Примерная тема научного проекта по русскому языку. Проект "русский язык в современном мире"

Описание проектА

Добрый день. 6-А класс представляет Вашему вниманию проектную работу.

Многие из нас не раз слышали фразеологические обороты в речи взрослых, но сами используем их редко и часто не понимаем смысла услышанного фразеологизма. Но фразеологизм важная выразительная единица русского языка. Фразеологические обороты - особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, - должны возвратиться в речь детей и обогатить её. Русский человек должен уметь пользоваться этим средством выразительности. Исходя из этого, мы сформулировали тему проекта - «Фразеологизмы в нашей речи». Творческое название проекта: «Ох, уж эти фразеологизмы».

Мы провели анкетирование среди учащихся и учителей нашей школы. Результаты вам сейчас покажем. Задавали такие вопросы….

Выводы анкетирования…..

Итак, фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

Попробуйте угадать фразеологизмы по рисункам:

В ходе нашего проекта мы узнали, что источники возникновения фразеологизмов могут быть разные:

1)исконно русские

2) старославянские

3) латинские и греческие 4) западноевропейские

Мы знаем, что Древняя Греция дала начало развитию цивилизации. Посмотрите, какие фразеологизмы берут начало из древней мифологии…

Из Библии, Евангелия произошел, например, такой фразеологизм, как «манна небесная»…

Из Древней Руси берут своё начало следующие выражения….

Одной из задач нашего проекта было: найти литературные, авторские фразеологизмы. Как оказалось, многие поэты и писатели сами придумывают новые интересные выражения, которые становятся крылатыми. Например, знакомясь с творчеством Ивана Андреевича Крылова, мы нашли очень много интересных крылатых выражений.

Также много крылатых выражений у писателя- сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина…..

Я вижу, что вы устали. Предлагаю провести небольшую фразеологическую физминутку…

Продолжаем нашу работу. Обязательно нужно сказать, что такое явление, как фразеология или идиомы есть не только в русском языке. Например,

В английском языке есть такие фразеологизмы, которые соответствуют нашим…

работая над проектом, мы узнали, что у ФР. бывают синонимы, антонимы, омонимы….

А как вы думаете, какое любимое выражение у наших учителей?...

У учеников?...... у родителей?.....

Итак, работая над проектом, мы узнали около 100 фразеологизмов. Убедились, что нужно знать значения фразеологизмов, чтобы уместно использовать их в своей речи. Выяснили, происхождение некоторых выражений. Узнали, что у них есть синонимы и антонимы. Мы учились работать с информацией (выбирать нужную информацию, анализировать, обобщать, делать выводы). Приобрели навыки работы в группе.

Уверены, мы убедили вас, что фразеологизмы необходимо использовать в речи, т.к. они делают ее более яркой и выразительной.

Просмотр содержимого документа
«Проект по русскому языку»

Проектная работа учеников 6-А класса ГБОУ СОШ№60 г.Севастополя

Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Лещенко О.В .



Ох, уж эти фразеологизмы!

И что же они затеяли?


Задания нашего проекта:

Познакомиться

Узнать

с новыми фразеологизмами и их значениями

историю возникновения фразеологизмов

Провести опрос и сделать анализ результатов





Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи?

Ответы учителей:

  • Украшают нашу речь, делают ее более выразительной
  • Заставляют думать, размышлять о значении сказанного
  • Эмоционально обогащают нашу речь

Ответы учеников:

  • Украшают нашу речь
  • Помогают точно выразить свою мысль

Результаты исследования показали:

  • Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников. Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм.
  • Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи.
  • Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи.
  • Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что

фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.


Фразеологизмы это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

  • Угадайте фразеологизмы

Водить за нос

Лить крокодиловы слёзы


Заткнуть за пояс


Источники фразеологизмов

1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ;

2) старославянские (ищите и обрящете) ;

3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту);

4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)


Фразеологизмы, пришедшие из мифов

Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения.

Ахиллесова пята уязвимое место.

Дамоклов меч нависшая, угрожающая опасность.

Двуликий Янус - двуличный человек.


Интересный факт

  • Пуп земли по-другому называется Омфал. Это камень, обозначавший центр мира. По легенде, именно его проглотил бог Крон вместо малыша Зевса.

Манна небесная –

что – либо крайне необходимое, желательное, ожидаемое.

Согласно библейской истории, Бог каждое утро посылал евреям во время их исхода из Египта через пустыню в землю обетованную пищу – манну. Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении что-либо ценное, редкое. Когда с нетерпением ждут чего-то заветного, то произносят фразу «ждать как манны небесной».


Русские фразеологизмы:

  • «Без копейки» – совсем не имея денег.
  • «Болтать языком» - говорить много и не по существу дела.
  • «Типун тебе на язык» - Не надо так говорить ни в коем случае, чтобы эти слова не оказались пророческими.
  • «Бросить на ветер» – попусту растратить.
  • «Висеть на волоске» – быть под угрозой чего либо.

Спустя рукава –

относиться к делу неохотно, работать кое – как, с ленцой

В Древней Руси носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами; не засученные конца их ниспадали до колен, а то и до земли. Естественно, что, не подняв таких рукавов, нечего было и думать о работе. Близко к этому выражению стоит второе, противоположное ему по смыслу и, можно думать, родившееся позднее: «Работать засучив рукава», то есть решительно, горячо, с полным старанием.


Фразеологизмы из басен Крылова

  • «А Васька слушает,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»).
  • «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»).
  • «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»).
  • «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Фразеологизмы из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

Фразеологизм

Лексическое значение фразеологизма

держать камень за пазухой

Название сказки

таить злобу

ни пяди не уступить

«Дикий помещик»

нисколько не отдать

стоять на своём

«Дикий помещик»

добиваться выполнения своих требований

моя изба с краю

на бобах разводить

нежелание принимать участие в каких-либо делах

«Дикий помещик»

«Вяленая вобла»

гадать

некуда носу высунуть

«Вяленая вобла»

некуда выйти

ума палата

«Премудрый пескарь»

иметь много ума

гляди в оба

«Премудрый пескарь»

будь бдителен

«Премудрый пескарь»


Отдохнём!

Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Дадим задний ход. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Побьём друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь -- руки в брюки. -- Подержим нос по ветру. -- Намылим друг другу голову. --Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.


Фразеологизмы в других языках

  • Английские фразеологизмы:
  • «To kill two birds with one stone» - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев)
  • «Hungry as a hunter» - голодный как охотник (голодный как волк)
  • « Rolling in money» - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Мы узнали, что у фразеологизмов бывают омонимы, синонимы и антонимы

Пустить петуха - фальшиво произвести мелодию.

Пустить петуха –поджечь что-то.

Ума палата -семи пядей во лбу

Голова на плечах - светлая голова.

Два сапога пара – одного поля ягоды.

Перековать мечи на орала – вложить меч в ножны.

Хоть пруд пруди - кот наплакал.

Засучив рукава – спустя рукава.

Заварить кашу – расхлёбывать кашу.

Тяжёл на подъём - лёгок на подъём


Любимый фразеологизм

У учителей – ни свет ни заря.

У учеников – как с гуся вода.

У родителей – зарубить на носу.


Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой


Лбова Настя, Токарев Ярослав, Константинова Катя

Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.


«В мире фразеологизмов».

Аннотация


В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Учебный проект по русскому языку.

Тема «В мире фразеологизмов»

Учитель: Крыс Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Работая по УМКВ В.Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой, в основе которой лежит формирование и развитие учебной деятельности школьников, понимаешь, как важно для ребенка ощущать себя субъектом своей учебной работы. Надо давать детям больше свободы и самостоятельности в мыслительной и практической деятельности. И к этому располагает проектная деятельность, направленная на развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умение видеть, формулировать и решать проблему.

Организация работы над учебным проектом по теме:
«В мире фразеологизмов».

Аннотация
Проект «В мире фразеологизмов» разработан для учащихся 5-х классов общеобразовательных школ. Использован при изучении темы «Фразеология». Главным в этом проекте является развитие у учащихся навыков работы с информацией, формирование у них культуры исследования, развитие коммуникативных качеств.
В ходе проекта учащиеся самостоятельно проводят групповые исследования по различным источникам информации (печатные, Интернет, социологический опрос) и оформляют результаты своих исследований в виде презентации, буклета, информационного бюллетеня и т.д.
В процессе работы над проектом у учащихся формируется представление о фразеологизмах как источниках богатства и выразительности русской речи.

Визитная карточка проекта

Крыс Ольга Анатольевна

Регион, в котором находится школа

Иркутская область, Усть-Удинский район, п. Усть-Уда

Название учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»

Тема учебного проекта

В мире фразеологизмов

Пункт тематического учебного плана школьного предмета

Фразеология

Предметные области

Русский язык, информационные технологии

Класс

5 «а»

Дидактические цели проекта

Формирование у учащихся высокой речевой культуры общения

Развитие навыков самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативности, умений работать в команде.

Методические задачи проекта

Сформировать представление о фразеологизмах в русском языке, разнообразии их видов, происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру говорящего.

Развить навыки сбора и обработки информации.

Развить навыки исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос

Как влияют фразеологизмы на речевую культуру говорящего?

Вопросы учебной темы (проблемные )

Заварить кашу?

Откуда и как появились фразеологизмы?

Одинакова ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах?

Можно ли с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному?

Отражают ли пословицы и поговорки жизненный опыт русского народа?

Самостоятельные исследования учащихся в учебном проекте?

Раскройте понятия «свободные и несвободные словосочетания».

Выявите, в какой степени люди знакомы с фразеологизмами, проведите социологический опрос.

Узнайте, какими путями появились в русском языке фразеологизмы.

Выясните, влияет ли степень самостоятельности слов во фразеологизмах на их значение.

Проверьте, как можно с помощью фразеологизмов выразить одну и ту же мысль по-разному.

Подберите пословицы и поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.

Группа 1 - сбор материала о свободных и несвободных словосочетаниях (Эгго Настя), социологический опрос учащихся 5, 9-го классов, учителей о значении фразеологизмов

(Развозжаева Ксения), создание буклета (Лукащук Максим, Стукань Миша)

Группа 2 – сбор материала о путях появления в русском языке фразеологизмов (Митюкова Алена, Константинова Катя), создание опорного конспекта (Лбова Настя, Реутова Настя).

Группа 3 – сбор материала о фразеологических единствах (Барахтенко Никита), сращениях (Гамаюнов Денис), сочетаниях (Токарев Алексей), создание бюллетеня (Москалева Татьяна).

Группа 4 – сбор материала о фразеологической многозначности, синонимии, антонимии – работа со словарями – (Моловикова Люда, Линькова Таня) и оформление презентации (Евдокимова Полина).

Группа 5 – подбирают крылатые слова, пословицы, поговорки, отражающие жизненный опыт русского народа (Медведева Люда, Горбунова Юля), оформление словаря (Дудник Данил).

Педагогическая поддержка

Консультирование учащихся.

Оформление результатов проекта

Презентация, информационный бюллетень, буклет.

Программно-техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта.

Техническое оснащение

Компьютер, принтер, сканер, проекционная система, доступ в интернет.

Программное обеспечение

Издательские программы, мультимедийные энциклопедии, текстовые процессоры.

Время, требуемое для выполнения проекта

2 урока

Материалы на печатной основе

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. докт. филол. наук, проф. Н.Ю.Шведовой. – М.: Рус.яз., 1981.
  2. Русское слово: Факультативный курс "Лексика и фразеология русского языка": Пособие для учащихся / Л.А. Введенская, М.Т.Баранов, Ю.А.Гвоздарев. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.: Рус.яз., 1986.
  4. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. – М., Медиа, 2007.
  5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., Просвещение. 1990.

Другие принадлежности.

Интернет, ресурсы . www. elhovka.narod.ru

www. school-sector.relarn.ru

Юдинцева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Творческие проекты

на уроках русского языка и литературы

Творчество - момент создания

будущего в настоящем.

Введение

В последнее время слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизирует новизну и нестандартность подхода в решении задач.

Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная на применение фактических знаний и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. "Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить". Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.

Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она личностно ориентирована; характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах; Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:

1) самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2) учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3) приобретают коммуникативные умения, работая в группах;

4) развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, обобщения);

5) развивают системное мышление.

Творческие проекты на уроках русского языка

В 5-6 классах учащимся предлагаю создать «Энциклопедию одного слова». Это задание с удовольствием выполняют и ученики 7-10 классов.

Тип проекта: творческий.

Проблема: мы плохо знаем историю некоторых слов, их родословную, а ведь это так интересно.

Почему: информации много, но она находится в различных источниках, что затрудняет работу со словом.

Что делать? Составить энциклопедию одного слова, собрав из различных источников информацию о слове.

Как? С использованием квазиисследовательской деятельности

Результат: сборник работ учащихся

Первый этап - погружение в проект. Учитель должен пробудить у детей интерес к теме проекта, очертить проблемное поле, расставляя акценты значимости. Учитель совместно с учащимися определит цель и задачи проекта - поиск способов решения проблемы проекта.

Второй этап - планирование работы по решению задач проекта. При определении заданий для каждого учащегося используем дифференцированный и индивидуальный подход с учетом учебных возможностей, интересов, склонностей учащихся. В этом проявляется также личностно ориентированный аспект проектной деятельности.

Вместе с учащимися составляем примерный план энциклопедии одного слова:

Значение слова

Происхождение слова

Однокоренные слова (близкие и дальние родственники)

Синонимы (если есть)

Антонимы (если есть)

Фразеологизмы и афоризмы с этим словом

Жизнь слова в словарях иностранных слов (это задание интересно старшеклассникам)

Интересные факты из жизни слова

Грамматические разборы слова (фонетический, морфемный, морфологический)

Жизнь слова в предложении (синтаксический разбор предложения, в которое включено данное слово)

Жизнь этого слова в других словарях

Жизнь слова в фольклоре (пословицы, поговорки, загадки, частушки)

Жизнь слова в литературе (стихи, сказки, рассказы)

Кроссворд с этим словом

Акростих, ассоциации, рифмы

Иллюстрации к слову

План энциклопедии примерный, и ученики могут как убавлять, так и добавлять страницы в своей работе.

Третий этап - осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют большую самостоятельность в поиске информации по теме, отборе, анализе, систематизации, обобщении материала. Безусловно, обучающиеся должны владеть всеми методами и технологиями, которые они используют в самостоятельной работе. Учитель постоянно контролирует, нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности, ведь при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.

Четвёртый этап - презентация проекта. Именно на презентации появляется ощущение завершенности. Этот этап необходим для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

Для «Энциклопедии одного слова» ученики сами подбирают слова. За последние годы составлены энциклопедии слов: календарь, дружба, любовь, Родина, берёза, котёнок, часы, мушкетёр, зима, мировоззрение, учитель…

После того, как все индивидуальные проекты сданы, наступает черед группового проекта - оформление сборника «Энциклопедия одного слова».

Несомненно, важным итогом работы обучающихся является оценка результатов, где участники проекта делятся мнениями, учитель оценивает активность обучающихся, креативность, качество и объем использованных источников.

Рассмотрев подробно работу над одним проектом, назовем темы других творческих проектов по русскому языку :

Сборник творческих работ «Радость жизни». Это печатное издание лучших сочинений по различным темам

Проект «Ода книге»

Сборник творческих работ «Как слово наше отзовется»

Проекты «Дневник Деда Мороза», «Зимние забавы»

Сборник творческих работ «Наши любимые животные»

Энциклопедия имени

По литературе возможно выполнение следующих творческих проектов:

Мой серебряный век (11 класс)

Мой Пушкин

Дружеские, семейные и любовные отношения героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

Проект «Опорные конспекты» к литературным произведениям. Например, Н.В.Гоголь «Невский проспект»: «Две дороги с Невского проспекта».

Константин Георгиевич Паустовский сказал: « Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». Творческие проекты по русскому языку и литературе - та самая пища для творчества.

Темы проектов по литературе и русскому языку

5класс


1. Античная мифология в "Хрониках Нарнии" ("Лев, колдунья и волшебный шкаф").

2. Былина "Илья Муромец и Соловей разбойник" в современном кинематографе
(мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).

3. Миф об Орфее в произведениях живописи

4. Образ Геракла в произведениях живописи

5. Образ дракона в детской литературе

6. Подвиги Геракла на античных вазах

7. Красна речь пословицей

8. Литературная сказка – прямая наследница сказки народной

9. Мы в зеркале пословиц

10. Малые жанры фольклора

11. Русская народная тематика в курсе математики 5 класса

12. Фольклор моей семьи

13. Фольклорная шкатулка

14. Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Ночь темная-темная».

15. Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон» (на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».

16. Образы животных в рассказах В.П. Астафьева «Гуси в полынье» и «Белогрудка»

17. Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».

18. Гоголь Н.В. - словесный кулинар.

19. Предметный мир в повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики»

20. Символика цвета в повести Гоголя «Тарас Бульба»

21. Басни Крылова и сказки Салтыкова-Щедрина.
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).

22. Образ волка (лисы) в народных сказках и в баснях Крылова

23. Повесть Н.С. Лескова "Левша" и ее кинематографическая интерпретация.

24. Словотворчество и народная этимология в произведениях Н.С. Лескова

25. Античные образы в поэзии А.С Пушкина.

26.

27. Античные имена в ранних рассказах А.П. Чехова

28. Имена героев греческой мифологии в ранних рассказах А.П. Чехова

29. "Чины и звания" героев в ранних рассказах А.П. Чехова

30. Средства выражения комического в сказке Л. Филатова «Про Федота-стрельца».

31. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку земли нужно?».

32. Языковая игра в произведении Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес".

33. Герои английских лимериков

34. Литературные портреты героев в "Приключениях Гекльберри Финна" и иллюстрации к книге.

35. "Приключения Гекльберри Финна": карта путешествий.

36. Литература и мой край

37. Мои ровесники в литературных произведениях

38. Какие загадки знают современные школьники?

39. Писатели, поэты рядом

40. Произведения в интерпретации иллюстраторов

6 класс

    Самоотверженность, любовь и страдание в сказке Андерсена «Русалочка»

    Мифоэпическая основа рассказа Астафьева «Деревья растут для всех»

    Мифоэпическая основа книги Астафьева «Последний поклон»

    Мистика и реальность в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»

    Роль мистики в творчестве Гоголя

    «Цветные» прилагательные в произведении Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

    Роль пейзажа в художественном мире феерии Грина «Алые паруса»

    Цветовые образы в феерии Грина «Алые паруса»

    Образ морской волны в поэзии лермонтова

    Тема дуэли в лирике Лермонтова

    Быт и нравы русского дворянства(на примере романа Пушкина «Дубровский» и сборника «Повести белкина»)

    Образ няни в жизни и творчестве Пушкина

    Завтрашний день книги

    Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола»

    Литературные места нашего города

    Литературные места нашей области

    Особенности организации художественного пространства в романах-путешествиях

    Образ учителя в произведениях писателей 20в

    По следам литературных героев

    Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналоги в современном языке.

    Прозвища моих одноклассников и их значения.

    Тексты современных песен: поэзия или антипоэзия.

    Что читают мои сверстники?

    Что читают в моем классе?

    Тема любви в произведениях Драгунского, Нагибина, Фраермана.

    Роль эпитетов и метафор в повести И.Христолюбовой « Топало и чертенок Тришка»

    Ричард Львиное Сердце в повести А.Линдгрен и исторической легенде.

    Зачем нужны псевдонимы?

    Семантика образа камня в художественном мире сборника О.Мандельштама «Камень»

    Словообразовательные инновации в речи подростков

7 класс

1. Географические знания в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

2. Кинематографические приемы в романе А. Беляева "Остров погибших кораблей".

3. Поэтизация бытовой жизни в творчестве Б. Окуджавы.

4. Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести "Тарас Бульба").

5. Образ Петербурга в "Петербургских повестях" Н.В. Гоголя.

6. Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

7. Биологические знания героев романа Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан" и современная наука.

8. Латинские "крылатые выражения" в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

9. Терминологическая лексика в романе Ж. Верна "Пятнадцатилетний капитан".

10. Античные образы в поэзии А.С. Пушкина.

11.

12. Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А. Сахарова.

13. Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».

14. От комических поэм А.С. Пушкина ("Граф Нулин", "Домик в Коломне") к комическим поэмам М.Ю. Лермонтова ("Сашка", Казначейша", "Сказка для детей").

15. Библейские цитаты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина (любое произведение).

16. Комическое и его формы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

17. Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).

18. Говорящие фамилии в произведениях писателей.

19. Имена античных героев в бытовой жизни современного школьника.

20 Какие существуют литературные премии сегодня

21. Литературные сообщества в Интернете.

22. Образ дождя в творчестве современных поэтов

23 Античные образы в поэзии Ф.М. Тютчева.

24. Древнерусская "Повесть о Петре и Февронии" и ее кинематографические интерпретации

25. Образы растений и цветов в литературе

26. Памятники литературным героям

27. Письма героев и их роль в сюжетах пушкинских произведений

28. Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны

29. Слова-символы в японской поэзии

30. Языковые средства создания юмора в произведениях

8 класс

1. Символика жёлтого цвета в произведениях Ф.М. Достоевского и А.А. Ахматовой

2. «Собачье сердце» М. Булгакова и В. Бортко

3. Художественная природа и функция гротеска в «Петербургских повестях» Гоголя.

4. Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова

5. Использование старославянизмов в лирических произведениях А.С. Пушкина

6. Традиции жанра «готической новеллы» в повести Пушкина «Пиковая дама».

7. Казачество в поэтическом и историческом сознании А.С. Пушкина

8. Фольклорные традиции русской народной сказки в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

9. Пейзажи Тургенева и их место в структуре художественного повествования

10. Своеобразие «народных портретов» в «Записках охотника» И.С. Тургенева.

11. Анализ тематической группы пословиц и поговорок, включающих в свою структуру личные имена

12. Древнерусская и западноевропейская версии сходного сюжета (сопоставление "Повести о Петре и Февронии Муромских" и романа "Тристан и Изольда").

13. Игра морфемами и морфологическими признаками в современной отечественной литературе

14. Использование антонимов для создания контраста, антитезы, оксюморонов

15. Образ Богородицы в русской иконописи и русской литературе

16. Образ предмета-символа в русской и зарубежной литературе

17. Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея» и в русских волшебных сказках.

18. Одиссея и русские народные сказки

19. Роль газетного заголовка в эффективности печатных СМИ

20. Символика поэмы «Медный всадник».

21. Собираем «зеркала»! («Снежная королева», «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях», «Светлана», «Алиса в Зазеркалье», «Ночи перед Рождеством

22. Стилистические функции синонимов в произведениях художественной литературы.

23. Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы

24. Штампы и стереотипы в современной публичной речи.

25. Пейзаж в поздних рассказах Л.Н.Толстого.

9 класс

1. Особенности поэтического языка «Горе от ума».

2. Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", в постановках русских театров.

3. Герои века в романах М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и А. Мюссе «Исповедь сына века».

4. Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова

5. Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

6. Актуальность фантастических образов Н.В. Гоголя для современной России

7. Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.

8. Интертекстуальность романа И.С. Тургенева "Отцы и дети

9. Мир дворянской усадьбы и мир города в романах «Гордость и предубеждение» Джейн Остин и «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

10. Арина Родионовна Яковлева в жизни и творчестве А.С. Пушкина

11. Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

12. Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

13. Дуэль в жизни и творчестве А.С. Пушкина

14. Книжные полки Онегина

15. Поэтизмы в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

16. Приметы времени и быта в романе в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

17. Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова: «Маленькая трилогия».

18. Э. Дикинсон и М. Цветаева: схожие мотивы лирики.

19. Женские судьбы в стихах в лирике Цветаевой и Ахматовой.

20. Влияние творчества Дж. Байрона на русскую классическую литературу

21. Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы

22. Коммуникативная функция подростковой анкеты

23. Концепция любви в произведениях А.И. Куприна

24. Образ города в творчестве С. Довлатова

25. Образ моря в русской классической литературе

26. Образ собаки в литературе XX века

27. Птичьи фамилии в литературе

28. Цветовая палитра в романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».

29. Языковая палитра в «Слове о полку Игореве…».

30. Экологический контекст романа Германа Мелвилла «Моби Дик

10 класс

1. Зооморфная символика романа И.А. Гончарова «Обрыв».

2. Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание

3. Реформы Александра II и их отражение в романе "Преступление и наказание»

4. Риторические приемы в диалогах героев Ф.М. Достоевского (на материале нескольких эпизодов романа "Преступление и наказание").

5. «Шекспировское» в русской прозе второй половины XIX века (на материале одного из произведений Ф.М. Достоевского).

6. Что читают герои романа Достоевского «Преступление и наказание»

7. Пословица в творчестве А.Н. Островского (любое произведение)

8.Значение стихотворения Пушкина «Рыцарь бедный» в структуре романа Достоевского « Идиот»

9. Образ Петербурга в произведениях А.С. Пушкина

10. пушкинский интертекст романа Гончарова « Обыкновенная история»

11.Вооружение русской и французской армий в романе Толстого «Война и мир»

12. Изображение военных действий в произведениях Толстого

13. Рассказ Геродота о скифах и рассказ Толстого «Много ли человеку на земле нужно?»

14. Роль сравнений в романе Толстого « война и мир»

15. Традиции русского и немецкого романтизма в очерке Тургенева «Призраки»

16. Античные образы в поэзии А.А.Фета

17. Тютчевские размышления о космосе и хаосе

18. Звуковые образы в стихотворениях Ф.И. Тютчева о природе

19. Кольцевая композиция в стихотворениях А.А.Фета

20. А.Меньшиков в истории и в литературе (по роману Толстого А. «Петр 1»)

21. Герой современной русской и французской литературы

22.Герой-правдоискатель в литературе конца 20-начала 21 в

23. Карты и карточная игра в литературе 19 в

24. Женские судьбы в стихах наших современниц

25.Образ еды в произведениях русских писателей

26. Образы деревьев в русской поэзии 19в

27. Язык и юмор в произведении Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»

28. Учитель…Какой он на страницах отечественной литературы?

29. Флора и фауна в поэзии Серебряного века

30.Шолоховская география: от истоков до Нобелевского триумфа.

11 класс

1.А.Пушкин в лирике А.Ахматовой

2.Цветовая символика образа розы в поэзии Ахматовой

3. Цветы в поэзии Ахматовой

4. Эпиграф как средство формирования диалогической модальности художественного текста в произведениях Ахматовой

5. Игра как прием постмодернизма в творчестве Акунина

6. Художественные приемы и особенности романов Акунина

7. Библейские мотивы в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»

8. Вечные темы в романе Булгакова « Мастер и Маргарита»

9. «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Фауст» Гете

10. Роман Булгакова в оценке священнослужителей

11. Твой выбор:жизнь или…(проблема наркомании в произведениях Булгакова « Морфий» и Айтматова «Плаха»)

12 Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя

13. Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью.

14. Трансформация идеи вечной женственности в В.Соловьева в образе Прекрасной Дамы в творчестве Блока

15. Телевидение и литература: что окажется сильнее?

16. Своеобразие стиля сатирических рассказов М.Жванецкого

17. Роль снов в литературных произведениях.

18. Средства речевой выразительности в различных типах политического текста(на материале предвыборных публикаций)

19. Развитие жанра антиутопии в литературе 20в

20. Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.

21. Памятники литературным героям в России.

22. Мир фэнтези в современной литературе

23. Концепт «грусть» и «тоска» в русском фольклоре и поэзии Кольцова

24. Использование устаревших слов в повседневной жизни.

25. Влияние драгоценных камней на судьбы литературных героев.

26.Концепты «истина» и «правда» в русском языке и произведениях Платонова.

27. Концепт «пустыня» в русской поэзии 19-20 вв

28. Интерпретация образов славянской мифологии в романе М.Вишневецкой «Кощей и Яга или небесные яблоки»

29. «Их взоры прикованы к небу» (мотив звезды в русской поэзии 19-20 в)

    Никнейм как разновидность современных антропонимов

Фильм учащихся 8И класса "Есенин и Лидия Кашина"

В преддверии 120-летия со дня рождения С. А. Есенина мы с ребятами побывали в селе Константиново Рязанской области, посетили дом поэта, дом Лидии Кашиной, литературный музей, посмотрели окрестности. Конечно, сняли видео и решили использовать его для создания небольшой биографической справки на тему: "Есенин и Лидия Кашина". С результатом нашей работы вы можете познакомиться

Фильм учащихся 10И класса "Карабиха"

Проект учащихся 10И класса в виде заочной экскурсии "Карабиха"

Я как-то летом побывала в Карабихе, сняла там видео и сделала фото, а вот ребята написали сценарий экскурсии и смонтировали фильм. Недостаток работы детей - это то, что они не умеют декламировать. Есть над чем работать.

Работа учащейся 11И класса Галынской Карины

Это коллективная работа ребят разных лет

Ниже дан пример оформления лингвистической сказки в форме клипа. Ребята сочинили сказку, потом Степанова Даша нарисовала кадры, их отсканировали, потом записали звук и на звук наложили картинки. Вот фильм и готов! Конечно, тема и так простая, надо бы что-то потруднее.

Не с глаголами. Лингвистическая сказка

Владимир Красно Солнышко. Проектная работа Шестернёнковой К. и Литвиненко А.

"Судьба священника Константина Голубева"

Документальный фильм "Фёдор Недосекин"

Эта проектная работа участвовала в городском конкурсе "Шаг в будущее. Электросталь - 2010". Мы хотели рассказать о человеке, о котором узнали от его внука - Константина Васильевича Владыченского. Фильм наш рассказывает о священнике Богородского края отце Сергии Владыченском. Он был репрессирован, как многие священнослужители в 30 годы. О его судьбе, поведанной нам его внуком, мы и рассказали в этом фильме. Авторы проекта - Симагина Екатерина, Коренкова Нина, Клиншова Ксения. В озвучании фильма помогали учащиеся 11М класса и К. В. Владыченский.

Документальный фильм из цикла "Священники Богородского края" "Отец Сергий Владыченски"

В 2009 году мы отметили 210-летие со дня рождения А. С. Пушкина. В городе проходил конкурс минипроектов "Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу". Я предлагаю вам познакомиться с проектом-победителем - видеоклипом "Памяти Пушкина". Над проектом работали учащиеся 7М класса Красотенко Татьяна, Судакова Кира и Кузнецова Екатерина.