Политический статус личности
Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:
правом избирать и быть избранными
свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов
правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти
принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.
Он является активным субъектом политического процесса.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, роли .
Политические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.
Ее политическими ролями могут быть роли:
рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.
профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;
политического лидера человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом
Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.
Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль
Этапы политической социализации:
1-й этап детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;
4-й этап вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.
В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию .
1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.
2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Типы участия личности в политике:
1) бессознательное (поведение человека в толпе)
2) полусознательное (политический конформизм) понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.
3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение
2 вар. Политический статус личности
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.
В политологии выделяют следующие основные типы личности:
аполитичная личностьотчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
пассивная личность с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
общественно-политический деятель;
профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
политический руководитель лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:
наличие системы политических ценностей;
относительная стабильность политических мотивов;
способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
* Политическая социализация процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.
В политике, как и любом другом виде деятельности, выделяются субъект (тот, кто действует) и объект (на что/на кого направлены действия).
Что касается объекта политики , то обычно политическая деятельность направлена на решение экономических, социальных, культурных, национальных, демографических, молодежных, экологических вопросов. В связи с этим выделяют политику экономическую, социальную и проч.
Субъектами политики могут быть активные участники политического процесса — от отдельного человека до крупных социальных общностей. Основными субъектами политики признаются индивиды, политические элиты, политические организации — партии, общественные организации, массовые движения, государство, социальные группы — нации, классы, страты и т.д.
Человек играет ведущую роль в политическом процессе, поскольку политику делают прежде всего конкретные люди. Именно они вступают в политические отношения, создают учения и теории, определяют стратегию деятельности, устанавливают нормы и подчиняются им. Любой человек, живущий в обществе, так или иначе связан с политикой, даже если он считает себя аполитичным. В частности, он или подчиняется решениям властей, или вступает в конфликт с властью.
Связь человека и государства закреплена в институте гражданства. Обретая статус гражданина, человек получает определенные политические права и свободы. В частности, гражданин может участвовать в управлении делами государства — избирать, быть избранным, участвовать в референдумах и т.п. В демократическом государстве гражданин также может реализовывать свое право на объединение в различные организации — общественные организации, общественно-политические движения и политические партии, он может отстаивать свои права на манифестациях, митингах, шествиях, в пикетах.
Также может влиять на государственные решения, например, направляя личные и коллективные обращения в государственные органы.
Для того чтобы человек реально участвовал в делах управления государством, необходимо сочетание объективных и субъективных условий, определяющих шансы личности на успех в реализации своих политических целей. К объективным условиям относятся гарантированность в государстве политических прав и свобод; отсутствие или наличие дискриминации по расовым, национальным, половым и иным признакам; возможность равного доступа к должностям и позициям. Если политические права не гарантированы, а на пути свободного волеизъявления граждан воздвигнуты бюрократические и полицейские барьеры, человек не сможет реально участвовать в делах управления государством.
К субъективным условиям следует отнести личные характеристики человека (способности, знания, опыт, убеждения, мотивация), а также его активность в отстаивании своих политических интересов и потребностей. По степени политической активности выделяют несколько типов личности:
- абсентеисты (от лат. absens — отсутствующий) — уклоняются от политической активности: участия в выборах, акциях, подписания петиций и т.д.;
- о пассивные участники — соблюдают законы, время от времени участвуют в выборах, но не проявляют политической инициативы;
- активные участники - отдают значительную часть времени
- участию в акциях, партийной и общественной работе;
- полупрофессиональные политики - занимаются политикой «по совместительству», например директор завода, являясь в то же время депутатом парламента, занимается политикой во время парламентской сессии;
- профессиональные политики — воспринимают политику как основную работу, зарабатывают политикой на жизнь.
Эта классификация показывает, что на субъективном уровне главным препятствием для участия граждан в общественной жизни является абсентеизм - уклонение от политической активности. Как правило, абсентеизм возникает вследствие убежденности человека в том, что он ничего не может изменить в политике государства и его голос и активность бесполезны и бессмысленны. Отказ от политических действий может быть выражением протеста, если, например, человек считает, что власть не допускает к выборам достойных кандидатов, или выражением иной тенденции: человек уклоняется от политических действий, так как его все устраивает и он не видит необходимости что-то менять.
Политические возможности человека многократно усиливаются, когда его поддерживают организации и крупные социальные группы: , государства, народы. Такого наиболее авторитетного члена организации, группы, сообщества называют лидером.
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть. Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества. В политологии выделяют следующие основные типы личности:- аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
- пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
- гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
- гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
- общественно-политический деятель;
- профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
- политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:
- наличие системы политических ценностей;
- относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru
Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.
Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.
Политические права и свободы личности :
1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.
3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.
4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.
5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.
Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.
На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:
1. Цивилизационный фактор исторического развития.
2. Национально-исторический фактор.
3. Социально-экономический фактор.
Функции политической культуры:
1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.
2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.
3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.
4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.
Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:
1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.
2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.
3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.
Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.
Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.
Типы политических ролей :
1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.
2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.
3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.
4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.
5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Информация к сведению :
1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.
Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.
Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.
3. Дополнительная информация из интернет:
Политическая культура:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Глава VIII. Право.
Политический статус личности
Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:
правом избирать и быть избранными
свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов
правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти
принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.
Он является активным субъектом политического процесса.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, ро ли .
П олитические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.
Ее политическими роля ми могут быть роли:
рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.
профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;
политического лидера - человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом
Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.
Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль
Этапы политической социализации:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.
В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторич ную социализацию .
1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.
2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Типы участия личности в политике:
1) бессознательное (поведение человека в толпе)
2) полусознательное (политический конформизм) - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.
3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение
2 вар. Политический статус личности
Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.
В политологии выделяют следующие основные типы личности:
аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
общественно-политический деятель;
профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.
Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:
наличие системы политических ценностей;
относительная стабильность политических мотивов;
способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
* Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.