подавателя и 5) в учебных боях и учебных соревнованиях.

Упражнения без противника проводятся с целью уста­новления и совершенствования основных положений и движе­ний. Здесь устанавливаются правильные координационные взаимоотношения между отдельными частями тела, принима­ющими участие в выполнении движений. Фехтовальщики име­ют возможность в наиболее спокойных условиях заниматься разучиванием, закреплением и совершенствованием элементар­ной техники.

Упражнения без противника представляют специфическую «гимнастику фехтовальщика», которая на первых занятиях служит созданию правильных представлений о движениях и образованию основных двигательных навыков. Затем эти уп­ражнения в каждом уроке входят составной частью в специальную разминку фехтовальщика . Упражнения без противника весьма полезны для совершенствования боевой стойки, передвижений, выпадов, владения оружием и других движений, составляющих основу фехтования. Эти упражнения необходимы для установления и совершенствова­ния техники работы ног фехтовальщиков. Используя упраж­нения без противника, можно значительно увеличить специфи­ческую фехтовальную «оординированность, согласованность работы рук «и ног с движениями оружием. Эти упражнения дол­жны всегда занимать определенное место в обучении и трени­ровке (см. рис. 227).

Упражнения без «противника в начале обучения проводятся в шеренговом строю под команду преподавателя, а затем фехтовальщики выполняют их самостоятельно по заданию. При самостоятельном выполнении следует использовать упражнения перед стенным зеркалом, выполнение под контролем и по команде товарища и пр.

Упражнения на подсобных снарядах применя­ются, как и упражнения без противника, для развития и совер­шенствования специфической координации движений. По сравнению с упражнениями без противника при выполнении упражнений на подсобных снарядах появляются два новых момента: действие зрительного анализатора, который помогает правильно определить расстояние до цели, и более совершен­ное мышечное ощущение, связанное с соприкосновением ору­жия с целью.

Упражнения на подсобных снарядах (рис. 228) делают дви­жения более целенаправленными и воспитывают дисциплини­рованность. Их следует проводить в каждом тренировочном занятии вслед за упражнениями специальной разминки. Они могут выполняться и в других частях урока, особенно в заня­тиях фехтовальщиков старших разрядов, используя перерывы между другими упражнениями или выделяя специальное время. Ряд тренеров рекомендует использовать упражнения на под­собных снарядах в заключение каждой тренировки (рис. 229).

Упражнения с партнером представляют основ­ной вид упражнений в групповых занятиях и по своему значе­нию должны быть поставлены на одно из первых мест в учеб­но-тренировочном процессе. Они применяются для изучения, закрепления и совершенствования фехтовальной техники и так­тики и для развития быстроты реагирования. Здесь начинается формирование и развитие специальных качеств, необходи­мых в бою. Если в упражнениях без противника и на мишенях речь шла о специфической фехтовальной «гимнастике», то в упражнениях с партнером все эти «механические» навыки обретают свой боевой смысл. Здесь развивается способность к действиям в зависимости от положений и поведения против­ника, развивается «тактичеокое мышление».

Упражнения с партнером, в зависимости от учебной задачи, которую они разрешают, могут быть нескольких видов, а имен­но: 1) техническое парное упражнение; 2) взаимоурок, 3) конт­ры, 4) учебные бои.

Техническое парное упражнение применяется преимущественно при изучении новых приемов. Заключается оно в том, что оба упражняющихся по очереди несут обслужи­вающую роль, создавая партнеру определенные условия для учебных выполнений какого-либо изучаемого приема, заверша­ющихся, как правило, нанесением укола-удара обслуживающему партнеру. Оба занимающихся действуют только согласно заданию или по команде преподавателя, помогая друг другу в выполнении заданных действий. Обслуживающий партнер следит за правильностью движений товарища, а если нужно, и поправляет его.

В начале обучения эти упражнения проводятся одновремен­но всей группой в двухшеренговом построении по единому за­данию и под непосредственным наблюдением преподавателя. Затем все большее место занимают самостоятельные упражне­ния по заданиям преподавателя, которые могут индивидуали­зироваться в, зависимости от подготовлеиности фехтовальщиков и их восприимчивости.

Очень полезны взаимные уроки , в которых один из партнеров, по заданию преподавателя, берет иа себя роль обу­чающего, а другой ученика. Обучающий, получая специальное задание на проведение определенных приемов и действий, не­сет ответственность за качество освоения и в связи с этим старается как можно более тщательно проникнуть в существо и детали действий. Через определенные промежутки времени партнеры меняются ролями. По мере освоения приемов их вы­полнение начинает проходить в более быстром темпе, прибли­жающемся к боевому. Затем эти упражнения могут принимать соревновательный характер, и тогда они именуются контрами , В контрах один из партнеров (по предварительному усло­вию) является атакующим, а другой защищающимся. Атаку­ющий, самостоятельно выбирая время начала, старается про­вести обусловленные или необусловленные атаки, обороня­ющийся - отразить их. По прошествии определенного времени или после выполнения заданного количества атак паотнеоы меняются ролями.

Следующая ступень упражнений в парах - учебные бои , в которых ранее пройденные приемы опробуются и закрепля­ются при свободной инициативе каждого из партнеров.

Во время проведения упражнений преподаватель, переходя от пары к паре, делает указания и поправки. Обнаружив об­щую для большинства занимающихся ошибку или недоста­точное понимание задания, преподаватель прерывает упраж­нения и делает указания одновременно всей группе, а если нужно, проводит упражнения и под общую для всех команду. При проведении упражнения во взаимных индивидуальных уроках партнеру, выполняющему роль преподавателя, разре­шается стоять в свободной позе, но обязательно с точным положением вооруженной руки и с подчеркнуто правильными и ясными движениями оружием. Для взаимных уроков следует ставить конкретную и сначала простую задачу, а затем, по мере совершенствования, осложняемую разными условиями (см. примеры индивидуальных уроков).

Упражнения с партнером соответствуют упражнениям, которые проводятся в индивидуальных уроках преподавателя и подчиняются тем же требованиям, т. е. предусматривают повторение пройденных приемов и действий (для закрепления и совершенствования техники переходят к выполнению этих приемов в изменяющихся условиях, приводя постепенно к бое­вому темпу и боевым условиям).

В ряде случаев бывает полезным проводить упражнения в тройках , где один из фехтовальщиков выполняет функции наблюдающего за работой двух других, выполняющих по­ставленное задание. Упражнения в тройках способствуют развитию наблюдательности и инструкторских навыков. Здесь, при активном участии всех фехтовальщиков, не вызывается большого утомления.

Для парных упражнений подбирают партнеров но силам, обеспечивая этим равное участие фехтовальщиков в обучении и тренировке. Для развития способности к правильной оценке разных противников и умения приноравливаться к разным манерам боя рекомендуется (два-четыре раза) менять парт­неров во время выполнения упражнений. При проведении контров рекомендуется ставить одного - обороняющегося - на чер­ту или спиной к стене, чтобы он вынужден был заботиться только о защите оружием, не имея возможностей отхода. Со­ревновательные контры сначала выполняются на заданные дей­ствия, а затем и на все виды, обусловленные заранее. Пример: атакующий имеет право делать атаку с переводом или с двой­ным переводом, защищающийся соответственно защищается прямой или двумя прямыми защитами.

Эти упражнения являются прекрасным средством, позволя­ющим перейти от урочных упражнений к боевым действиям, и должны быть рекомендованы для фехтовальщиков всех разрядов.

Фехтовальщики, достаточно упражнявшиеся с партнером, уже в первых боях показывают правильное понимание приемов и действий и умение пользоваться ими в бою.

Организация и проведение упражнений с партнером требуют от преподавателя повышенного внимания и хорошо продуман­ной организации. Предоставляя фехтовальщикам некоторую самостоятельность действий, преподаватель должен умело руко­водить их ходом.

Упражнения с партнером следует больше разнообразить и проводить, используя различные методические приемы и сред­ства, как-то:

1) самостоятельное выполнение упражнений по заданию преподавателя;

2) одновременное выполнение упражнений по команде преподавателя;

3) поточное выполнение (один за другим) по команде или на условный жест или сигнал преподавателя;

4) серийное выполнение упражнений по команде или сиг­налу (каждая шеренга выполняет упражнение по несколь раз подряд);

5) соревнование на лучшее выполнение заданий попарно;

6) выполнение заданий под контролем товарища (в тройках);

7) выполнение упражнений с помощью партнера, содейст­вующего специальным облегчением условий;

8) выполнение упражнений в «контрах и учебных боях;

9) упражнения в соревновательных боях и т. п.

Упражнения в индивидуальных уроках пре­подавателя применяются для специальной тренировки фехтовальщика.

Индивидуальные уроки являются одним из важ­нейших методов обучения и тренировки. В индивидуальных уроках преподаватель, заранее назначая или вызывая во время группового урока занимающихся к себе, проводит упражнения поочередно с каждым фехтовальщиком и выступает в роли противника, создающего определенные условия для выполнения приемов или действий. Эти уроки позволяют сосредоточивать внимание на действиях одного фехтовальщика и, учи­тывая его особенности, тонко и глубоко работать над его спор­тивным совершенствованием и готовить его к ведению спор­тивного боя с разными противниками (рис. 230).

Для проведения индивидуальных уроков фехтования препо­даватель надевает соответствующий виду оружия специальный костюм.

В индивидуальных уроках сигналом к выполнению заранее обусловленных приемов служит движение оружием или телом преподавателя. Объясненный преподавателем прием осмысли­вается фехтовальщиком во время небольшой паузы (между по­яснением и движением преподавателя). Длительность этой пау­зы зависит от подготовленности фехтовальщика.

В индивидуальном уроке имеется определенная методиче­ская последовательность проведения обучения, которая выгля­дит примерно так:

1) проверяются основные положения и передвижения;

2) повторяются основные приемы нападения и защиты, сна­чала на близкой, а затем на средней,и дальней дистанциях;

3) ранее изученные приемы тренируются в постепенно ус­ложняющейся обстановке и в сочетании с другими действиями, в различных тактических вариантах (включение неожиданных для ученика атак, контратак, ложных и повторных атак препо­давателя, завязывающего боевые схватки);

4) изучаются новые приемы или действия или новые вари­анты уже известных приемов, постепенно усложняя усло­вия;

5) изучаемый прием или новый вариант действий тренируется в сочетании с другими с переходом в различные многотем­повые схватки;

6) снова повторяются основные приемы нападения и защит с большим требованием к точности выполнения и с постепен­ным снижением скорости и нагрузки.

В течение всего урока должна соблюдаться постоянная тре­бовательность к правильности выполнения и пониманию смысла каждого действия для воспитания правильных мысленных представлений и развития правильного мышечного ощущения, характерных для данного приема.

Длительность и интенсивность индивидуального урока зави­сят от подготовленности фехтовальщика и конкретных задач периода тренировки или обучения.

Для фехтовальщиков-разрядников индивидуальный урок имеет основное значение, как наиболее эффективный метод подготовки бойца.

Индивидуальные уроки могут иметь техническую, тактичес­кую и соревновательную направленность. Уроки техниче­ской направленности имеют основной задачей установ­ление и совершенствование техники приемов и действий. Здесь же проводится работа над исправлением ошибок, возникающих в процессе учебных боев и соревнований.

Индивидуальные уроки тактической направленно­сти имеют основной задачей развитие и совершенствование специфических для фехтования приемов и навыков «обыгрыва­ния» противника, воспитание весьма важного «тактического мышления» и умения тактического подавления противника. Здесь устанавливается и развивается понимание основных законов, а затем и тонкостей фехтовального единоборства, развиваются и совершенствуются способности правильного реагирования на разные боевые ситуации.

Этим целям хорошо служат так называемые немые-уро­ки , которые направлены на установление понимания взаимной зависимости действий противников в бою и умения предугады­вать эти действия. В немых уроках преподаватель, находясь в роли противника, ставит предварительные условия, при кото­рых фехтовальщик на указанные действия должен реагиро­вать установленным способом. Затем преподаватель, действуя в неопределенной последовательности указанными приемами, создает условия для применения учеником того или иного прие­ма. Фехтовальщик должен научиться правильно реагировать сначала на простые, а затем и на все более сложные действия.

Пример : фехтовальщиком изучены уколы прямо и с пере­водом и защиты от этих уколов; преподаватель, имея в виду тренировку атак указанными способами со средней дистанции, сначала открывает грудь, опуская оружие и вызывая прямой укол с выпадом; затем из соединения, нажимая на оружие уч,ени-ка, вызывает его на выполнение укола переводом в соответствующую линию; если преподаватель посылает свое оружие на укол, ученик должен защититься и ответить в открытую линию. Сна­чала преподаватель медленно проверяет способность к правиль­ному реагированию на указанные вызовы. После этого он, произ­вольно изменяя порядок приемов, делает указанные вызовы, сопровождая действия различными передвижениями (вперед и назад). Иногда он внезапно атакует ученика сразу же после его возвращения в боевую стойку. Постепенно условия услож­няются, темп движений убыстряется, добавляются простые схват­ки (после атаки ученика, взяв защиту и дав ответ, на его контрответ снова сделать защиту и ответить в другую линию и пр.).

Затем можно добавить повторение атаки на отступление пре­подавателя и т. п.

В зависимости от подготовленности фехтовальщика зада­ния для немого урока могут быть простыми и более сложными и разнообразными, вплоть до не обусловленных заранее дейст­вий преподавателя. В немых уроках развиваются способность к оценке действий противника, наблюдательность и быстрота реакции, приобретаются навыки в выборе и применении прие­мов и действий, варьировании движений, увеличивается под­вижность процессов нервной системы. При выполнении упраж­нений в индивидуальных уроках рекомендуется изредка «не­ожиданно» заканчивать каждое действие ученика построением схватки, а весь урок - маленьким немым уроком, включая в него ранее изученные приемы и действия.

Немые уроки, являясь частью индивидуального урока, тре­буют значительного напряжения внимания со стороны учени­ков, и поэтому на первых порах они должны быть короткими с тем, чтобы не переутомить внимание занимающихся. По мере роста подготовленности они удлиняется и усложняются, пере­ходя в уроки боевого характера.

Уроки боевого характера , или, как их часто назы­вают, уроки вольного боя, направлены на развитие уме­ния применять весь арсенал изученных приемов в соревновании с активно действующим противником. В таких уроках препо­даватель ведет себя как инициативный, но несколько наивный вначале противник, с которым и вступает в соревнование уче­ник. Преподаватель умышленно допускает разные технические и тактические ошибки с тем, чтобы они были обязательно за­мечены и использованы учеником для нанесения укола или удара. Если ученик допускает ошибки, преподаватель исполь­зует их для того, чтобы самому сделать укол (удар), подчерки­вая этим недопустимость подобных действий.

Естественно, что в вольном бою преподаватель должен рас­считывать на подготовленность ученика и выбирать такие дей­ствия и такой темп «боя», который по силам ученику. Индиви­дуальные уроки преподавателя должны давать материал длядальнейшей самостоятельной работы фехтовальщика с партнером, постепенно приучая его к активным и сознательным дей ствиям, которые столь необходимы в спортивном единоборстве

Упражнения в боях и учебных соревнованиях применяются для совершенствования в тактике и технике фехтования, для развития умения применять знания и на­выки в бою с разными противниками. Эти упражнения играют решающую роль в деле воспитания фехтовальщика как бойца.

Учебные бои отличаются от соревновательных задачами к конечной целью. Цель учебного боя состоит в приобретении и совершенствовании умения вести бой, а также опробования тех или иных новых приемов и умений. Результат (счет) боя не имеет решающего значения и не должен приниматься во внимание при ведении учебного боя. Фехтовальщик может со­всем не стремиться к выигрышу, а, напротив, умышленно по­зволять поразить себя уколом или ударом, чтобы лучше про­смотреть способы борьбы с противником, правильно определить контрприемы, проверить возможности выполнения приемов или действий, решить поставленную тактическую или техническую задачу и т. д.

Учебные бои, как и индивидуальные уроки, могут быть на­правлены на решение задач преимущественно технического, тактического или соревновательного (боевого) характера.

Учебные бои, содержащие задачи технического совершенствования, имеют главной целью закрепить технику одного или нескольких приемов, взятых в данном бою за основу. Фех­товальщик старается создать в бою такие условия, которые по­зволяют осуществить эти приемы на фоне других, ранее изучен­ных. Фехтовальщики могут заранее договариваться о тех при­емах, которые один и другой будут стараться использовать как можно чаще. Для этого они могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими условия для примене­ния намеченных к тренировке приемов.

Учебные бои тактического направления име­ют задачей совершенствование фехтовальщиков в тактике, в умении находить и создавать наилучшие условия для приме­нения разных технических приемов. В этих боях могут ставить­ся задачи на тренировку в вызовах, захватах поля боя, раз­ведывании, подавлении инициативы противника, создании и ис­пользовании отдельных моментов для внезапного нападения на противника и т. д.

Учебные бои боевого, или соревновательного характера имеют задачей тренировку в успешном ведении боя в целом. В этих боях фехтовальщик стремится к преобла­данию над противником, но может при этом заниматься и оп­робованием разных приемов и действий для того, чтобы в ре­зультате выбрать наиболее действенные и удобные. Здесь же накапливается опыт ведения боев с разными противниками, развивается специфическая выносливость, воспитывается такти­ческое мышление, приобретаются нужные психические качества и умения (сообразительность, способность предвидеть действия противника, выдержка, инициативность и др.). Чтобы устано­вить действенность приемов в условиях, приближенных к со­ревновательным, учебные бои оканчиваются, как правило, «вольным» боем на условное количество уколов (ударов), в ко­торых каждый фехтовальщик уже старается выиграть бой. Для того чтобы тренировка давала навыки ведения боя с разными противниками, следует менять партнеров через определенные промежутки времени. Обычно учебные бои включают в себя все три вида задач (техническую, тактическую, соревнователь­ную, или боевую, тренировку).

Упражнения в учебных соревнованиях имеют задачей приобретение навыков и опыта боев в условиях сорев­нований, развитие и совершенствование специфической «фехто­вальной» выносливости и способности к перенесению нервных напряжений, развитие и совершенствование моральных и воле­вых качеств фехтовальщика.

Учебные соревнования проводятся по плану через установ­ленные периоды учебно-тренировочных занятий и могут быть внутригрупповыми или с приглашением фехтовальщиков других коллективов. Они проводятся по условиям и правилам офи­циальных соревнований и могут занимать часть времени в кон­це урока или же весь урок. Большой интерес вызывает у фех­товальщиков проведение командных соревнований между свои­ми же, отобранными по какому-то признаку, командами или с командами других коллективов.

Периодически следует проводить соревнования на первен­ство группы. В отличие от официальных соревнований не окон­ченные в один день соревнования могут переноситься на сле­дующий день. Все фехтовальщики должны активно участвовать в организации и проведении соревнований, я также принимать участие в судействе, что весьма полезно для развития наблю­дательности и способности к оценке действий, развития внима­ния, самостоятельности, дисциплинированности и чувства от­ветственности за свои действия. После окончания боев или в начале следующего занятия следует делать разбор боев каж­дого участника соревнований. Эти соревнования следует вклю­чать в учебно-тренировочный процесс уже с раннего времени, в формах, соответствующих подготовленности занимающихся.