Установочные рефлексы. Установочные рефлексы мозгового ствола Выпрямительные рефлексы

Один из физиологических рефлексов новорождённых, относится к группе мезенцефальных установочных рефлексов. Установочный лабиринтный рефлекс является новым этапом развития двигательной сферы, сменяя тонический лабиринтный рефлекс. Он способствует переходу ребёнка из горизонтального положения в вертикальное.

Техника вывления : ребенка держат свободно в воздухе лицом вниз. Вначале он поднимает голову (результат лабиринтной установочной реакции), так что лицо находится в вертикальной позиции, а рот – в горизонтальной, затем наступает тоническое разгибание спины, ног. Иногда оно может быть настолько сильным, что ребенок изгибается дугой, открытой кверху («поза Бэтмена»). Если пригнуть голову ребёнка к груди, разгибательный тонус исчезает и тело складывается, как перочинный нож. Рефлекс появляется в возрасте 5-6 мес, а его отдельные элементы (см. ниже) – раньше. На втором году жизни он начинает угасать.

Рефлекс Ландау (источник: http://www.cecsep.usu.edu/ resources/general/atdatabase/positioning/images/IMAGE106.jpg)

Что касается «появления отдельных элементов рефлекса Ландау», то они появляются ок. 2 месяцев и могут наблюдаться при положении ребёнка на ровной поверхности. Так, приподнимание и удерживание головы, возникающие у ребёнка в положении на животе, отмечается в норме со 2-го месяца жизни. Позже (после 2 месяцев) ребёнок, будучи повёрнутым на живот на ровной поверхности, опирается на предплечья, затем (с 3-4-го месяца) – на разогнутые руки (т.н. верхний установочный рефлекс Ландау ). В последующем (в 5-6 месяцев) у него разгибаются ноги и приподнимается таз (т.н. нижний установочный рефлекс Ландау ), после чего он становится на четвереньки.

Рефлексы позы . Эти рефлексы направлены на сохранение естественной позы, то есть определенной ориентации тела в пространстве, определенного взаимного расположения его частей (у человека - выпрямление позвоночника, стояние на двух ногах, вертикальное положение головы). Они возникают при изменении положения головы относительно туловища (например, наклоны или повороты головы) или при изменении позы. Это приводит к перераспределению тонуса мышц сгибателей и разгибателей, в результате чего сохраняется определённая поза и равновесие. Например, когда кошка пытается поймать колбаску - голова её приподнимается, тонус мышц-разгибателей передних конечностей увеличивается, а на задних конечностях повышается тонус мышц-сгибателей. Когда кошка пьёт молоко, нагнувшись к миске,- все наоборот – передние конечности сгибаются, а задние – разгибаются.

Выпрямительные рефлексы проявляются в том, что животное или человек из «непривычного», несвойственного для него положения переходит в естественное положение и тем самым восстанавливается нормальное положение тела после его нарушения. Происходит это за счёт перераспределения тонуса мышц. Рефлексы выпрямления связаны в первую очередь с раздражением вестибулярных рецепторов при неестественном положении головы. Естественное положение заключается в вертикальном положении туловища головой вверх. И если голова оказывается не в этом положении, то запускается цепь последовательных движений, направленных на восстановление указанной позы. При этом выпрямительные рефлексы совершаются в определенной последовательности: прежде всего восстанавливается правильное по отношению к линии горизонта положение головы теменем кверху (лабиринтный выпрямительный рефлекс), в результате выпрямления головы её положение относительно туловища изменяется, включаются шейные выпрямительные рефлексы, и вслед за головой туловище возвращается в нормальное положение (рис.9.I).

Рисунок 9. I – выпрямительный рефлекс – переход в стоячее положение, II и III - статокинетические рефлексы: а-и – этапы рефлекса

Центры этих рефлексов находятся в продолговатом и среднем мозге.

Очень наглядно проявляются выпрямительные рефлексы при обучении плаванию: когда не умеющий плавать человек, погружаясь в воду, пытается занять горизонтальное положение, то срабатывают цепи рефлекторных движений: поднимается голова, вслед за тем вертикальное положение принимает туловище и человек встаёт на дно. Почему же этот рефлекс не выполняется у человека, лежащего на диване? Дело в том, что, начиная с первых часов после рождения, лежание ребёнка на твёрдой поверхности, раздражая рецепторы кожи, постепенно подавляет указанный рефлекс, а в воде у пловца это раздражение отсутствует. Таким образом, в процессе обучения плаванию необходимо подавление тех самых рефлексов, которые так мешают необученному «пловцу». Такое ослабление рефлексов будет происходить в процессе обучения при участии коры больших полушарий и сознания.

Статокинетические рефлексы направлены на сохранение позы (равновесия) и ориентации в пространстве при изменении скорости движения (при движении с ускорением). В зависимости от характера движения эти рефлексы подразделяются на две группы. Одни возникают под влиянием прямолинейного ускорения во время поступательного движения в горизонтальной и вертикальной плоскостях (при раздражении рецепторов преддверия или отолитового аппарата), другие - под влиянием углового ускорения во время вращения (при раздражении рецепторов полукружных каналов). Так, при резком торможении прямолинейного движения повышается тонус мышц разгибателей (биологическое значение данного рефлекса заключается в предохранении от падения вперёд).

К статокинетическим рефлексам относится «лифтная реакция», выражающаяся в перераспределении тонуса мышц шеи, туловища и конечностей при быстром подъёме и спуске рис.9.II. В начале подъёма под действием положительного ускорения происходит непроизвольное сгибание конечностей и опускание головы и туловища; в конце подъёма под действием отрицательного ускорения наступает разгибание конечностей, голова и туловище при этом приподнимаются. При спуске описанные выше реакции сменяют друг друга в обратной последовательности. Эти рефлекторные реакции легко наблюдать при перемещении в скоростном лифте, поэтому они и называются лифтными рефлексами.

Кроме того, к этой группе рефлексов относятся рефлекс наклона (рис. 9.II), и рефлексы приземления (рис. 9.III).

Рефлекс приземления (выпрямления при падании) возникает в безопорной фазе вертикального прыжка. Когда животное находится в воздухе, его конечности разгибаются и направляются вперед, готовясь принять на себя тяжесть тела. Упав, оно пружинит конечностями и этим предохраняет голову и туловище от удара о землю (вспомните, кошка всегда падает на пружинящие лапы). Центры этих рефлексов располагаются в продолговатом, среднем мозге, а также коре больших полушарий.

К группе статокинетических рефлексов относятся повороты головы и глаз при вращении (например, если животное вращается по часовой стрелке, то голова и глаза в начале вращения медленно поворачивается в сторону, противоположную направлению вращения, а затем быстро перемещаются в исходное положение (нистагм головы и глаз). Это позволяет, несмотря на всевозможные повороты и наклоны головы фиксировать изображение на сетчатке, что способствует сохранению нормальной зрительной ориентации. Нистагм головы и глаз обычно используется в диагностических целях для проверки нормального функционирования вестибулярного аппарата.

Наиболее демонстративны тонические рефлексы у грызунов, в частности у морской свинки, на которой вы проведете практическую часть занятия. Этот объект выбран по той причине, что морская свинка имеет одну естественную позу - голова ориентирована теменем вверх, передние и задние лапки согнуты и приведены к туловищу, голова, как и туловище, расположена по продольной оси тела. Любая попытка экспериментатора изменить позу приводит в действие систему установочных тонических рефлексов, благодаря которым животное возвращается в естественное положение.

Спинной мозг и стволовые центры необходимы для управления всеми видами движений, но при совершении произвольных движений, связанных с реализацией программ действий, они участвуют в качестве исполнителей двигательных команд высших двигательных центров, к рассмотрению которых мы перейдем далее.

В данной статье рассмотрим основные группы физиологических рефлексов новорожденного ребенка.

Чтобы вам было проще разобраться в том, какие явления для младенца являются нормой, по каждому рефлексу разберем, в каком возрасте он проявляется, а когда исчезает (или переходит в другие двигательные навыки).

Что такое рефлексы новорожденных

Рефлексы (их еще называют автоматизмы) - это определенные двигательные реакции ребенка на определенные внешние раздражители. Условно говоря, «если вы сделаете такое-то движение, то ребенок должен ответить на него таким-то движением». Все физиологические рефлексы имеют свое время появления (определенный возраст ребенка) и время исчезновения. Некоторые рефлексы могут не исчезать, а развиваться в определенные двигательные навыки и умения.

По тому, как выражены рефлексы ребенка, врач может делать вывод о развитиии нервной системы (в соответствии с возрастом).

Важные признаки выраженности рефлексов новорожденного

  • Рефлексы новорожденного в норме обязательно должны быть симметричными. Это означает, что то, что делается, условно говоря, в правую сторону, должно точно так же делаться и в левую, и наоборот. Нессиметричность проявления рефлексов - это важный признак, о котором обязательно нужно сообщить врачу.
  • Слабая выраженность рефлексов (в соответствии с возрастом ребенка)
  • Не исчезновение рефлексов в положенный срок (в определенном возрасте ребенка).

Эти признаки может обнаружить врач педиатр при осмотре ребенка, а могут обнаружить и родители (в этом случае, обязательно поставить в известность врача).

Основные физиологические безусловные рефлексы новорожденного

Оральные рефлексы (автоматизмы)

Сосательный рефлекс новорожденных. При прикосновении к языку ребенка, или к губам, ребенок начинает выполнять сосательные движения. То же самое происходит, если в рот ребенка поместить палец, например, или соску (при проникновении предмета, похожего на сосок на 1-2 см в рот). Начинает проявляться еще до рождения (иногда даже видно на , как малыш сосет пальчик), рефлекс наблюдается в течение первого года жизни.

Хоботковый рефлекс новорожденых. При точечном контакте (пальцем) с верхней губой ребенка, сокращается круговая мышца рта, и ребенок складывает губы «хоботком». Выражен до 2-3 месяцев, затем угасает. Замедленное угасание хоботкового рефлекса характерно для детей с поражением ЦНС.

Поисковый (искательный) рефлекс новорожденных (Куссмауля). При поглаживании области возле угла рта (не прикасаясь к губам) ребенок поворачивает голову в сторону , угол рта при этом опускается. Выражен в возрасте от рождения до 2-3 месяцев. Затем ребенок начинает больше реагировать уже на зрительный образ (например, грудь или бутылку с молоком).

Ладонно-рото-головной рефлекс новорожденных (Бабкина). При надавливании пальцами на ладони ребенка, он открывает рот и подводит головку к груди. Лучше всего проявляется перед кормлением. Этот рефлекс ярко выражен с рождения до 2 месяцев, в 3 месяца начинает ослабевать, и после 3 месяцев может проявляться только частично.

Спинальные рефлексы новорожденных (автоматизмы)

Защитный рефлекс. Если новорожденного ребенка положить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону, чтобы не задохнуться. На наличии этого рефлекса основаны рекомендации о том, что ребенок может с рождения (после заживления пупочной ранки) спать на животе. У новорожденных с поражениями ЦНС рефлекс может отсутствовать, и если головку ребенка не повернуть, он может задохнуться. В норме, защитный рефлекс выражен с рождения.

Ниже приведем группу дополнительных защитных рефлексов.

  • «Утиный» рефлекс. Если направить струю воды на область носика и рта, то ребенок задержит дыхание. Именно этот рефлекс лежит в основе раннего ныряния новорожденного.
  • Зрачковый рефлекс. При ярком свете зрачок новорожденного сужается
  • Мигательный рефлекс. Ребенок зажмуривает глазки, если ему подуть в лицо.

Рефлекс опоры. Если новорожденного взять подмышки и поставить ножками на ровную твердую поверхность, то он (в норме) должен опереться на поверхность всей стопой. Опора «на носочках» - не в норме, может говорить о повышенном тонусе у новорожденного. Рефлекс опоры проявляется с рождения и до 1-1,5 месяцев. Затем он угасает. Только к 10-12 месяцам ребенок постепенно учится сам ходить.

Рефлекс выпрямления. В том же положении, если взять новорожденного подмышки, и поставить на ровную твердую поверхность, то он рефлекторно выпрямляет туловище. Рефлекс выпрямления выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает.

Рефлекс автоматической ходьбы новорожденных. В том же положении, если новорожденного взять подмышки, и (придерживая головку пальцами) чуть наклонить вперед, он начнет делать шаги. В норме, ребенок должен во время этой «автоматической походки» , не скрещивать ножки. Рефлекс автоматической ходьбы выражен с рождения до 1-1,5 месяцев, затем угасает. У детей с поражениями ЦНС, этот рефлекс может быть выражен долгое время (до 7-8 месяцев).

Внимание! Специально стимулировать рефлекс автоматической ходьбы (чтобы он не угасал, а проявлялся дальше) - нельзя.

Рефлекс ползания (Бауэра). Если новорожденного положить на ровную твердую поверхность, то он начнает делать ползательные движения (и на спине, и на животе). Если подставить ему под ножки опору (руку, например), то движения усиливаются. Рефлекс ползания начинает проявляться в возрасте 3-4 дней. Норма проявления до 4 месяцев, затем рефлекс угасает (ребенок начинает самостоятельно ползать в 6-7 месяцев).

Хватательный (обезьяний) рефлекс. Если контактировать (надавливать) любым предметом на ладони новорожденного, он крепко зажимает предмет в кулачке (даже сложно разжать пальцы). Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Робинсона (подвешивания). Если надавить на ладони ребенка своими пальцами, ребенок крепко за них схватится (хватательный рефлекс). Затем можно поднять ребенка так, чтобы он удерживался только своими пальчиками за Ваши. Если держит вес своего тела, то это и есть рефлекс Робинсона. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Нижний хватательный рефлекс. Если надавить пальцем на основание 2-го пальца ножки (на подошве ребенка) то новорожденный подожмет пальчики ноги. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Бабинского. Если провести пальцем по наружному краю стопы новорожденного в направлении от пяточки к пальцам, то он «расставит пальчики веером». Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает.

Рефлекс Моро (объятия). При внезапном резком звуке, или при похлопывании на расстоянии 15 см от головки новорожденного по столу, или при похлопывании по груди, - новорожденный резко симметрично разводит и сводит руки. Рефлекс обусловлен нашим происхождением от обезьян J. Когда есть риск падения, нужно схватиться за маму. Проявляется в норме с рождения до 4 месяцев, затем угасает. Проявления после 5 месяцев сигнализируют о проблемах с развитием ЦНС.

Рефлекс Галанта. Если малыш лежит на боку, то при проведении пальцами по околопозвоночной линии (то шеи к копчику) ребенок выгибается в сторону раздражителя, В норме рефлекс Галанта симметричный. Проявляется в норме с 5-6 дня от рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. Рефлекс может быть ослаблен или не проявляться, если есть поражения спинного мозга.

Рефлекс Переса. Ребенок лежит на животе, пальцем проводят по позвоночникам от копчика к шее. Новорожденный реагирует резким криком, поднимает таз, сгибает ручки и ножки. Проявляется в норме с рождения до 3-4 месяцев, затем угасает. В норме, проявления рефлекса (крик, подгибание конечностей) должны «мягко сойти на нет».

Надсегментарные позотонические рефлексы

Группа рефлексов, связанная с поддержанием положения тела в пространстве, адекватным перераспределением мышечного тонуса. На этих рефлексах формируются способности , сидеть, ходить, и тд.

Ассиметричный шейный тонический рефлекс (Магнуса- Клейна). Головку новорожденного нужно повернуть так, чтобы подбородок касался плеча. Должно быть заметно, как рука, в сторону которой направлена голова,- выпрямится, а другая ручка, наоборот, согнется (поза фехтовальщика). Это и есть перераспределение тонуса. В руке, которая разогнута, повышается тонус мышц- разгибателей, а в руке, которая согнута, - повышается тонус мышц -сгибателей. Рефлекс должен в норме наблюдаться в обе стороны, при повороте головки вправо и влево, ручки должны разгибаться и сгибаться соответственно. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Симметричные тонические шейные рефлексы. Если нагнуть головку ребенка, то ножки разогнутся а руки согнутся. Если наоборот, голову отклонить назад, то ручки разогнутся а ножки согнутся. Выражен у новорожденного постоянно, у недоношенных детей выражен хуже.

Тонический лабиринтный рефлекс. Когда ребенок лежит на животе, то повышен тонус мышц- сгибателей: ручки прижимаются к телу, ножки к животу, сгибается спина). Затем тонус перераспределяется и движения ребенка переходят в рефлекс ползания (Бауэра).

Развитие этой группы рефлексов переходит в двигательные навыки ребенка.

Мезенцефальные установочные рефлексы

Группа рефлексов, которые предваряют собой различные «выпрямительные» активности. Ребенок начинает держать голову, выпрямлять туловище.

Лабиринтный установочный рефлекс. Первый рефлекс, который помогает ребенку справиться с силой тяготения . Ребенок начинает держать головку в положении лежа. Сначала приподнимать ее, потом удерживать плечи, затем подниматься на ручках. Начинает проявляться с 1-2 месяцев.

Цепные симметричные рефлексы

Шейная выпрямляющая реакция. Рефлекс, направленный на развитие положения шеи относительно ткуловища. Именно благодаря ему, ребенок может начинать переворачиваться со спины на бок. Проявляется на 3-4 месяце, затем «перерастает» в перевороты на живот и обратно.

Туловищная выпрямляющая реакция (с туловища на голову). При ощущении твердой опоры под ногами (лежа) ребенок выпрямляет шею. Проявляется начиная с 1-го месяца жизни. Затем перерастает в удержание головки в положении лежа на животе.

Выпрямляющий рефлекс туловища. Рефлекс, позволяющий ребенку поворачивать вначале голову, затем плечи, затем все туловище. Именно из этого рефлекса происходят полные перевороты (со спины на живот и обратно). Положение «на четвереньках» и дальнейшее ползание. Проявляется начиная с 6-го месяца жизни и переходит в другие двигательные навыки.

Выпрямляющие реакции. Направлены на приспособление головы и туловища к вертикальному положению. Начальные проявления (пробует «держать голову») видны уже на 1-м месяце жизни, дальше реакции развиваются и соверщенствуются, вплоть до 12-15 месяцев.

Защитная реакция рук. Реакция, помогающая держать тело в вертикальном положении. Проявляется как движения рук в ответ на изменение положений туловища. Руки выпрямляются, выставляются вперед, вбок, назад, чтобы как-бы «стабилизировать» положение в пространстве. Проявления заметны с 5-6 месяца жизни и перерастают дальше в соответствующие двигательные навыки.

Рефлекс Ландау. Первая фаза, 4-6 месяцев: если ребенк уложить на животик на стол, так, чтобы головка и плечи были вне стола, он будет выпрямлять руки и поднимать голову и плечи вверх. Вторая фаза, 6-8 месяцев: если ребенка уложить на стол на спинку, так, чтобы ножки находились вне стола, то он будет поднимать ножки вверх на уровень туловища.

Рефлексы равновесия

Группа реакций и рефлексов, которые направлены на поддержание равновесного положения тела в момент сидения, стояния, а затем ходьбы. В основном проявляются с 6 месяцев до 2 лет. Отдельные равновесные навыки могут формироваться до 5-6 лет.

Становится понятно, что когда пишут «ребенок к такому-то возрасту должен то-то и то, и не должен это» - эти «требования» чаще всего базируются на проявлениях, развитии и угасании определенных рефлексов. Именно рефлексы на конкретном этапе жизни ребенка сигнализируют о том, что ребенок растет и развивается хорошо. Здоровья Вам и Вашему малышу!

Спинной мозг. Роль СМ в процессе регуляции деятельности ОДА и вегетативных функций организма. Спинальные механизмы регуляции мышечного тонуса и фазных движений.

СМ - это орган ЦНС, расположенный в позвоночном канале позвоночника. Имеет сегментарное строение. У каждого сегмента имеются здание (чувствительные, афферентные) и передние (двигательные, эфферентные).

Функции:
1) рефлекторная (обеспечивается нервными центрами)
2) проводниковая (обеспечивается проводящими путями)

Нейроны СМ делятся на:
- мотонейроны (альфа иннервируют скелетные мышцы; гамма регулируют напряжение мышечных веретен), которые вместе участвуют в в регуляции сокращений скелетных мышц, и при перерезке передних корешков исчезает мышечный тонус
- интеронейроны обеспечивают связь между центрами СМ и вышлежащими отделами ЦНС
- нейроны симпатического отдела ВС находятся в боковых рогах грудных сегментов
- нейроны парасимпатики в крестцовом отделе

Рефлексы СМ:
- соматические (двигательные)
- вегетативные

1) соматические делятся на:
- сухожильные (миотические) - возникают при механическом раздражении мышц и сухожилий (характерны для сгибателей - коленный, локтевой, кистевой, ахиллов)
- кожные - обусловленные раздражением рецепторов кожи, но проявляются двигательными реакциями (подошвенный и брюшной)

2) вегетативные делятся на:
- симпатические
- парасимпатические
Вместе они проявляются реакцией внутренних органов на раздражение рецепторов кожи, внутренних органов, мышц; образуют низшие центры регуляции тонуса сосудов, сердечной деятельности, совета бронхов, потоотделения, мочевыведения, дефекации, эрекции, эйякуляции

ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ

1) центры
жизненно важные
- дыхательный центр (обеспечивает смену фаз дыхания)
- сосудодвигательный (тонус периферических сосудов)
- центр регуляции сердечной деятельности (регуляция частоты и силы сердечных сокращений)
Защитные
- рвотный центр
- кашель, чихание
- смыкание век и слезоточение
Пищевые
- сосание
- жевания
- глотания
А так же:
- слюноотделение
- моторика пищ.канала
- секреция кишечных, желудочных, поджелудочных желез и печени

Статические или соматические рефлексы ПМ относятся к познотоническим или рефлексам поз. Осуществляются ядром Дейтерса, от которого к мотонейронам разгибателей идут вестибулоспинальные пути. Возникают, когда возбуждаются вестибулярные рецепторы и проприорецепторы мышц шеи. Коррекция положения тела происходит за счёт изменения тонуса мышц. Например, при запрокидывании головы животного назад повышается тонус разгибателей передних конечностей и снижается тонус разгибателей задних. При наклон головы обратная реакция.

Проводниковая функция обеспечивается проводящим путями, проходящими через продолговатый мозг.

Средний мозг. Роль среднего мозга в процессах саморегуляции функций. Рефлекторная деятельность среднего мозга. Функции среднего мозга. Участие среднего мозга в осуществлении фазно-тонической деятельности мышц. Установочные рефлексы: статические и статокинетические (Р.Магнус). Ориентировочные рефлексы. Механизм поддержания равновесия тела. Проводниковая функция среднего мозга. Децеребрационная ригидность, ее механизмы.

Рефлекторная функция среднего мозга обеспечивается нервными центрами. В среднем мозге находятся ядра четырехолмия, красное ядро, черная субстанция, ядро глазодвигательного и блокового нервов и ретикуляторная формация.

Установочные рефлексы

1) статические - выпрямительные рефлексы (осуществляются за счёт более разнообразных двигательных рефлексов). Обеспечивают восстановление естественной позы. Вместе с полными рефлексами продолговатого мозга (см.выше) они обеспечивают непроизвольное поддержание позы и равновесия в неподвижном положении (стоя, сидя).

2) стато-кинетические - рефлексы, которые служат для сохранения устойчивого положения тела при движении. К ним относятся нистагм головы и глаза, лифтная реакция, рефлекс готовности к прыжку.

- нистагм головы и глаза - это медленное бессознательное движение в сторону противоположную вращению, а затем быстрое возвращение в исходную позицию. Нистагм сохраняется некоторое время и после вращения

- лифтная реакция - уменьшение тонуса разгибателей конечностей в начале быстрого подъема, которое сменяется его повышением. При быстром опускается меняет противоположно

- рефлекс готовности к прыжку - увеличение тонуса разгибателей передних конечностей при опускании вниз головой

Все эти рефлексы обусловлены возбуждением вестибулярного аппарата

Ориентировочные рефлексы - врожденные реакции организма животных на любое воздействие, осу ществляемые центральной нервной системой.

С ориенти ровочных рефлексов начинается любой сложнорефлекторный акт организма. Ориентировочный рефлекс не имеет специальных рефлексогенных зон и может быть вызван различными раздражителями. Прежде всего при ориентировочных рефлексах включаются соматические реакции, которые внешне могут проявляться в повороте глаз, ушей, головы в сторону неожиданного сиг нала, а иногда и в виде затаиваний. Эти реакции сопровож даются изменением частоты дыхания, сердечных сокращений, расширением или сужением кровеносных со судов. Организм подготавливается для срочного выполне ния новых рефлекторных реакций.

У всех исследованных млекопитающих существуют определенные сроки форми рования ориентировочных рефлексов. Например, у живот ных, рождающихся зрячими, ориентировочные рефлексы проявляются в первые дни жизни, у слепых детенышей - позднее: новорожденные щенки реагируют на свет на 19-й день. Ориентировочные рефлексы переходят в определен ные формы исследовательского поведения животных, осо бенно в незнакомых ему местах.

Средним мозгом так же обеспечивается содружественные движения глаз, регулируется ширина зрачка и кривизна хрусталика (ядро глазодвигательного и блокового нервов); координация точных движений пальцев рук, регуляция жевания и глотания (черная субстанция); в первичных зрительных центрах образуются зрительные ориентировочные рефлексы и первичный анализ зрительной информации (бугры четырехолмия - верхние); первичные Слуховые центры - первичный анализ и ориентировочные рефлексы на слуховой раздражитель (нижние бугры)

Проводниковая функция обеспечивается проводящим путями, проходящими через средний мозг - нисходящими и восходящими.

Децеребрационная регидность - резкое повышение тонуса всех мышц разгибателей. Голова запрокидывается, спина выгибается, конечности выпрямляются. Механизм заключается в том, что красное ядро, активируя мотонейроны сгибателей, через вставочные тормозные нейроны тормозит мотонейроны разгибателей. Одновременно включается тормозящее влияние красного ядра на РФ продолговатого мозга, а в отсутствие влияния красного ядра преобладает возбуждающее действие ядра Дейтерса на мотонейроны сгибателей.

Мозжечок. Афферентные и эфферентные связи мозжечка. Коррегирующие и стабилизирующие влияния мозжечка на моторную функцию. Участие в организации двигательных программ. Роль тормозящих нейронов коры мозжечка. Взаимоотношения между корой мозжечка и его ядрами, а так же вестибулярным ядром

Мозжечок участвует в координации всех сложных двигательных актов организма, включая и произвольные движения.

Мозжечок состоит из 2-х полушарий и червя между ними. Серое вещество образует кору и ядра. Белое образовано отростками нейронов.

Мозжечок получает афферентные нервные импульсы от тактильных рецепторов, рецепторов вестибулярного аппарата, проприорецепторов мышц и сухожилий, а также двигательных зон коры.

Эфферентные импульсы от мозжечка идут к красному ядру среднего мозга, ядру Дейтерса продолговатого мозга, к таламусу, а затем к моторным зонам КБП и подкорковым ядрам.

Общей функцией мозжечка является регуляция позы и движений. Эту функцию он осуществляет путем координации активности других двигательных центров: вестибулярных ядер, красного ядра, пирамидных нейронов коры.

выполняет следующие двигательные функции:
1. регуляцию мышечного тонуса и позы;
2. коррекцию медленных целенаправленных движений в ходе их выполнения, а также координацию этих движений с рефлексами положения тела;
3. контроль за правильным выполнением быстрых движений, осуществляемых корой.

В связи с тем, что мозжечок выполняет данные функции, при его удалении у животного развивается комплекс двигательных нарушений, называемый триадой Лючиани.

Он включает:
1. атония и дистония
2. астазия– снижение и неправильное распределение тонуса скелетных мышц; – невозможность слитного сокращения мышц, а как следствие, сохранения устойчивого положения тела при стоянии, сидении (покачивание);
3. астения– быстрая утомляемость мышц;
4. атаксия– плохая координация движений при ходьбе. Неустойчивая "пьяная" походка;
5. адиадохокинез– нарушение правильной последовательности быстрых целенаправленных движений.

В клинике умеренные поражения мозжечка проявляются триадой Шарко:
1. нистагм глаз в состоянии покоя;
2. тремор конечностей, возникающий при их движениях;
3. дизартрия – нарушения речи.

мозжечок влияет и на различные вегетативные функции. Эти влияния могут быть возбуждающими и тормозящими. Например, при раздражении мозжечка увеличивается или снижается кровяное давление, изменяется частота сердцебиений, дыхание, пищеварение. Мозжечок влияет на обмен веществ. На эти функции он воздействует через вегетативные нервные центры, координируя их активность с движением. Функции внутренних органов изменяются в связи с изменением обменных процессов в них. Поэтому мозжечок оказывает на них адаптационно-трофическое влияние.

Ретикулярная формация. Особенности нейронной организации РФ ствола мозга, особенности свойств ее нейронов. Связи РФ с основными проводящими путями ГМ. Нисходящие влияния РФ на рефлекторную деятельность СМ. Участи РФ в поддержании и перераспределении мышечного тонуса. Восходящие активирующие влияния РФ.

Нисходящие влияния РФ.

По нисходящим путям РФ оказывает на СМ, как активирующее, так и тормозящее влияние. Тормозное влияние РФ на СМ-центры осуществляется двояким путем.

1. За счет ослабления сенсорного входа в СМ

2. За счет прямого действия РФ на нейроны СМ, а именно:
а) непосредственное влияние на возбудимость альфа-мото-нейронов СМ путем повышения порога их возбудимости

Б) через клетки Реншоу путем усиления их тормозного эффекта

Активирующее влияние РФ на рефлекторную деятельность СМ обнаруживается при раздражении латеральных областей РФ, Воролиева моста, среднего мозга и гипоталамуса. Осуществляется двумя путями:

1. путем снижения порога возбудимости нейронов СМ

2. путем подавления тормозной активности клеток Реншоу

Эфферентные связи РФ.

1. нисходящие ретикуло-спинномозговые пути

2. восходящие ретикуло-кортикальные пути

3. ретикуло-церебральные пути

4. волокна, оканчивающиеся в других структурах мозга

Возбуждение, следующее по ретикуло-СМ-путям, активирует вставочные нейроны СМ, аксоны которых образуют тормозные синапсы на альфа-мото-нейрон. При этом мембрана а-мотонейрона гиперполирезуется и возбудимость их падает. Таким образом возникает ПСПТ. Тормозное влияние может осуществляться и за счет возникновения длительных ТПСП во вставочных нейронах а так же за счет воздействия на терминале афферентных волокон, входящих в СМ.

Регуляция мышечного тонуса происходит в основном при участии покрышки среднего мозга по ретикуло-спинно мозговым путям (быстро и медленно проводящему). По быстро проводящему поступают импульсы, контролирующие быстрые физические движения, по медленному проводящему идут импульсы, контролирующие медленные тонические сокращения.

Регистрируется альфа-ритм в положении лежа или сидя в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Бета-ритм характерен при переходе от покоя к деятельности при умственной работе.

Лабиринтный выпрямляющий (установочный) рефлекс на голову состоит в том, что если в положении на животе голова ребенка располагается по средней линии, возникает тоническое сокращение мышц шеи, ребенок поднимает и удерживает голову.

К концу 1го месяца жизни уже можно отметить отдельные элементы этого рефлекса: ребенок пытается оторвать голову от поверхности, на которой он лежит (и временами ему это удается), но удержать ее он еще не может, роняет и поворачивает в сторону (защитный рефлекс).

В возрасте около 2 мес ребенок непостоянно приподнимает голову в положении на животе и удерживает ее 10—20 с, но большую часть времени он лежит с опущенной головой. В 2 мес движения поднимания и удерживания головы в положении на животе возникают чаще и быстрее. С 27-г мес удержание головы становится закономерной реакцией я возникает сразу или через несколько секунд.

В возрасте до 2 мес при удержании головы ноги находятся в напряженном состоянии (у одних детей они вытянуты, у других несколько согнуты) и относительно неподвижны. С 2 1/2 мес ребенок в положении на животе активно двигает ногами.

В начале 2-го месяца жизни в положении на животе руки ребенка находятся под грудью согнутыми в локтевых суставах. К концу второго периода ребенок слегка выдвигает локти вперед и опирается на предплечья, при этом руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом.

В это время уже можно ощутить отчетливое сопротивление пассивному опусканию головы. Влияние лабиринтного установочного рефлекса на голову можно проверить, удерживая ребенка 3 мес свободно в воздухе лицом вниз.

Ребенок временами пытается поднять голову, вывести ее в срединное положение и удержать. Это ему удается не всегда.

«Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни», Л.Т.Журба